Важную роль в распространении просвещения среди жителей Екатеринодара пореформенного периода сыграли общественные библиотеки. В 1865 г. Кубанское казачье войско создало первые библиотеки на Кубани. По мнению войскового руководства, «учреждаемые общественные библиотеки имеют целью способствовать нравственно-духовному образованию всего населения Кубанского войска».
Куликов Игорь Валерьевич аспирант
кафедры дореволюционной отечественной истории
Кубанского государственного университета
тел.: (861) 251-66-17
1860-е гг. стали переломным моментом в истории Екатеринодара: в 1860 г. он стал центром нового административно-территориального образования – Кубанской области, а в 1867 г. из казачьего стал гражданским городом: 1 мая было утверждено положение «О заселении и управлении города Екатеринодара», согласно которому в нем могли селиться все желающие.
Изменения затронули и культурную жизнь Екатеринодара: если во время Кавказской войны культуре уделялось недостаточно внимания, то после ее окончания (1864 г.) наступил коренной перелом в культурной жизни кубанской столицы. За сравнительно небольшой период с 1867 по 1917 гг. Екатеринодар из «большой станицы» превратился в один из культурных центров Северного Кавказа.
Важную роль в распространении просвещения среди жителей Екатеринодара пореформенного периода сыграли общественные библиотеки. В 1865 г. Кубанское казачье войско создало первые библиотеки на Кубани. По мнению войскового руководства, «учреждаемые общественные библиотеки имеют целью способствовать нравственно-духовному образованию всего населения Кубанского войска» [1]. Но войсковые библиотеки были практически недоступны для широких народных масс, доступ в них был ограничен. Кроме того, пользование библиотеками было платным: войсковые читатели платили три рубля в год, а «невойсковые» кроме того, вносили залог в десять рублей за каждую взятую книгу [2, с. 567].
Такие библиотеки не могли удовлетворить возросшее стремление кубанцев к знаниям. Инициатива создания библиотек перешла к просветителям-энтузиастам. В 1872 г. по инициативе офицерской дочери Марии Белой в Екатеринодаре был открыт первый «кабинет для чтения» − библиотека. Книги для этой библиотеки собирались буквально «с миру по нитке»: Кубанское казачье войско передало для библиотеки тысячу томов, учитель духовного училища – сто томов, а рабочие винокуренного завода прислали на нужды библиотеки пятьдесят рублей. Эта библиотека тоже не была бесплатной: все читатели делились на три разряда, и в зависимости от него платили в год двенадцать рублей, шесть рублей или три рубля 3, с. 143]. Библиотека просуществовала до 1875 г. и была закрыта по причине недостатка средств.
В 1880-е гг. существовала частная библиотека книготорговца П.В. Галаджианца, в которой имелось более двух тысяч книг, а в 1894 г. в Екатеринодаре открывались публичные библиотеки О.К. Маврийской и Екатеринодарского Александро-Невского религиозно-просветительского братства [4, с. 60]. Интересно, что последняя, в отличие от большинства библиотек того времени, была бесплатной. Книги для этих библиотек приобретались самыми разными способами. В библиотеку Александро-Невского братства большинство книг пожертвовал один из его членов, гласный Городской Думы В.В. Скидан, а, кроме того, книги и газеты для нее собирали в установленные на улице Красной ящики, куда все желающие могли опустить прочитанные книги и газеты. Литература для библиотеки О.К. Маврийской приобреталась в Петербурге и Москве. Подбор книг для этой библиотеки осуществил знаток библиотечного дела, известный русский книговед Н.А. Рубакин [5, с. 195].
Интересно, что ни в одном из вышеупомянутых случаев ни городские, ни войсковые власти не выделили ни копейки денег (хотя и присылали книги для возникающих библиотек) и не проявили инициативы. Это и не удивительно, ибо в библиотеках при учебных заведениях, подчиненных войсковым властям, фонды которых утверждались министерством народного просвещения, существовала жесткая цензура, которая не допускала проникновения в них «вольнодумной», прогрессивной, а тем более революционной литературы. В библиотеки же, создаваемые частными лицами или общественными организациями, которые власти не могли так жестко контролировать, запрещенная литература могла проникать легче.
Но ситуация в городе неуклонно менялась, ибо по вполне справедливым словам кубанского историка Ф.А. Щербины, «население с каждым годом требовало все больше и больше книг, чтение вошло в привычку, грамота сделалась неотъемлемой частью казачьей жизни» [6, с. 253]. И власти, и население осознавали необходимость создания в городе крупной публичной библиотеки.
