Расширенная научно-практическая конференция Черноморского казачьего округа «Кубанское казачество в войнах России», состоявшаяся в Новороссийске 8 октября, собрала в стенах Большого зала городской администрации более 180 участников из Геленджика, Сочи, Туапсе и, конечно же, Новороссийска. Вели мероприятие атаман Новороссийского РКО Сергей Савотин и председатель городского исторического общества Сергей Новиков, в очередной раз с блеском подтвердивший умение модерировать научные мероприятия самого высокого уровня.
Расширенная научно-практическая конференция Черноморского казачьего округа «Кубанское казачество в войнах России», состоявшаяся в Новороссийске 8 октября, собрала в стенах Большого зала городской администрации более 180 участников из Геленджика, Сочи, Туапсе и, конечно же, Новороссийска. Вели мероприятие атаман Новороссийского РКО Сергей Савотин и председатель городского исторического общества Сергей Новиков, в очередной раз с блеском подтвердивший умение модерировать научные мероприятия самого высокого уровня. Участников конференции приветствовали начальник отдела патриотического воспитания Кубанского казачьего войска Виталий Лысов, атаман Черноморского казачьего округа ККВ Игорь Потехин. Тема военной доблести кубанских казаков вызвала интерес не только представителей местного исторического сообщества, но и самих казаков, также выступавших с докладами. Слово - докладчикам конференции.
«История казачества на Кубани начинается с 1792 года»
Доцент НГМА, кандидат психологических наук Александр Томилин:
- История казачества на Кубани начинается с августа 1792 года, когда партия пеших казаков численностью 3877 человек на 51 лодке и одной яхте под командованием войскового полковника Саввы Белого высадилась в Тамани. Спустя несколько месяцев к ним присоединились конные части с войсковым обозом под командованием кошевого атамана Захария Чепеги, и к концу 1793 года, когда прибыли все казаки, Таманский край был окончательно занят. Переселившиеся казаки образовали Войско верных казаков Черно¬морских. На занятой территории развернулось активное строительство, одновременно неслась военная служба по охране новых границ России.
«Золотая летопись Баязета»
Председатель новороссийского исторического общества Сергей Новиков:
- Золотом в героическую летопись русско-турецкой войны 1877-1878 годов навсегда вписаны имена защитников крепости Баязет. Крепость защищали 2 роты Крымского полка, 1 батальон Ставропольского полка, 2 сотни Уманского, 1 сотня второго Хопёрского и 26 человек Кавказского казачьих полков, а также 1 взвод 4-ой батареи 19-ой артиллерийской бригады.
Небольшой русский гарнизон в цитадели Баязет, «лишенный воды и пищи, вынужденный питаться дохлятиной и пить собственную мочу, изнуренный неимоверной жарой и повседневным штурмом», достойно выдержал натиск многотысячного войска турок. 23 дня продолжалась жестокая осада, пока отважный гарнизон не был с боем освобожден российскими войсками. Защитники крепости, не выдержав суровых условий осады, в какой-то момент отчаялись и даже выбросили белый флаг капитуляции. И к воротам цитадели тут же устремились турки, воодушевленные скорой победой.
Полковник Исмаил-хан Нахичеванский потребовал от командующего войсками Баязетского округа подполковника Г. Пацевича немедленно спустить белый флаг, угрожая расстрелом каждому, кто посмеет уклониться от выполнения своего долга. С этой минуты и до освобождения крепостного гарнизона отрядом Тергукасова фактическим руководителем обороны Баязета оставался Исмаил-хан. За свой выдающийся подвиг он был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени и произведен в следующий чин – генерал-майора.
Это свидетельство того, что православные кубанские казаки могли не только прекрасно уживаться с мусульманами, но и совершать совместно подвиги, достойные памяти потомков. Это ли не пример живой и подлинной, а не сухой и академичной толерантности? Наше Отечество многонационально, и кубанское казачество, веками стоявшее на защите его рубежей, проливало кровь за всех без исключения подданных Великой России, невзирая на расовые, языковые или конфессиональные отличия.
