Казачьи фамилии - неиссякаемый повод для улыбок и вечная тема для исследований. Сегодня на Кубани можно встретить людей с необычными казачьими фамилиями. Одни стесняются и даже иногда ищут способ, чтобы сменить ее. Другие продолжают носить свою фамилию с гордостью. Именно о последних наш сегодняшний разговор.
Казачьи фамилии - неиссякаемый повод для улыбок и вечная тема для исследований. Сегодня на Кубани можно встретить людей с необычными казачьими фамилиями. Одни стесняются и даже иногда ищут способ, чтобы сменить ее. Другие продолжают носить свою фамилию с гордостью. Именно о последних наш сегодняшний разговор.
Исполнительный директор одной из краснодарских фирм Василий Полухин не только гордится своей фамилией, но и активно продолжает казачьи традиции:
- Моему роду более трехсот лет. Мои предки по линии отца - донские казаки. История нашего рода передавалась из поколения в поколение. Даже в те времена, когда были гонения на казаков. Все казаки нашего рода были самобытными, сильными людьми. Каждый из нас сейчас старается не только сохранить имеющуюся информацию об истории рода, но и приумножить. Я, например, составил родословную до восьмого колена. Есть также небольшой домашний архив, коллекция из личных вещей предков: кинжалы, шашки, серебряные пояса с позолотой, семейные реликвии, грамоты, фотографии. Я родился в станице Михайловской Курганинского района. Знаю историю возникновения нашей фамилии. Известно, что часто казачьи фамилии появлялись от кличек. Так произошло и с нами. Моему прапрадедушке во время турецкой войны отрубили половину уха. Так у него появилась кличка Полуха, которая со временем превратилась в фамилию Полухин. Наша семья живет по казачьим традициям. Никто из мужчин не ругается, все уважительно относятся к женщинам. На праздники надеваем казачью форму. В семье выросли сын и дочь, подрастают трое внуков. Самому младшему из них, Василию, всего год, но для него уже специально сшили казачью форму.
Потомственный казак Николай Кокора все знает о своей фамилии.
- История нашего рода ведется с 1750 года. Мой пращур, запорожский казак, прибыл на Кубань с атаманом Захарием Чепегой. Я не раз обращался в архивы, чтобы как можно больше узнать о своих предках. Знаю, что слово "кокора" означает нижнюю часть ствола дерева, используемую при постройке деревянных судов. Дело в том, что наш род славился мастерами по дереву. К прапрадеду Кузьме Захаровичу обращались односельчане за помощью. Он искусно делал из дерева ложки, поварешки и другие предметы быта. Кокорем называли также плотного, коренастого человека, кокористым - упрямца, скупца, а иногда сутулого, кривоносого. Не зря говорили: "Смолоду кривулина - под старость кокора". Возможно, отсюда прозвище - Кокорека и фамилия Кокора. Фамилия и ее варианты: Кокора, Кокорин, Кокоринов, Кокоркин, Кокурин - существовали еще в ХV веке. К примеру, прозвище Кокора носил князь Иван Иванович Елецкий. А вот Какорин - "пищевая" фамилия: какора - выпечка, это прозвище могло быть дано полному человеку.
Все, что мне удалось сохранить: фотографии, архивные материалы, элементы одежды - оставлю дочери, которая, в свою очередь, передаст своим детям и внукам.
Кроме того, Николай Кокора ведет активную работу среди молодежи: встречается со школьниками и рассказывает о казачьих традициях. Он частый гость Пашковского сельскохозяйственного колледжа, при котором открыт музей и часть экспозиций посвящена казакам.
Николай Кокора вспоминает, как его провожали в армию всем хутором. Если юноша был не женат, то все незамужние девушки вешали на его шею платки. После того как казак отслужил, он выбирал себе вторую половину. Так он женился на казачке Вере Николаевне, с которой душа в душу живет 48 лет.
Николай Григорьевич убежден, что казаком сегодня может быть не только тот, у кого прадеды были казаками. Если человек не имел в прошлом в роду казачьих корней, но он поддерживает казачьи традиции, уважает историю и просто хочет им быть, то почему он не имеет право это сделать. Иначе неизбежно вырождение казаков как таковых. Нельзя сегодня казачество строить лишь по национальному принципу.
Лев Строкун в свои 89 лет готов говорить о своих предках часами:
- Несмотря на то что раньше даже боялись говорить о принадлежности к казачеству, мои родственники собирали по крупицам информацию о предках. Я всю жизнь живу в поселке Пашковском, где жили мой отец, дед, прадед. Живя в поселке, даже при всем желании невозможно забыть о своих истоках. Почему? Сейчас Пашковская больница расположена в усадьбе, которая принадлежала моему деду Мирону Яковлевичу. В доме хранятся личные вещи прадеда, деда, отца. Среди моих предков были ремесленники. Есть версия, что фамилия Строкун от слова "строгать".
- Бывает так, смотришь на человека - с виду он никудышный, а сердце золотое. Или очень талантлив. Нам не блеск важен, и мы не ряженые. Форма - это связь с прежними поколениями казаков. Средство самовыражения, если так понятнее, - говорит казак.
Следующий вопрос "А вдруг завтра придется Родину защищать с оружием?" отпадает сам по себе. Почему-то не возникает сомнений в готовности Льва Андреевича оседлать, если понадобится, боевого коня. Такова суть настоящего казака.
Прямая речь
- Действительно, по одной только фамилии казака можно рассказать о его предках: чем они занимались, какие имели характерные наклонности, - рассказывает главный специалист ГУ "Государственный архив Краснодарского края" Владимир Шкуро, который не один год своей жизни посвятил изучению, классификации казачьих фамилий.
- Традиция давать прозвища, которых вполне хватало для общения в быту, существовала издавна. Часто наши предки брали имена, отображавшие их род деятельности. Например, Ткач, Слесарь, Бандура. Часть казачьих фамилий появлялись от кличек, которыми казаков наделяли остроумные и находчивые соседи, знакомые, односельчане. Острословы отмечали в человеке все, даже его физические недостатки становились предметом обозначения. Например, Кривонос, Полухин.
Зара Хушт
Пешком в историю, 3 июля 2009, выпуск №115 (4237)
Материал с сайта газеты «Краснодарские известия» http://www.ki-gazeta.ru
Фото: http://www.ki-gazeta.ru