С.Н. Якаев,
доктор исторических наук, профессор, президент Академии
маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ, г. Краснодар
Высоким именем своим собирает Фёдор Щербина в стенах Академии тех, для кого святы заветы выдающегося историка казачества, Кубани, Кавказа: правда, гуманизм, вера в торжество справедливости. Ни одному из этих заветов не выжить без опоры на два других принципа: в своём триединстве они составляют понятие гражданственности.
Предназначение нашей Академии – как учреждения высшего профессионального образования – подготовка специалистов в области экономики, финансов, управления и современных информационных технологий. Несмотря на такую, казалось бы, негуманитарную ориентированность образовательных программ, осваиваемых студентами, первостепенное внимание мы уделяем развитию гуманитарной составляющей учебного процесса.
Обучение и воспитание инженера, финансиста, управленца-специалиста любой сферы не могут проходить вне процесса формирования таких качеств, как профессиональная компетентность и деловитость – в их неразрывном сочетании с морально-нравственной, мировоззренческой, этической культурой. Эти черты личности вырабатываются у студента при освоении и осмыслении им комплекса учебных дисциплин – и общественных, и специальных, и естественно-научных.
И, конечно же, в первую очередь – социально-гуманитарных.
Не случайно эти дисциплины студенты изучают с первых вузовских лет. История, философия, право, психология, педагогика, социология, языки… Они образовывают, выстраивают и обогащают личность студента. Они формируют его мировоззрение и мировосприятие. Они определяют глубину его познания – мира, общества, самого себя. И не только в быстротечные годы студенчества, но в долгие десятилетия жизни.
В числе приоритетных направлений нашей работы – изучение и популяризация истории родного края, истории казаков, других народов, живущих рядом с нами, на одной земле. Знание прошлого своей малой родины усиливает притяжённость, приобщение к ней, сопереживание вместе с нею её бед, побед, горестей и свершений.
Человек, чтоб почувствовать себя прочно стоящим на земле, должен осознать свою личную причастность к её прошлому. Только тогда обретет он ответственность и за её настоящее, и за будущее.
Высокие, светлые чувства к большой Родине вырастают в той душе, которая в любых испытаниях умеет сберечь в себе нетленную любовь к земле праотцев, к небу, под которым жили, трудились, любили, умирали, возрождались поколения предков – далёких и близких.
...В этой книге вниманию участников конференции мы предлагаем – в качестве Приложения к авторским статьям, тезисам и докладам – малоизвестные не только общественности, но и многим современным историкам материалы, факты, подлинные эпизоды из казачьей старины.
Сегодня, в 215-ю годовщину освоения кубанских земель казаками – выходцами из Запорожской Сечи, некогда разгромленной Екатериной II, читателю небезынтересно будет узнать о более ранних казаках – обитателях кубанских просторов, их первопроходцах и первопоселенцах. И они – отчаянно смелые головы! – ещё далёкие от того, чтобы заниматься хлебопашеством, именовались казаками кубанскими. Жили – своим организованным устройством: и называлось оно Великое войско Кубанское.
Оберегали веру свою старинную православную от жёсткой реформации патриарха Никона. «Сумели сохранить за образованной ими вольной общиной, – как свидетельствует автор исследования А.К. Ленивов, – на Кубани основы полной самостоятельности, не завися ни от кого».
Историку-профессионалу этот период сурового казачьего бытия на Кубани известен как время казаков-некрасовцев. Но между тем некрасовцы, придя на берега могучей в те годы реки Кубани и Азовского побережья, влились в уже существующую здесь общину кубанских казаков.
О казаках, бежавших на Кубань после разгрома Петром I Булавинского восстания на Дону, обстоятельно писал наш замечательный кубанский историк, краевед и архивовед – архивариус войскового архива Кубанского казачьего войска Прокофий Петрович Короленко (1834–1913 гг.) – в исследовании «Некрасовские казаки», опубликованном в «Известиях Общества любителей изучения кубанской области» – ОЛИКО (он был одним из его учредителей и заместителем председателя правления).
