Окончание Кавказской войны позволило войсковому начальству Кубанской области сосредоточить внимание на проблемах грамотности населения. С этой целью в станицах открывались школы, а поддержание и развитие полученных знаний должны были обеспечить войсковые библиотеки. Созданные по инициативе наказного атамана Ф. Н. Сумарокова-Эльстона, они получили финансовую поддержку, возможность приобретения книг напрямую из Санкт-Петербурга и разработанные специальной комиссией правила работы.
Сулиева А.В. (г. Краснодар)
Реформы 60-х – 70-х гг. XIX в., затронувшие различные области экономической, социально-политической и культурной жизни России, а также небывалый общественный подъем создали предпосылки и объективные условия для создания во всех уголках страны публичных и народных библиотек. Вопросы организации библиотек стали предметом заботы администрации губерний и областей России, земства и просветительных обществ. Проблемы открытия полковых библиотек живо обсуждались на страницах «Военного сборника», вопросами их формирования занялось военное министерство.
Окончание Кавказской войны позволило войсковому начальству Кубанской области сосредоточить внимание на проблемах грамотности населения. С этой целью в станицах открывались школы, а поддержание и развитие полученных знаний должны были обеспечить войсковые библиотеки. Конечно, к этому времени небольшие библиотеки уже существовали, например, при полковых правлениях, министерских и церковно-приходских школах, но выбор книг в этих библиотеках был невелик и не обеспечивал растущий спрос на учебную и художественную литературу.
Войсковые библиотеки, созданные по инициативе наказного атамана Ф. Н. Сумарокова-Эльстона, получили финансовую поддержку, возможность приобретения книг напрямую из Санкт-Петербурга и разработанные специальной комиссией правила работы. Все это должно было способствовать их успешному развитию.
К сожалению, полковые и бригадные библиотеки не успели широко развить свою деятельность: после упразднения военных округов они были расформированы и переданы в Управления военных отделов. В документах тех лет встречаются косвенные свидетельства востребованности войсковых библиотек: факты недовольства офицеров переменами, стремление сохранить библиотеки в тех местах, где они были учреждены.
В 1874 г. вновь был поднят вопрос об образовании полковых и батальонных библиотек, но надежных источников финансирования они не получили: библиотеки открывались, если офицеры соглашались обеспечивать их деятельность процентом из своего жалования. Подобные условия вряд ли могли способствовать успешному развитию библиотек.
В конце XIX в. земские деятели в области народного просвещения все чаще обращали внимание на необходимость создания сети народных библиотек и других внешкольных просветительных учреждений. К этому времени со всей остротой выявилась проблема утраты навыков чтения и письма выпускниками министерских и церковно-приходских школ: уже через два-три года после окончания школы выпускники нередко могли лишь поставить подпись под документом и механически читать несложные тексты. В качестве основной причины этого явления, названного «рецидивом безграмотности», определялась оторванность населения от общения с книгой. Способ решения проблемы видели в создании сети народных библиотек, преимущественно в сельской местности.
В 1915 г. Ставропольским земством была предложена схема централизованной библиотечной сети, включающей в себя:
1) передвижные библиотеки – комплекты книг, высылаемые в населенные пункты и возвращаемые по прочтении;
2) народные библиотеки, содержащие общедоступные, популярные книги;
3) районные библиотеки, содержащие более широкий выбор книг;
4) центральные уездные библиотеки, предполагающие основательный подбор литературы, восполняющей фонды районных, народных и передвижных библиотек.
Центральные библиотеки должны были высылать более дорогие, редкие и специальные издания по требованию той или другой библиотеки, а также заведовать передвижными библиотеками района.
К концу 1916 г. в Ставропольской губернии действовали 6 земских народных домов, 15 библиотек и библиотек-читален. Планировалось открытие новых пунктов.
Книжный фонд библиотек был невелик и составлял несколько сотен томов, в среднем около четырехсот. Половину или даже большую часть читателей составляли дети и подростки. Популярностью пользовались художественные произведения и историческая литература.
Низкий уровень грамотности населения определял особые методы работы народных библиотек по привлечению читателей и организации процесса чтения. Так, важную роль играло общение библиотекаря с жителями, проведение чтений вслух в помещении библиотеки, разъяснение прочитанного.
В начале XX в. проблемы внешкольного образования, в т.ч. библиотечного обслуживания населения стали важнейшими в деятельности комитетов Попечительства о народной трезвости. Ставропольский комитет Попечительства был образован в 1900 г., Кубанский – в 1901 г.
Комитеты Попечительства занимались организацией библиотек (выдача книг на дом), библиотек-читален (выдача книг на дом и читальный зал), чайных-читален (закусочная и место проведения досуга, часто включающее также и библиотеку) и народных домов, сочетающих различные виды просветительной работы.
Основные усилия комитеты направляли на организацию библиотек-читален, считая, что книга «не только способна поднять и улучшить нравственный и умственный уровень народа, но и непосредственно содействовать задачам попечительства в борьбе с пьянством, разъясняя народу вред такового и развивая в нем более культурные потребности».
Поначалу успешная деятельность комитетов постепенно приходила в упадок, причиной которого являлся ряд факторов:
- «чиновническое», формальное отношение к работе членов комитетов;
- ограниченное финансирование;
- ограничение возможностей просветительной деятельности (каталоги министерства народного просвещения и др. особенности организации народных библиотек и читален);
- слабая поддержка представителей интеллигенции.
Таким образом, во второй половине XIX – начале XX вв. на Кубани и Ставрополье предпринимались попытки формирования сети библиотек, доступных широким слоям населения. В 60-е гг. XIX в. эта работа осуществлялась по распоряжению наказного атамана. Библиотеки были открыты в станицах при полковых и бригадных правлениях. В начале XX в. задачу построения сети библиотек во всех крупных населенных пунктах Кубанской области и Ставропольской губернии ставили перед собой комитеты Попечительства о народной трезвости. Были достигнуты определенные успехи на этом пути, но сокращение финансирования, революционные события 1905-1907 гг. прервали деятельность комитетов. Попытка возобновления работы была предпринята в 1908-1910 гг., но восстановить деятельность в прежних объемах не удалось. Важная просветительная работа, несмотря на короткий период существования Ставропольского земства (1913-1917 гг.), была реализована в селах Ставропольской губернии.
Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия: Материалы всероссийской научно-просветительской конференции 5-9 октября 2012 г. (ХХII Адлерские чтения) / Ред.колл.: А.А. Зайцев, П.Е. Бойко, А.В. Ващенко, А.М. Виноградов, В.А. Кокориков, С.А. Марков, В.Н. Петров, В.Н. Ратушняк, В.И. Чёрный, В.М. Юрченко; Администрация Краснодарского края, КРПООО «Знание», КубГУ, Филиал СПб ИВЭСЭП в г. Краснодаре – Краснодар: Традиция, 2012. – с. 328 – ISBN 978-5-91883-065-9