В 2003 году целый ряд закубанских станиц будет праздновать своё 140 – летие. В их числе и станица Абинская (ныне город Абинск). В связи с этим вполне обоснован интерес к событиям почти полуторавековой давности. Реальная возможность заселения Западного Закубанья мирным населением открылась только на исходе Кавказской войны. В 1862 году 10 мая было утверждено положение о заселении казаками предгорий западной части Северного Кавказа в основание которого вышел рескрипт на имя Н.И.Евдокимова от 24 июня 1862 года.
В. П. Пономарёв (Абинск)
В 2003 году целый ряд закубанских станиц будет праздновать своё 140 – летие. В их числе и станица Абинская (ныне город Абинск). В связи с этим вполне обоснован интерес к событиям почти полуторавековой давности.
Реальная возможность заселения Западного Закубанья мирным населением открылась только на исходе Кавказской войны. В 1862 году 10 мая было утверждено положение о заселении казаками предгорий западной части Северного Кавказа в основание которого вышел рескрипт на имя Н.И.Евдокимова от 24 июня 1862 года (1).
Согласно высочайшего положения, в конце мая в Натухайском округе силами переселенцев из Азовского и Черноморского казачьих войск при непосредственном участии Адагумского отряда (командующий П.Д. Бабыч) стали возводить 11 новых станиц. Половина их строилась на местах бывших укреплений: Варениковская, Гостогаевская, Раевская, Новороссийская, Неберджаевская, Крымская. Все они составили Адагумскую кордонную линию.
Командующий войсками Кубанской области граф Евдокимов предполагал в том же году возвести ещё одну станицу у бывшего Абинского укрепления, упразднённого в апреле 1854 года. Во время Крымской войны гарнизон укрепления был выведен, а крепостные сооружения разрушены. Однако, в ходе возобновившихся военных действий по покорению Западного Закубанья, войска Адагумского отряда построили Абинский укреплённый лагерь к северу от разрушенных бастионов. Сюда, 13 мая 1862 года из Адагумского укрепления перевели штаб-квартиру Крымского пехотного полка (командующий полковник Фитингоф). В лагере находился 1 пеший батальон и 1 эскадрон драгун Северского драгунского полка при орудиях (2).
Необходимость возведения станицы на месте бывшего укрепления на Абине была продиктована прежде всего военно-стратегическими соображениями. От укрепления вверх по реке, через бывшее Николаевское укрепление и ущелье р. Адегой проходила колёсная дорога построенная генералом Вельяминовым ещё в 1836 году во время третьего Закубанского похода. Через перевал Нако (ныне Кабардинский перевал) она выводила на берег Чёрного моря. И по настоящее время это самый короткий путь к морю (3).
С западной стороны к Абинскому укреплению через горные хребты подходила Константиновская дорога. Ее построил до начала Крымской войны адмирал Л.М. Серебряков, как участок дороги от Новороссийска до Екатеринодара (4).
Именно здесь и рассчитывал генерал – адъютант Н.И. Евдокимов создать ещё один опорный пункт Адагумской кордонной линии, поселив 250 семей азовских казаков. Но возвести станицу Абинскую в 1862 году, только лишь силами войск Адагумского отряда не удалось – «по не представляющейся возможности относительно материальных средств» (5).
В начале января следующего года в Главном штабе Кавказской армии возник проект возведения 21 станицы со стороны восточного берега Чёрного моря в том числе и 11 станиц на пространстве между Абином и Хаблем. Из последних предполагалось сформировать Шапсугский казачий полк. Однако, командующий Кавказской армией великий князь Михаил Николаевич не утвердил это наименование и в документах, начиная с 25 марта 1863 года полк называется уже Абинским. Не была высочайше одобрена и первая кандидатура командира. Тогда же в марте граф Евдокимов намеревался поручить формирование нового полка полковнику Головинскому но первым командиром стал подполковник В.Е. Фролов (6). Он был снабжён подробной инструкцией по устройству новых станиц «имеющих поступить в его ведение и исполнить все подробности дела по водворению жителей» (7).
Подполковник Фролов уже в начале апреля приступил к формированию полка. Этот процесс завершился, когда в закубанском крае были водворены 8 станиц: Абинская, Шапсугская, Эриванская, Мингрельская, Ахтырская, Хабльская, Грузинская и Ильская. Штаб полка разместился в станице Хабльской. И 3 сентября 1863 года последовал именной указ о сформировании в Кубанском казачьем войске Абинского конного полка (8).
Следует отметить, что высшее начальство отказалось от возведения в 1863 году 3 станиц: Пшадской, Геленджикской и Кабардинской (9), а вышеназванные восемь станиц предполагалось заселить казачьими семьями из войск – Кубанского, Азовского, Донского, а также женатыми нижними чинами Кавказской армии и государственными крестьянами. Станица Абинская должна была устроиться исключительно азовскими казаками (10).