Непокорных и непокорённых донцов, ушедших на чужбину со своим атаманом Игнатом Некрасой – ради сохранения веры предков, П.П. Короленко – в духе идеологии своего времени – изобразил смутьянами, разбойниками. И всё же как честный и дотошный исследователь Прокофий Петрович отдаёт должное и мужеству их, и свободолюбию, и жизнестойкости. Он не скрывает: с их приходом усилилось, окрепло местное Кубанское казачье войско, стало в известный исторический период представлять довольно ощутимую силу и опору Оттоманской Порты.
Передовые представители казачьей интеллигенции, очутившись в эмиграции в результате поражения Деникинско-Врангелевской армии в Гражданской войне 1917–1922 годов, чтили свою казачью историю – какой бы неудобной она порой ни казалась – как часть истории России. Не пытались они ни переписывать её, ни перелицовывать, ни спрямлять… Как это не раз случалось и в дореволюционный, и тем более – в последующие периоды.
В зарубежной русскоязычной казачьей печати 30-х годов ХХ века нам удалось отыскать значительные публикации по истории первых кубанских казаков – «Великого войска Кубанского». Одна из них – в этой книге.
…Наши с вами, уважаемые коллеги, Щербиновские конференции за 13 лет их жизни привлекли внимание не десятков, но сотен учёных. Среди них – и элита кубанской, региональной, общероссийской исторической науки, и молодая поросль – наши с вами воспитанники, перенявшие (так хочется в это верить!) от нас и безмерное уважение к Щербине, и преклонение перед подвижническими трудами его и днями.
Вне зависимости от того, велик ли, мал ли пока что вклад каждого из нас в науку, пример того, что довелось свершить Фёдору Андреевичу за столь долгую, безмерно трудную его жизнь, всегда должен быть перед нами.
Нет, не зазорно соизмерять свои скромные удачи и достижения с вкладом в российскую науку великого человека. Наоборот, именно такие соизмерения показывают: сколько же нам ещё нужно идти, искать… – работать и работать, чтобы приблизиться к нему! Пусть же и это наше убеждение станет своеобразным жизненным кредо тех, кому суждено сменить в науке нас.
С 1994 года проводим мы Щербиновские конференции. На той – самой первой – встрече мы выдвинули предложение о перезахоронении праха Ф.А. Щербины не родине-Кубани (Еще раньше мы заговорили о возвращении Кубанских казачьих регалий (см. публикацию С.Н. Якаева в газете «Советская Кубань» – «Вольная Кубань»: авг. – сент. 1991 г. «Одиссея казачьих регалий» и его одноимённую книгу, изданную в Краснодаре в честь 200-летия города. Но, к сожалению, нас, историков, тогда не слышали. Как нынче: уже который год не слышат наши призывы и обращения о спасении усадьбы Ф.А. Щербины в Джанхоте под Геленджиком…). Нынешняя – седьмая. Как и в предыдущие годы, главный её организатор – Щербиновский комитет Академии ИМСИТ.
Комитет этот – наше детище. И мы с удовлетворением можем констатировать: имя Щербины он несёт с достоинством. С его помощью и при его содействии в Академии определяются льготы для тех студентов-отличников, кто с юных лет стремится поставить для себя ясные и высокие жизненные цели. Ежегодно Академия зачисляет в студенческую среду и двух лучших выпускников новодеревянковской средней школы – с малой родины Фёдора Андреевича…
Как и в прежние годы, участники нашей сегодняшней конференции не только ведущие историки-профессионалы, но и краеведы, преподаватели и студенты вузов, специалисты других ветвей науки, деятели культуры, образования, музейные и школьные работники… Фёдор Андреевич был безгранично щедрый человек: Родине – даже когда находился вдали от родной земли… – он отдавал всего себя.
Будем же и мы достойны его жизненного, научного подвига!
Конференция «Ф.А.Щербина, казачество и народы Северного Кавказа в исторической ретроспективе», 2007 год, декабрь, г. Краснодар