Саше Левену было пять лет, когда родители впервые привели его в ближайший от дома спортзал и записали в секцию батута. «Пришлось даже тренера обмануть, — вспоминает отец Николай Васильевич, — накинули годик, сказали, что Саше уже шесть исполнилось». Так простая случайность определила судьбу будущего чемпиона. Вот уже двадцать лет Александр Левен славит фамилию предков казаков и родную Кубань. Сегодня у мастера спорта международного класса свыше сотни медалей.
Прыжки на батуте сравнимы с искусством. Сочетание легкости полета, грации, когда тело становится инструментом и, полностью подчинившись разуму, в воздухе, словно по мановению волшебной палочки, начинает выполнять сложнейшие комбинации. И мало кто задумывается, глядя со стороны, что за всем этим великолепием стоят ежедневные упорные тренировки.
В гости к казакам Левенам я пришла уже вечером, когда у Александра закончилась вторая тренировка и вся семья собралась за столом. Был канун старого Нового года.
— Мы очень любим праздники, — призналась Татьяна Александровна, мама Саши, учитель 12-й краснодарской школы. — Особенно дороги для нас Рождество, которое встречаем всей семьей, вместе с друзьями-казаками, Пасха, дни рождения и, конечно же, Новый год. Он у нас никогда не бывает скучным.
В Сашиной комнате на стенах развешены грамоты, на телевизоре расставлены несколько кубков. Их так много, что основная часть хранится отдельно. Младший сын Левенов Василий сбегал в соседнюю комнату и принес самый маленький кубок из горного хрусталя, напоминающий парус. Это награда за первую серьезную победу Александра. Ее он привез в одиннадцать лет из Швеции. А началось все с маленького вертолетика, и, как знать, может, именно та победа шестилетнего Саши на краевых соревнованиях определила его спортивное будущее. Награда в доме Левенов заняла почетное видное место. Родители гордились сыном.
Так же уверенно, как входит в зал, Александр Левен одерживает одну победу за другой. Сколько у него наград — точно сказать так и не смог, говорит, не считал никогда. И только мама назвала цифру: сто две или сто три. Василий достает увесистую коробку с медалями брата и дает подержать.
— Раньше они висели здесь, — указывает на стену, на которой висит большой ковер, — но Саша попросил снять. Скромничает, — улыбается Вася, а небольшого роста, коренастый, малоразговорчивый Александр смущенно опускает глаза.
Способности у начинающего спортсмена обнаружились почти сразу, да только в спорте на одном божьем даре далеко не уедешь. А вот у Александра есть все: и воля, и характер, и талант. Свои успехи мастер спорта международного класса объясняет так: «Это обычная работа». Да только эта обычная работа всегда чем-то подпитывается. Родительская любовь, забота и поддержка сделали свое дело, ведь водить Сашу на тренировки поначалу приходилось и маме, и папе, и даже бабушке, которая живет с ними. А еще стены греют.Ведь маленький саманный дом в Пашковском с низкими потолками и дверными проемами, в котором проживают сейчас Левены, принадлежал когда-то еще родителям главы семейства Николая Васильевича. Старенькая хатка в поселке, где знаком каждый квадратный метр, где чуть ли не половина жителей либо родственники, либо знакомые, буквально пропитана настоящим казачьим духом, ведь предки у Левенов — казаки: у Татьяны Александровны — донские, у Николая Васильевича — кубанские. Вот и старший Левен — атаман Красного кута — говорит: — А дети у нас потому хорошие, что живем согласно заповедям казачьим.
Еще в начале девяностых, когда сыновья были совсем маленькими, они всегда были с отцом на всех казачьих праздниках. До сих пор, спустя столько лет, братья с ребяческим восторгом вспоминают свои первые черкесочки и папахи, в которых ходили. Сейчас Александр — старший урядник, Вася — чином поменьше, все-таки младший. Как положено казакам, оба служили: старший — в спортроте, чтобы навыки не терялись, младший попал в десантно-штурмовой полк. Два родных и таких не похожих друг на друга брата, две судьбы и только родительская любовь общая. Ими гордятся — каждым по-своему. Татьяна Александровна по очереди нахваливает сыновей. Смущается даже Вася, который гораздо напористее брата, обещает уйти, если мама будет продолжать. Его тоже когда-то вслед за старшим привели в зал. И он талантлив не менее Александра, но выбрал иной, свой путь.
— Я уже свое отпрыгал, — шутит Василий, на что родители не в обиде, да и на что обижаться, когда сын вырос таким молодцом: добрым, отзывчивым, участливым. Он всегда подаст руку, если нужна помощь, не бросит в беде.
— Это мой долг, — говорит младший Левен.
Он ищет себя, самоутверждается и протаптывает свою дорожку сам. Совмещать учебу и работу нелегко, Василий, как объяснил сам, — будущий инспектор пожарной безопасности.
— Но вот скромно же говорит, — перебивает мама, возмущенно разводя руками, — на самом деле это служба МЧС.
