В последнее ноябрьское воскресенье в России отмечается День матери. У основателей земли кубанской такого праздника не было. Но это не мешало казакам относиться к женщине-матери с особым почтением. Да и как иначе? Ведь она была не только хранительницей очага. От нее в первую очередь зависело то, каким вырастет новое поколение. Именно мать передавала нашим предкам основы веры, учила их соблюдению традиций и обычаев казачества.
В последнее ноябрьское воскресенье в России отмечается День матери. У основателей земли кубанской такого праздника не было. Но это не мешало казакам относиться к женщине-матери с особым почтением. Да и как иначе? Ведь она была не только хранительницей очага. От нее в первую очередь зависело то, каким вырастет новое поколение. Именно мать передавала нашим предкам основы веры, учила их соблюдению традиций и обычаев казачества.
В связи со сложной военной обстановкой и распространением хуторского хозяйства постоянно не хватало рабочих рук, поэтому в конце XVIII - начале XIX века рождение пяти-семи детей в семье было обычным явлением. Некоторые женщины рожали по пятнадцать- семнадцать детей. Детская смертность была высокой. Нередко роды могли окончиться смертью роженицы.
Поэтому при Черноморском войске существовала такая важная должность, как повитуха. Занимали ее с молодости и до тех пор, пока хватало сил работать. Повитухи получали по старости пенсию из войсковой казны.
Первыми заповедями, которым мать учила своих детей, были: не замай чужого, не бойсь ничего (не бери чужого, не будешь бояться ничего); не позихай на чужий труд - свий май (не завидуй чужому достатку - свой имей). У казаков было принято много работать, чтобы жить в достатке, не надеясь на других. Поэтому с младых ногтей детей учили, что труд - это главная обязанность каждого члена семьи.
Все сложности ухода за новорожденными и первоначального обучения дочерей и сыновей тем или иным необходимым в жизни навыкам ложились на плечи матери-казачки. К воспитанию сына отец приступал только после семи лет, стараясь вырастить из него умелого хозяина дома и бесстрашного защитника Отечества. Девочек воспитывала мать. Именно поэтому дочери нередко считали отца добрым и ласковым - ведь он мог наказать их только за очень серьезную провинность - утерю скота или воровство. Зато мать могла и хворостиной отстегать, если проступок того заслуживал.
Мать-казачка готовила дочерей к будущей жизни сызмальства, передавая им навыки хозяйки и рукодельницы. Девочек воспитывали в рамках четко определенных традиций, внушая им, что главное - женская честь и целомудрие.
После семи лет мальчики принимали посильное участие во всех видах мужской работы, а девочки помогали матери, обучаясь всем навыкам, необходимым будущей хранительнице очага.
После замужества семейные обязанности тяжелым бременем ложились на плечи казачки. Традиционно считалось, что подворье и работа за его пределами - это по части казака, жена же обязана содержать в порядке дом и огород. Впрочем, привыкшие к длительному отсутствию мужей казачки при необходимости сами лихо справлялись и с мужской работой - пахали, бороновали, сеяли пшеницу, а потом скашивали хлеб, кукурузу, заготавливали сено. Это помимо непосредственной обязанности - сбора скошенного урожая в снопы, помола зерна ручными мельницами, прополки огорода, ухода за коровами, свиньями и домашней птицей, а в отсутствие мужей - за волами, лошадьми и овцами.
Мать-казачка являлась не только хранительницей домашнего очага, а иногда еще и главой семьи и ее кормильцем. После ухода мужчины на военную службу женщины трудились вдвойне, выполняя и мужскую работу.
Бывали случаи, когда женщинам приходилось наравне с мужчинами нести тяготы военного быта и проявлять при этом такое же геройство и самоотверженность.
Конечно, для матери-казачки смыслом жизни оставалась семья. Рождение новой жизни, любовь и забота о своих близких были для нее на первом месте.
Но, чтобы выжить в условиях Кавказской войны, нужно было не бояться смерти и уметь защищаться. Например, когда в 1826 году на обоз близ Екатеринодара напали черкесы, бабы "разбили тюки да давай разносить патроны". За героизм при отражении нападения все они были награждены. Во время нападения горцев на Полтавский курень казачка Ульяна Линская утопила одного из нападавших в бочке с квасом. Ульяну чествовали как "первую бабу-геройку".
При обороне печально известного Липкинского поста отличилась жена сотника Горбатко Марианна. Отбив атаку, она погибла смертью храбрых.
Попав в плен, казачки оставались непримиримыми и при любой возможности пытались бежать.
Уже во время Русско-японской войны казачки П. Л. Назаренко и Е. И Терещенко подали прошения о направлении их в действующую армию в качестве сестер милосердия.
Одним словом, "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет" - это и про тех женщин, которые когда-то ходили по земле кубанской, любили и берегли своих мужей, растили детей, сеяли-пахали наравне с мужчинами и при необходимости могли встать на защиту своего Отечества. К счастью, сейчас женщинам живется гораздо легче, но в каждой из коренных кубаночек осталась та внутренняя и внешняя красота и необыкновенная твердость духа, так свойственная матери-казачке.
Публикация подготовлена по материалам, предоставленным Краснодарской городской библиотекой имени Н. А. Некрасова
Екатерина Крылова
Материал с сайта г. «Краснодарское известия» http://www.ki-gazeta.ru