Большой общественный резонанс вызвало решение губернатора вооружить казачьи патрули травматическим оружием. За комментарием мы обратились к атаману Кубанского казачьего войска Николаю Долуде.
Совместными патрулями в составе казаков и полиции сегодня уже никого не удивишь. Хотя еще семь лет назад принятие Закона № 154 «О государственной службе российского казачества» некоторые жители Кубани восприняли в штыки. И если тогда добровольные казачьи дружины заступали на дежурства в выходные и праздничные дни, то с 1 сентября прошлого года в соответствии с распоряжением главы края Александра Ткачева они стали нести службу на постоянной основе.
Свою преданность государству казаки доказали добросовестной, а главное, результативной службой. Опыт кубанцев сейчас перенимают многие регионы страны. Кроме того, поменялся настрой самих жителей не только кубанских, но и российских городов.
По данным социологического исследования «Левада-Центра», 42 процента россиян с одобрением отнеслись к решению губернатора Краснодарского края организовать в населенных пунктах несение государственной службы по охране общественного порядка казаками Кубанского казачьего войска совместно с сотрудниками МВД.
Отношение населения к совместному патрулированию казаков с полицией изучал и Краснодарский краевой социологический центр. Выяснилось, что почти 80 процентов кубанцев к такому тандему настроены позитивно, 19 процентов респондентов считают, что в крае стало безопаснее. Более 41 процента населения видят необходимость в увеличении количества казачьих патрулей.
Но есть и те, кто по-прежнему не меняет своего скептического настроя к казакам в форме. Большой общественный резонанс вызвало решение губернатора вооружить казачьи патрули травматическим оружием. За комментарием мы обратились к атаману Кубанского казачьего войска Николаю Долуде.
— Согласно статье 13 Федерального закона об оружии граждане, впервые приобретающие оружие ограниченного поражения, обязаны пройти подготовку в целях изучения правил безопасности и его использования. Как Кубанское казачье войско обеспечивает исполнение этого закона и каков механизм приобретения оружия, ведь это дополнительная нагрузка на краевой бюджет?
— Вопрос приобретения и использования травматического оружия для нас сегодня стоит очень остро. На нас сейчас смотрит вся страна. Один неверный шаг может стоить авторитета всего казачества.
Решение губернатора Александра Николаевича Ткачева о так называемом вооружении казачьих патрулей вызвало огромный резонанс. У такого смелого решения есть и заступники, и противники. В некоторых средствах массовой информации появилось мнение политологов, будто вооруженные травматическим пистолетом казаки будут представлять угрозу для жителей края. Будут стрелять направо и налево. Я, честно, не понимаю, с чем связаны такие опасения.
По закону Российской Федерации получить лицензию на приобретение оружия может любой гражданин, достигший совершеннолетия и имеющий медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием.
К ним относятся: нарушение зрения, психические заболевания, алкоголизм, наркомания, наличие судимости за умышленное преступление и так далее.
Но мы и сами заинтересованы в том, чтобы в наших рядах не было казаков, относящихся к таким категориям граждан, поскольку мы — войско, для которого соблюдение всех букв закона — дело чести. Тем более исторически казак и оружие — вещи неразделимые. Участие казаков во всевозможных войнах как далекого прошлого, так и современности доказало их умелое и рациональное владение оружием.
Почти 90 процентов казаков казачьих дружин отслужили в Вооруженных силах или подразделениях силовых структур, которым государство во время службы доверяло не травматическое, а различные виды боевого оружия, и никто тогда не охал и не ахал.
И даже несмотря на это, опять же в рамках закона об оружии, казаки-дружинники, которые приобретают травматические пистолеты, на базе Краснодарского краевого стрелково-спортивного клуба регионального отделения ДОСААФ России проходят обучение по программе безопасного применения оружия.
Эти однодневные занятия включают теорию и практику. Пройдя их, казаки сдают зачеты, в том числе в тире. Зачеты принимают сотрудники полиции. Обучение проходит со 2 февраля, и на сегодняшний день подготовку прошли уже 128 из 1269 казаков-дружинников.
Кроме того, мы каждый год проводим военно-полевые сборы, где казаки отрабатывают навыки стрельбы из всех видов оружия.
Что касается покупки травматики, то тут никакой нагрузки на краевой бюджет нет, поскольку приобретают дружинники оружие за свой счет и самостоятельно получают лицензию в разрешительной системе МВД.
Глаза боятся, а руки делают. Уверен, мы все делаем правильно, иначе по нашему пути сегодня не пошли бы Москва и Ставропольский край.
— В каких случаях казаку разрешено применять травматическое оружие?
— Опять же, мы ничего своего не придумываем. Все прописано в Законе: подобного рода оружие применяется исключительно для самообороны, для защиты жизни и здоровья.
Вообще, необходимость обеспечения дружинников травматическим оружием назрела давно. Казаки каждый день ходят в рейды с сотрудниками полиции, зачастую подвергая себя опасности, особенно когда речь идет о встрече с вооруженными преступниками, а такое бывает.
До сегодняшнего дня казак выходил на дежурство с голыми кулаками. Это абсурд! Вот недавно в станице Ленинградской во время совместного ночного патруля казак-дружинник разнял драку, выбил у одного дебошира нож и скрутил его. А в станице Варениковской, также во время патруля, грабитель, вооружившись битой, пытался оказать сопротивление сотруднику полиции. Казак-дружинник, находившийся рядом, не растерялся: обезоружил нападавшего и задержал его. И таких примеров масса. Что плохого в том, чтобы казак в случае крайней необходимости, когда существует реальная угроза его жизни и здоровью, мог применить оружие, ведь он рискует наравне с полицейским.
За семь лет совместной службы казаки и полицейские успели притереться, вникнуть в тонкости и нюансы дела. Сегодня они хорошо дополняют друг друга. Полицейские начали советоваться с казаками, полагаться на их жизненный опыт и мудрость. Мы тоже стараемся, чтобы казаки были под стать полицейским. Я подчеркивал это неоднократно: казаков-дружинников отбирают по тем же критериям, что и полицейских, проводят с ними занятия, и только после этого они выходят патрулировать улицы по 8 — 12 часов в сутки. На дежурство казаки выходят в единой форме и только под руководством полицейского, маршруты разрабатываются и утверждаются управлением или отделом внутренних дел.
Благодаря решению губернатора плотность нарядов полиции увеличилась. Но усугубляет ситуацию некомплект участковых и сотрудников патрульно-постовой службы, отвлечение полицейских на обеспечение крупных спортивных мероприятий. Сегодня Краснодарский край — в поле зрения всего мира. Через год в Сочи пройдет зимняя Олимпиада. И обеспечить безопасность жителей и гостей края — наш общий долг. Казаки уже патрулируют улицы в Красной Поляне. При этом руководство, штаб ККВ осуществляет ежедневный контроль качества несения службы по охране общественного порядка и следит за тем, чтобы наши казаки не уронили чести Кубани и России.
Каждый день на нашу гостеприимную землю приезжают тысячи людей со всей страны, из-за рубежа. И мы рады гостям, которые уважают наши традиции, нашу историю, нашу культуру. И вместе с полицией, как представители казачьего народа, отстаивающего интересы жителей края, мы будем бороться с теми, кто попытается подорвать сложившийся мир внутри региона и многовековую дружбу с нашими соседями.
Анастасия Бойченко
Фото: Александр Лушин
Кубанский казачий вестник // г. «Кубанские новости» от 16.02.2013 г.