И Вася утвердительно кивает головой. На трудности он никогда не ропщет, да и не с руки казаку. Находит время, чтобы помочь отцу в работе с молодежью. Семья в курсе всех отцовских дел, поддерживает, вообще здесь ни от кого нет секретов. Еще в 1992 году на базе школы высшего спортивного мастерства при ХКО «Красный кут» Николай Левен организовал спортивный клуб «Казачонок Кавказа», кстати, его собственные сыновья — воспитанники этого клуба. Сам находил тренеров, спонсоров. В этом году клубу уже 15 лет. Вообще все, что Николай Васильевич делает сегодня, держится на личном энтузиазме. Он не жалеет ни сил, ни денег, которые зачастую выкраиваются из семейного бюджета. Конечно, помогают глава города Владимир Евланов, Законодательное Собрание края, но если бы не запал, неудержимая жажда воспитывать молодежь в казачьих традициях, стремление привить им только самое лучшее, чему учил и собственных детей, вряд ли что получилось бы. Впереди — четыре мероприятия подряд, а значит, снова хлопоты, пусть и приятные.
ХКО курирует и три казачьих класса, один из которых под свою опеку взяла жена Николая Левена. Она же заведует и клубом, который так и называется: «Казачата». Система наставничества в классах — тоже заслуга атамана. В школах, где есть казачьи классы, Левен провел «круглые столы», где присутствовали директора, классные руководители, кураторы. Наметили план совместной работы, заключили соглашения о сотрудничестве. На базе 12-й школы, где работает Татьяна Александровна, с нуля создал две секции — рукопашного боя и туризма. В прошлом году ЗСК выделило сто тысяч рублей. На эти деньги Николай Васильевич заказал форму для ребятишек из третьей школы. Атамана дети любят. Закончив школу, многие из них остаются в обществе. Недавно Николая Васильевича представили к краевой награде «За выдающийся вклад в развитие кубанского казачества». Теперь он на пенсии — более тридцати лет проработал сварщиком на заводе. У него много сил и теперь, когда освободилось время, он полностью отдается любимому делу. К трудностям, связанным с работой Николая Васильевича, Татьяна Левен уже привыкла.
— Я люблю своего мужа, — говорит она.
А какие объяснения нужны еще? Вместе они прожили уже 26 лет душа в душу, одной дружной семьей. Их сыновья, как и они сами, неразлучны: оба любят играть в футбол, волейбол, петь песни, ходить в гости к друзьям. Александр объехал почти целый свет, побеждал и на первенствах мира, и на всемирных играх, даже новый рекорд на чемпионате мира в Ганновере установил. В синхронных прыжках с напарником продемонстрировали самую сложную комбинацию, за что и были занесены в книгу рекордов Гиннеса.
— Я всегда говорил: брат у меня — самый лучший, я горжусь им, — не удержался Вася. А мама добавила: — А он всегда собой недоволен.
Наверное, так и должно быть, если хочешь достичь большего — надо над собой работать постоянно. Александр еще со школы знал, что у него только один путь — спорт. Даже после травмы руки не опустил, вот что значит казачий дух! Поначалу о большом спорте даже не мечтал, хотел стать спортивным комментатором. Но, окончив девять классов, поступил в училище олимпийского резерва, затем в Университет физической культуры, спорта и туризма. Но и на этом останавливаться не собирается, в планах — второе высшее, какое — пока не решил. За свою судьбу благодарен и родителям, и тренеру Виталию Дубко, который сделал из него чемпиона, но и сам не плошает. Ежедневные двухразовые тренировки, сборы, соревнования,
снова тренировки — это целая жизнь в большой спортивной семье, где за столько лет каждый уже стал родным.
— За друзей, когда они прыгают, — говорит Александр Левен, — я переживаю больше, чем за себя.
Дари добро другим, и оно бумерангом вернется вдвойне. Может, это и есть секрет побед, да только без труда, как гласит русская пословица, дело не спорится.
— Я упрямый, — говорит про себя Александр. Он научился контролировать эмоции, спокойно реагировать на неудачи.
— Не получилось сегодня — получится завтра, — уверен Левен, а вот стеснения преодолеть так и не смог.
Мама Саши всегда выходит из зала, когда на соревнованиях объявляют выход сына — сильно волнуется, а если он далеко от дома, то просит младшего узнать результаты. У папы нервы покрепче. Вместе с Сашей он подпрыгивает на зрительской трибуне и обязательно читает молитву.
Шаг за шагом Александр Левен движется вперед, зная, что главная его опора — семья. Мы общались всего два часа, а мне показалось, что знаю эту семью всю жизнь, настолько тепло и уютно, когда вокруг любящие сердца, бьющиеся в унисон. Торопимся проститься — у Александра спортивный режим. Завтра снова тренировки, нужны силы для новых рекордов. Скоро он снова уедет на сборы, а дома как всегда будут ждать родители, бабушка и брат Вася.
Полина Поцебнева
Кубанский казачий вестник № 1 (52)// г. «Кубанские новости» от 17.01.09 г.