Такая библиотека была создана в последние годы XIX в.: в 1899 г. в связи с празднованием столетия со дня рождения А.С. Пушкина созданное в 1897 г. Общество любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО) внесло в Городскую Думу предложение открыть в Екатеринодаре публичную библиотеку его имени. В отличие от всех предыдущих случаев, власти пошли навстречу общественному мнению. 8 мая 1899 г. Городская Дума приняла решение об открытии библиотеки. Из городского бюджета для этой цели было выделено три тысячи рублей [7, д. 5976, л. 16] (хотя планировалось не менее тридцати тысяч рублей) [8, с. 60] и в январе 1900 г. библиотека имени А.С. Пушкина была торжественно открыта.
Первоначальный фонд библиотеки насчитывал 2 830 томов [9, д. 5976, л. 16, 14], а, кроме того, на 1900 г. была оформлена подписка на сто двадцать периодических изданий. Но со временем книжный фонд библиотеки неуклонно увеличивался и в 1913 г. составил 46 000 томов [10, с. 224].
Первым библиотекарем Пушкинской библиотеки был назначен И.А. Кузнецов [11, с. 8]. Впоследствии выяснилось, что до переезда на Кубань он был членом марксистского кружка в Самаре, а в Екатеринодаре состоял под негласным надзором полиции. И.А. Кузнецов руководил Пушкинской библиотекой до 1903 г. После него библиотеку возглавил В.С. Попов. Интересно, что и он был революционером, одним из организаторов Кубанского комитета РСДРП [12, с. 25].
Как и все публичные библиотеки дореволюционного периода, Пушкинская библиотека была плат-ной. Ее подписчики делились на пять разрядов в зависимости от количества выдаваемых книг и срока пользования ими. Если читатель брал одну книгу, то за месяц пользования ею он платил 20 копеек, за три месяца – 50 копеек, за шесть месяцев – рубль, за год – 2 рубля [13, с. 222, 224]. Кроме того, читатели вно-сили залог: от рубля (пятый разряд) до 5 рублей (первый разряд) [14, с. 10]. В 1903 г. подписчиков было 725 человек [15, с. 61] в 1915 г. их было уже свыше двух тысяч [16, с. 569]. Пушкинская библиотека была крупнейшей в Кубанской области. Чтобы понять, насколько высокой была плата, следует сказать, что в 1896 г. в Екатеринодаре фунт (400 грамм) ржаного и пшеничного хлеба из муки простого помола стоил 2 копейки, из крупчатой муки – 4 копейки [17, с. 195].
Однако эта библиотека была мало доступна большинству населения Екатеринодара. Необходимо было открыть библиотеку, которая была бы доступна для малообеспеченных жителей города. И такая библиотека была создана. Подобно тому, как открытие публичной библиотеки имени А.С. Пушкина было приурочено к столетнему юбилею великого русского поэта, так поводом к открытию библиотеки на рабочей окраине города – Дубинке, стала годовщина смерти другого незабвенного классика отечественной литературы – Н.В. Гоголя (1902 г.). В этом году по всему городу прошли мероприятия, посвященные памяти великого русского писателя. Не осталась в стороне от них и Городская Дума: по предложению гласного Л.Я. Апостолова, Дума принимает решение переименовать улицу Полицейскую в Гоголевскую (что в тот период было чрезвычайно редким явлением) и открыть на Дубинке библиотеку имени Гоголя [18, д. 5981, л. 7–8]. Эта библиотека была открыта 20 января 1902 г. [19, с. 569] На ее содержание Городская Дума выделила 1 500 рублей.
Как и большинство других библиотек Екатеринодара, Гоголевская библиотека была платной, но более дешевой, чем Пушкинская. Ее подписчики делились всего на два разряда, а не на пять, как в Пушкинской. Подписчики первого разряда (могли брать две книги) платили в месяц по 20 копеек и вносили залог в один рубль; второго разряда – платили 10 копеек в месяц и вносили залог в 50 копеек [20, д. 5981, л. 5, 2]. Библиотека имени Н.В. Гоголя была единственным культурно-просветительским заведением в данном районе Екатеринодара.
