«...Войску надлежит бдение и стража пограничные от набегов народов закубанских...». Так определила Екатерина Вторая 22 июня 1792 года в жалованной грамоте Черноморскому казачьему войску на кубанские земли.
«...Войску надлежит бдение и стража пограничные от набегов народов закубанских...». Так определила Екатерина Вторая 22 июня 1792 года в жалованной грамоте Черноморскому казачьему войску на кубанские земли.
В августе 1793 года после осмотра местности на правом берегу Кубани войсковое правительство приказало Кузьме Белому расположить в восьми кордонах от Воронежского редута и до Казачьего ерика на десятиверстном расстоянии друг от друга по десять казаков со старшиною, а несколько позже Захарию Малому было приказано разместить отряд в 500 казаков.
К 1 мая 1795 года распределение людей по постам и вообще по службе было изменено. В 20 кордонах на границе с черкесами и для охраны ее назначено 1053 казака и старшин. Казаки менялись по очереди. На 35 лодках несли береговую охрану 25 старшин и 375 казаков, они именовались «всегдашней стражей».
К концу года в Черномории было 24 кордона, по ним зачислено 2936 дворов — 14 374 человека.
В 1806 году Черноморская кордонная линия была разделена на четыре части. В первой части было десять кордонов, во второй — четыре, третьей — четыре, четвертой — семь. К первой части были причислены Кирпильский и Кочетинский кордоны, находящиеся внутри Черномории (территория Тимашевского района). Боевые части войска составляли от 540 до 565 конных, 150 — 190 пеших казаков.
Пеших казаков называли пластунами. Это слово пришло из Запорожья. Пластун — это плавневый охотник, который мог часами лежать неподвижно пластом, выслеживая зверя. Пластунов в Черномории стали использовать при охране границ. Они передвигались от кордона к кордону, обычно ходили группами друг за другом след в след. Если были в залоге (засаде), оставляли на тропе сухой камыш. Стреляли без промаха, кто первый — черкес или пластун — тот и оставался в живых.
Вот два примера военной хроники тех лет. Казаки Тимашевского куреня Иван Баранец и Иван Таран 28 апреля 1807 года, находясь в разъезде, убиты черкесами близ Елизаветинского кордона. Казаки Роговского куреня Моисей Шакун, Федор Король, Сидор Куць, Григорий Процай 17 января 1834 года убиты черкесами, находясь в залоге в Марьянском куте. Открытая местность охранялась разъездами. Кордоны (сторожевые посты) были устроены следующим образом: на возвышенном месте смотровая вышка, при ней хата, где отдыхали свободные от смены казаки, здесь же навес для лошадей, сено на их прокорм. Территория огорожена забором из заостренных бревен, где устроены окна, бойницы для отражения неприятеля. При малейшей опасности на высоком месте вышки взвивались на перекладине два шара, сплетенных из прутьев лозняка, таким образом получалась буква «т», т. е. тревога. Ночью в случае тревоги на кордоне или ближайших к нему станицах зажигалась осмоленная веха из соломы. Увидев сигнал тревоги, казаки спешили на выручку станицы или кордона. Позже во дворе кордона установили чугунные пушки, из которых «палили для часла» — сигнал тревоги для казаков ближайшего куреня, которые приходили на помощь.
Константин Гончаренко
х. Танцура-Крамаренко, Тимашевский рай
Кубанский казачий вестник № 51// г. «Кубанские новости» 30.12.08 г.