По иронии судьбы обе кубанские монументальные работы Бориса Эдуардса задуманы не им, но воплощены в металл и камень именно Борисом Васильевичем. В 1907-м под надзором особой войсковой строительной комиссии он будет руководить литьем и установкой памятника Екатерине Великой в столице Кубани, проект которого создал один из учителей Эдуардса - Михаил Микешин. В 1911-м Борис Васильевич продолжит труд екатеринодарского художника Петра Косолапа и по его проекту создаст в Тамани памятник 100-летию прибытия казаков-первопоселенцев на правый берег Кубани.
Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения Бориса Эдуардса, известного русского скульптора рубежа XIX-XX вв., руководившего возведением сразу двух кубанских памятников: Екатерине II в столице края и посвященного высадке казаков 25 августа 1792 г. на Тамани.
Борис Васильевич родился в Одессе в 1860 году: его мать, Софья Киринкова, происходила из старого казачьего рода с Полтавщины, отец, Бэзил Эдвардс, был британским торговцем, внуком военного секретаря первого английского губернатора Мальты. После рисовальной школы 16-летний Эдуардс поступил в Петербургскую академию художеств, на ежегодной вы-ставке которой в 1888-м получил звание классного художника 3-й степени за полотно «Катерина» по мотивам поэмы Шевченко, портреты художника Судковского, писателей Дорошевича и Бунина, скульптуру «Слава в вышних Богу». Последняя в числе четырех работ Эдуардса в 1890-х была приобретена Русским музеем.
К этому моменту художник поучился в Париже в Академии Жюльена и всерьез увлекся скульптурой. Через год Борис Васильевич вновь отправится туда - на завод Барбадьен, где чернорабочим будет постигать премудрости литейного дела. А затем откроет в Одессе ателье художественной и промышленной скульптуры и бронзолитейный завод, где в 1910-х создаст украшения для музея Севастопольской обороны, гробниц адмиралов Лазарева, Нахимова, Корнилова и Истомина во Владимирском соборе. Там же он будет работать над проектами памятников А. Суворову в Румынии и Измаиле, Н. Гоголю и А. Пушкину в Харькове, инженеру и археологу А. Полю в Кривом Роге и, конечно, Екатерине II в Одессе и Екатеринодаре.
По иронии судьбы обе кубанские монументальные работы Бориса Эдуардса задуманы не им, но воплощены в металл и камень именно Борисом Васильевичем. В 1907-м под надзором особой войсковой строительной комиссии он будет руководить литьем и установкой памятника Екатерине Великой в столице Кубани, проект которого создал один из учителей Эдуардса - Михаил Микешин. В 1911-м Борис Васильевич продолжит труд екатеринодарского художника Петра Косолапа и по его проекту создаст в Тамани памятник 100-летию прибытия казаков-первопоселенцев на правый берег Кубани.
Последняя выставка Бориса Эдуардса в России прошла летом 1918-го: через год вместе с сестрой Анастасией и ее дочерью Лидией он уехал из страны на Мальту, к семье отца. Его не стало в 1924 году, и следующие 80 лет могила скульптора на кладбище Та’Брашия города Флориана была забыта. Лишь шесть лет назад ее нашли, и теперь стараниями Посольства РФ на Мальте установлен надгробный памятник Эдуардсу.
Анастасия Куропатченко, г. «Краснодарские известия» http://www.ki-gazeta.ru