Как известно, азовские казаки с 1832 года проживали на северо-западном побережье Азовского моря между Бердянском и Мариуполем, где они основали станицы Никольскую и Покровскую (11).
Очередные партии азовцев начали готовиться к переселению в Закубанье с осени 1862 года. С конца ноября стали прибывать казаки, сменившиеся со службы в Сухумской и Константиновской морских станциях (12). К исходу апреля 1863 года все назначенные в переселение казачьи семьи продали своё жильё. Отметим, что в документах о продаже более чем у половины казаков вместо домов числились землянки. Все жилища были проданы в основном государственным крестьянам, «вольноотпускным» и временнообязанным крестьянам Екатеринославской губернии (13).
Приказ о переселении первой партии азовских казаков на Кавказ в 1863 году наказной атаман Азовского войска генерал-майор Решетилов отдал 19 апреля. Ряд семейств, не имея средств для сухопутного следования, пожелали переправиться морем. Им надлежало прибыть в укрепление Константиновское, а оттуда с помощью войск Натухайского военного округа добраться до Абинского лагеря (14).
Эта партия была небольшой – 16 семейств (2-из ст. Петровской, 6-из ст. Покровской и 8-из ст. Николаевской).старшим являлся урядник из ст. Петровской Григорий Кулик. В Бердянском порту на паровую шхуну «Эльбрус» погрузилось 77 человек при поклаже 500 пудов. Вся погрузка обошлась переселенцам в 14 рублей серебром (15).
Согласно рапорта командующего Абинским полком подполковника В.Е. Фролова, в штаб войск Кубанской области первая партия азовских переселенцев под командованием урядника Г. Кулика благополучно прибыла в Абинский укреплённый лагерь 8 мая, «которая там поставлена на водворение до прибытия остальных» (16).
По предписанию графа Евдокимова в каждой станице специально назначенные офицеры должны были сразу же по прибытии переселенцев указывать обозначенные им места для усадеб. Высшее начальство старалось не допускать ситуаций, которые не раз случались в прежние годы заселения Закубанья, когда переселенцы в ожидании указания им усадеб стояли «долго табором около станиц» и становились объектом нападения горцев (17).
Учитывая те обстоятельства, вполне обоснованно можно считать датой основания станицы Абинской именно 8(20) мая, то есть тогда, когда первые семьи азовских казаков начали строительные работы по возведению жилищ. Хотя до последнего времени официальной датой возникновения Абинска считается 12 сентября 1863 года, когда был издан приказ военного министра (18).
Но к сентябрю станица была в основном построена. Здесь, скорее всего, следует согласиться с мнением В.Н. Ратушняка и считать основание населённого пункта с момента начала строительных работ (19).
Остальные семьи азовских казаков последовали в Закубанье сухопутным путём. Наказной атаман Решетилов разделил оставшиеся 488 семей на 3 партии. Предполагалось, что это позволит прибыть на новые места гораздо быстрее. Атаман учитывал и настойчивые просьбы казаков следовать по-станично, «не разделяясь с родными и не смешиваясь с жителями других станиц» (20).
Число офицеров определённых для переселения составлялось из расчёта 1 на каждые 100 семейств. Во главе первой партии был поставлен есаул Д. Подгурский, а в помощники ему хорунжий Е. Гладкий. Вторую партию возглавили сотники Кравченко и Сердюков, а третью – сотник Чернов.
24 апреля, накануне выхода первой партии из станицы Николаевской начальник станицы урядник Волик передал прибывшему в тот день есаулу Д. Подгурскому по «портионному» списку под квитанцию всех переселенцев с их обозом, а также два войсковых знамени с грамотами и два запорожских пернача, хранившихся в Николаевском молитвенном доме. Перначи вывезли азовцы ещё из Задунайской Сечи, а вот знамёна были пожалованы в разное время за службу уже после возвращения из Турции. Так, большое белое войсковое знамя с чёрным орлом и надписью «за храбрость при переправе в 1828 году через р. Дунай» пожаловали Азовскому войску при Высочайшей грамоте 1 июля 1844 года. В 1856 году азовцы получили Георгиевское войсковое знамя с надписью: «за храбрость и примерную службу в войну против французов, англичан и турок 1853-1856 годов» (21).
Вместе с войсковыми реликвиями Подгурскому надлежало забрать с собой и православные святыни, которые передал ему священник Николаевского молитвенного дома Иоанн Дементьев. В архиве сохранилась опись церковного имущества выданного казакам. Среди них обращает на себя внимание «серебряный ящик со святыми мощами, икона Сербской Божьей Матери на дереве» и два колокола весом по 40 пудов (22).