В 1904 г. публичную библиотеку при Дмитриевском училище основало Екатеринодарское благотворительное общество. Новая библиотека получила имя просветителя Кубани К.В. Россинского [21, с. 185]. Как видим, и после создания Пушкинской библиотеки общественные организации играли более важную роль в создании новых библиотек, чем войсковые и городские власти. Последние, хотя и пошли на создание библиотеки имени А.С. Пушкина, но средств для этого выделили значительно меньше, чем планировали первоначально и во многом источником ее существования были деньги, получаемые за право читателей пользоваться библиотекой. Книги для нее тоже собирались буквально «всем миром». Возглавляла сбор книг для библиотеки редакция газеты «Кубанские областные ведомости» [22, д. 5976, л. 5]. Директор народных училищ Н.Н. Блюдов подарил огромную личную библиотеку [23, с. 61].
Какие же книги читали екатеринодарцы? В Пушкинской библиотеке книги делились по следующим отделам: богословие; философия, психология, логика, педагогика; география и путешествия; естественные науки; общественные науки, право, финансы и статистика; история; литературная критика; Пушкинский отдел; беллетристика; справочная литература [24, д. 5976, л. 14]. По сведениям журнала «Кубанская школа» за 1915 г., незадолго до Первой мировой войны среди жителей города были популярны «уличные романы и романы-ужасы», а в 1915 г. вновь стала пользоваться популярностью русская классика. С началом войны у читающей публики возрос интерес к литературе об истории, географии, культуре воюющих стран [25, с. 185].
Из всего написанного можно сделать вывод, что практически все библиотеки пореформенного Екатеринодара создавались и содержались либо частными лицами, либо общественными организациями. Библиотека имени А.С. Пушкина, открытая в 1900 г. по решению Городской Думы Екатеринодара, крупнейшая во всей Кубанской области, так же, как и предыдущие, была создана по инициативе общественных организаций. Почти все библиотеки дореволюционного Екатеринодара были платными и поэтому малодоступными для большинства жителей города. В 1915 г. Пушкинская библиотека насчитывала немногим больше двух тысяч подписчиков, а по переписи 1897 г. в Екатеринодаре проживало 65 606 человек. Тем не менее к 1917 г. число пользователей библиотек значительно возросло по сравнению с первыми годами XX в., а открытие Гоголевской библиотеки (более дешевой, чем Пушкинская) на Дубинке позволило приобщиться к высокой культуре екатеринодарским рабочим. Общественные библиотеки сыграли важную роль в повышении культурного уровня жителей Екатеринодара.
Ссылки:
1. Кубанские областные ведомости. 1865. 27 марта.
2. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. / под общ. ред. В.Н. Ратушняка. Краснодар, 1996.
3. Екатеринодар – Краснодар. 1793–1993. Два века истории города в датах, событиях, воспоминаниях: материалы к летописи. Краснодар, 1993. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. / под общ. ред. В.Н. Ратушняка. Краснодар, 1996.
4. Бардадым В.П. Этюды о Екатеринодаре. Краснодар, 1992.
5. Екатеринодар – Краснодар. 1793–1993.
6. Фелицын Е.Д., Щербина Ф.А. Кубанское казачье войско. Репринтное издание. Краснодар, 1996.
7. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК) Ф. 454. Оп. 2
8. Бардадым В.П. Указ. соч.
9. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК) Ф. 454. Оп. 2.
10. Екатеринодар – Краснодар. 1793–1993.
11. Кривкова Е.И. Именем Пушкина наречена: к 100-летию краснодарской краевой универсальной научной библиотеки имени А.С. Пушкина. Краснодар, 2000.
12. Латкин В.Ф., Осадчий И.П. Дорогой борьбы. Хроника революционной деятельности большевистских организаций Кубани и Черноморья 1883–1920 гг. Краснодар, 1990.
13. Екатеринодар – Краснодар. 1793–1993.
14. Кривкова Е.И. Указ. соч.
15. Бардадым В.П. Указ. соч.
16. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г.
17. Екатеринодар – Краснодар. 1793–1993.
18. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК) Ф. 454. Оп. 2.
19. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г.
20. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК) Ф. 454. Оп. 2.
21. Публичная библиотека-читальня имени протоиерея К.В. Россинского // Кубанская школа. 1915. № 3.
22. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК) Ф. 454. Оп. 2.
23. Бардадым В.П. Указ. соч.
24. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК) Ф. 454. Оп. 2.
25. Публичная библиотека-читальня.
26. Макаровская Н. В. Динамика роста численности городского населения юга России в конце XIX – начале XX века // Тезисы научно-практической конференции Екатеринодар – Краснодар. 1793–2003. Вчера. Сегодня. Завтра / отв. ред. В.Н. Ратушняк. Краснодар, 2003. С. 66–69.
Материал из Электронной научной библиотеки http://elibrary.ru