В одну из сред практически каждого месяца старинное здание атаманской резиденции едва ли не с раннего утра наполняется гостями со всей территории, охватываемой Кубанским казачьим войском. Это значит, что войсковой атаман казачий генерал Николай Долуда вновь проводит прием по личным вопросам. На очередном из них присутствовали корреспонденты «Кубанского казачьего вестника».
В одну из сред практически каждого месяца старинное здание атаманской резиденции едва ли не с раннего утра наполняется гостями со всей территории, охватываемой Кубанским казачьим войском. Это значит, что войсковой атаман казачий генерал Николай Долуда вновь проводит прием по личным вопросам. На очередном из них присутствовали корреспонденты «Кубанского казачьего вестника».
Долг благодарности
Нет, никакого вторжения в частную жизнь не получилось, хотя первоначально некоторая неловкость так и закрадывалась в душу. Просто оказалось, что по сугубо личному делу к войсковому атаману обратился лишь один человек. Все же остальные, поднимая вопросы, которые воспринимают как глубоко личные, говорили о важном для всех, предлагали необходимое для целого войска, просили помощи в трудах многих людей.
Первой на прием была приглашена родовая казачка Любовь Валентиновна Иванова, урожденная Науменко — внучатая племянница того самого генерала В. Г. Науменко, который возглавил Кубанское казачье войско в самые страшные годы Гражданской войны, был вместе с казаками сначала на Лемносе, потом в Сербии.
Род Науменко — из станицы Петровской теперешнего Славянского района. Именно там 18 лет назад Любовь Валентиновна установила на кладбище, где покоится прах прадедов и дедов, особый «родовой» памятник. А через два года, в 1996-м, на доме, где родился будущий походный атаман ККВ — первый атаман ККВ за рубежом Вячеслав Григорьевич Науменко, благодаря ее хлопотам и трудам общими усилиями были установлены памятная доска и барельеф.
Праздник был немалым: присутствовали войсковые атаман и правление, атаман и казаки Таманского отдела, множество высоких гостей, журналисты, прошел даже небольшой казачий парад. Событие нашло свое отражение в «Летописи Кубанского казачьего войска» под редакцией члена Президентского совета по делам казачества профессора В. Н. Ратушняка. Люди, участвовавшие в увековечении памяти как спонсоры, гордились: есть чем оправдаться перед потомками и Богом!
Однако в декабре 2010 года барельеф бесследно исчез. И, похоже, тогда еще милиция поисками его, несмотря на неоднократные обращения, не занималась.
Предположив, что исчезновение памятной доски и барельефа — дело рук тех, кто ради бутылки снимет на металлолом и крест с храма, Николай Долуда принял решение во всем разобраться.
Противодействие противодействию
Еще более жесткую реакцию Николая Долуды вызвало сообщение атамана Гулькевичского РКО войскового старшины Сергея Криворучко и прибывшего вместе с ним атамана Майкопского ХКО и командира казачьей дружины есаула Виктора Шевченко.
Еще в 2001 году, когда общество вступило в государственный реестр и стало частью ККВ, ему было предоставлено помещение под штаб — как раз возле храма. Очень скоро одну из комнат «одолжили» под нужды ЮТК. Несколько лет назад связисты съехали, однако помещение казакам не вернули: стоит пустым. А после 10-летнего юбилея РКО, на празднование которого в Гулькевичи летом прошлого года приезжал войсковой атаман, обществу предложили «улучшить» условия существования, а попросту — перебраться практически за город. Основание — истек срок аренды. Когда же атаман воспротивился, на его место начали подыскивать претендента, причем не из казаков: то ли понадеялись, что пройдет, то ли просто «прессингуют».
Один короткий звонок — и планы директора краевого департамента по делам казачества подъесаула Александра Кравцова на следующий день резко меняются: именно Александру Владимировичу предстоит выехать в Гулькевичи, встретиться с главой и его заместителем и во всем разобраться. А также напомнить, что не что иное, как возрождение и развитие казачества как народа определено главой края Александром Ткачевым национальной идеей Кубани, а в соответствии с губернаторским постановлением помещения казачьим обществам выделяются бессрочно и безвозмездно и изъяты быть не могут.
А быть ли атаману РКО на своем посту и дальше, решать будут только казаки РКО, войсковой атаман, атаман Кавказского отдела, но никак не руководитель района.
Услышать звон колоколов
А вот «ходоки» из Георгиевского ХКО Туапсинского РКО Черноморского казачьего округа прибыли хоть и с прошением, но с доброй вестью. В селе взамен разрушенного в советское время старинного отстроен новый храм во имя Георгия Победоносца, и одна только семья атамана подхорунжего Тимофея Лукьяненко и его зятя старшего урядника Дмитрия Берестинова общими усилиями вложила в доброе дело более 160 тысяч рублей. Храм освящен, службы идут, казаки молятся, воспитывают в вере и нравственности детей.
Одно плохо: средства на отливку колоколов в достаточном количестве собрать трудно — стоят эти произведения литейного искусства весьма недешево. Помня, что помощь в подобной ситуации войско уже оказывало не раз (достаточно вспомнить хотя бы воссоздание Никольского собора в Черкесске и Успенского храма хутора Говердовского в Майкопе, новый колокол для Покровского храма в Тамани, помощь храму в станице Пашковской), казаки решили обратиться к казачьему генералу.
Пересмотрев кипу фотографий, запечатлевших не только храм, купленную для него атаманом утварь, богослужение, казаков перед службой, но и три поколения атаманской семьи, младшее из которых, несмотря на молодые лета, уже старается выезжать на военно-полевые сборы, Николай Долуда заметил: мальчишкам действительно нужно, как встарь, привыкать к казачьей жизни с малолетства — добрыми казаками станут!
Относительно колоколов поинтересовался: где, в какой мастерской, сколько и каких колоколов хотят отлить георгиевцы:
— У нас уже есть прекрасный опыт работы с хорошими мастерскими: помните, в прошлом году войско помогло заменить треснувший колокол храма Покрова в Тамани? Он был отлит в лучшей мастерской в Воронеже и достоин старейшего казачьего храма! Давайте отливать там же и ваши колокола! — предложил войсковой атаман.
Правда, средств на полный колокольный ансамбль пообещать он не смог: деньги нужно еще изыскать. Однако в том, что над селом Георгиевским и его окрестностями скоро поплывет чистый колокольный звон, сомневаться не приходится.
…Прием по личным вопросам на этот раз продолжался по обычным меркам недолго, всего два с лишним часа. Поднимались также вопросы и о создании центров культуры, и о расширении круга «казачьих» специальностей в вузах, и о путях обеспечения материальной поддержки детских кружков и секций. А ведь все вопросы были обозначены как личные!
Ирина Гвоздецкая
Фото Александра Лушина
Кубанский казачий вестник//г. Кубанские новости от 17.03.12