Первая партия казаков станицы Николаевской выступила 26 апреля. Она состояла из 182 семей в которых насчитывалось 976 душ обоего пола. Обоз был сформирован из 327 воловых и конных возов. Из трёх партий, эта являлась самой многочисленной. Вторая партия начала движение 30 апреля и последняя 3 мая. Всего предстояло преодолеть 566 вёрст, делая в сутки по 20 вёрст, не считая днёвок.
В плане материального обеспечения, согласно Положения от 10 мая 1862 года, переселенцы перед выходом получили денежные пособия из войсковых сумм для обустройства на новых землях и дополнительно к этому «кормовые деньги» и пособия из станичных сумм. В пути для них производился бесплатный отвод квартир, пастбищ, водопоев, а также давались «от обывателей подводы под заболевающих». «Кормовые деньги» выдавали на руки главам семей на 30 дней следования из расчёта: «взрослому (до 7 лет) по 15 копеек, а ниже сего возраста по 7,5 копеек в сутки» (23). Семействам отставных казаков по особому распоряжению командующего войсками Одесского военного округа было выдано по 50 рублей из войсковых сумм, а офицерским семействам по 150 рублей (24).
Маршрут следования пролегал через Александровский уезд Екатеринославской губернии и земли Войска Донского через Ростов-на-Дону. От Ростова через станицы Аксайскую и Ольгинскую казаки проследовали к «границе Черноморского войска по направлению к станице Старощербиновской. Переправу осуществили у Новоекатериновского поста и 28 мая 1863 года по Хабльской кордонной линии благополучно прибыли в укреплённый лагерь на р. Хабль. Вся партия поступила под непосредственное командование подполковника Фролова (25).
В первых числах июня Подгурский привёл все 182 семейства в лагерь на Абине, где уже обустраивались первые 16 семей. Существенную помощь поселенцам оказали казаки из Адагумского полка и солдаты Крымского пехотного полка.
Об окончательном водворении всех прибывших переселенцев подполковник Фролов рапортовал в штаб войск Кубанской области 10 июля 1863 года. Но только в середине октября было закончено строительство всех домов (26).
П Р И М Е Ч А Н И Я
1. Бентковский И. Заселение западных предгорий Кавказского хребта // Кубанский сборник. Екатеринодар, 1888. Т.1. с. 77-78.
2. Государственный архив Краснодарского края. Фонд 252. Опись 2. Дело 397. Лист 112 (далее ГАКК. Ф. 252. Оп. 2. Д. 397. Л.112.).
3. Акимченков Г.Ф. Геленджикская кордонная линия: эволюция экологической ситуации со времен Кавказской войны до наших дней // ИАА, вып. 5. Армавир-Москва, 1999, с. 107-108.
4. Ерёменко А.К., Подыма К.И. Именем России нареченный. М., 1988, с.48
5. ГАКК. Ф. 252. Оп. 2. Д. 396. Л.121.
6. ГАКК. Ф. 252. Оп. 2. Д. 857. Лл.91-94, 112.
7. ГАКК. Ф. 252. Оп. 2. Д. 857. Лл.93, 95.
8. Фролов Б.Е. К истории Абинского полка // Вестник Абинского народного музея. Вып. 2. Абинск, 1998, с. 35.
9. ГАКК. Ф. 252. Оп. 2. Д. 857. Л.300.
10. Там же, лл. 47-48.
11. Короленко П.П. Азовцы// КОВ. 1891. №45.
12. ГАКК. Ф. 252. Оп. 2. Д. 857. Лл.1-2.
13. ГАКК. Ф. 252. Оп. 2. Д. 1280. Л.1114.
14. Там же, л. 1089.
15. Там же, л. 1097.
16. ГАКК. Ф. 252. Оп. 2. Д. 857. Л. 311.
17. Там же, лл. 96-97.
18. Неподоба В., Волков С. Абинск. Краснодар, 1987. С.9.
19. Когда же был основан Екатеринодар? // Голос минувшего. 1997. №2. С. 58.
20. ГАКК. Ф. 252. Оп. 2. Д. 857. Л.359.
21. Фелицын Е.Д., Щербина Ф.А. Кубанское казачье войско. Краснодар, 1996, с. 422-423.
22. ГАКК. Ф. 252. Оп. 2. Д. 1280. Лл. 1275-1275 об.
23. Там же, 1125.
24. ГАКК. Ф. 252. Оп. 2. Д. 857. Л.360.
25. ГАКК. Ф. 252. Оп. 2. Д. 1280. Лл.1129, 1382.
26. ГАКК. Ф. 252. Оп. 2. Д. 858. Лл. 78, 216-218.
Источник: Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар, 2002.