«Прусский кафтан казаку тесен»
Заместитель атамана Черноморского округа ККВ, подхорунжий Сергей Арсатов:
- Боевые качества русских казаков высоко ценились в военном мире. Особенно после Отечественной войны 1812 года и заграничного похода Русской армии в 1813 году в Европу. В XIX столетии в Англии, Австро-Венгрии, Пруссии и других европейских странах делались попытки создать собственные казачьи войска. Однако там ничего не получилось. Ибо казачество – это, прежде всего, состояние духа человека, которое впитывалось с молоком матери и воспитывалось условиями казачьей жизни, традициями и обычаями, православной верой, даже песнями, пословицами, передаваемыми из уст в уста, от поколения к поколению
До наших дней история сохранила память о казаках, совершавших героические подвиги при отражении набегов на свои станицы и курени превосходящих сил внезапно нападавших горцев. Так, 18 января 1810 г. войсковой полковник JI. JI. Тиховский с отрядом численностью примерно 200 казаков вступил в бой возле Ольгинского кордона с пятитысячным отрядом черкесов, переправившихся через Кубань для нападения на Стеблиевский, Полтавский и Ивановский курени. В том бою погибли два хорунжих, четыре урядника и 140 казаков. Командир 4-го Черноморского полка был изрублен горцами, потерявшими в сражении около 500 человек. В 1869 г. на братской могиле офицеров и казаков был установлен памятник. Современные кубанские казаки с 1993 года ежегодно проводят «Тиховские поминовения» - торжественный обряд почитания памяти черноморских казаков, погибших в 1810 г. Таких подвигов за годы пограничной службы черноморских и линейных казаков было немало.
«Окончание Кавказской войны прошло незамеченным»
Заместитель директора новороссийского исторического музея-заповедника по научной работе, кандидат культурологии Лев Степко:
- Вооруженные силы на Кавказе к концу 50-х годов 19-го века составили 294 518 человек. По данным 1845 года, казачье войско состояло из 17 полковых округов, составляющих 8 бригад. В 1861 году в состав Кубанского казачьего войска входило 35 316 человек. Такое огромное количество царских войск участвовало в боевых действиях за освоение Кавказа.
В нашем городском архиве есть документы, согласно которым в 1914 году очень широко праздновалось 50-летие окончания Кавказской войны: в городе Новороссийске был отменен рабочий день, было долгое празднование, начавшееся с построения личного состава гарнизона на церковной площади. В прошлом году отмечалось 170-летие основания черноморской береговой линии и 145-я годовщина окончания Кавказской войны, но обе эти даты почему-то никак не были отмечены.
«О погибших в Отечественную казаках сегодня не вспоминают…»
Член правления Новороссийского исторического общества Сергей Санеев:
- К юбилеям Победы советского народа в Великой Отечественной войне на Кубани изданы прекрасные книги. Но в них ничего не говорится о воинских, в том числе и казачьих, частях, сформированных на Кубани до начала войны и во время войны. Об этих дивизиях, полках и бригадах, напрасно искать сведения в книгах, изданных по истории Кубани. Они не стали победителями, они погибли в боях, завоёвывая Победу. О них сегодня не вспоминают.
Пришла пора на основе архивных документов, а не устной истории, рассказать о всех воинских соединениях: стрелковых, кавалерийских, танковых, авиационных и других частях, сформированных на Кубани и из кубанцев до войны и в годы Великой Отечественной войны… И, конечно, о боевом пути этих воинских частей.
Только сделав этот, давно уже требующийся краю, серьёзный труд, можно будет переходить и к созданию истории конных полков, конных батарей и пластунских батальонов Дореволюционного Кубанского казачьего войска.
По мнению Сергея Новикова, проведение подобных научных мероприятий важно не только для казаков, пробующих себя на непривычном поле научных сражений, но и для всего современного общества, представители которого подчас не имеют объективного представления ни об истории казачества, ни о его роли в истории России.
- Сегодня положено начало важной традиции, которую в будущем следует расширить и продолжить, - заметил Сергей Геннадьевич.
Ольга Гайлеш, г.«Вечерний Новороссийск» № 38 от 16.10.2010 г.