Сегодня умением читать и писать никого не удивишь, а вот еще полтора века назад грамотность была на особом положении. Тогда казаки были всерьез обеспокоены вопросом образования своих детей: организовывали казачьи школы и даже училища. Учеба в них не шла вразрез с традициями, наоборот, только укрепляла вековые устои. Революция изменила не только жизнь обычных людей, но и систему казачьего образования. Понадобились десятилетия, чтобы возобновить традицию обучения юных казачат. Особенно тяжело это происходит в Республиках Адыгея и Карачаево-Черкесия, где исторически и поныне располагается Кубанское казачье войско. Однако Баталпашинскому отделу все же удалось создать несколько классов, а скоро появится и целая казачья школа.
Казачье образование тогда...
В документах первой половины XIX века сохранились данные о первых полковых школах Баталпашинского уезда. К этому времени центром распространения грамотности среди населения был церковный приход, где обучение проводил местный священник, но уже появились и другие формы образования. Полковые школы и училища, в которых казачата обучались грамоте, получали религиозное и нравственное воспитание, возникли на Старой Линии в 1832 году. После применения к Кавказскому линейному войску положения 1845 года, определившего его военное и гражданское устройство, казаки были распределены по месту жительства на бригады. На обеих Линиях — Старой и Новой — появились бригадные школы. В каждом полку или бригаде школьное дело велось обособленно.
Заметные перемены в народном образовании на Кубани пришлись на рубеж 60 — 70-х годов XIX века. Толчком к этому во многом послужила отмена крепостного права и окончание Кавказской войны. Тогда правительство утвердило «Положение о начальных народных училищах», главной задачей которых было распространение среди казачьего населения религиозных и нравственных постулатов, а также знакомство с некоторыми полезными сведениями. К открытию станичных школ наказной атаман граф Сумароков-Эльстон привлекал духовенство, атаманов, командиров бригад и полков. Таким образом, за четыре года было открыто более ста подобных учреждений. Атаман считал, что только «при совместном распространении в войсковом населении элементарного образования, грамотности, под которой разумеется не только ее механический смысл, но и поучительные беседы, чтения с учащимися всех возрастов, можно поднять на возвышение казаков в нравственном и хозяйственном их положении».
Образование в ККВ имело свои особенности. В школах для мальчиков наряду с остальными предметами преподавались верховая езда, строевая подготовка, плавание, гимнастика и военные упражнения. Особое место отводилось стрельбе. Этому мастерству обучали с двенадцати лет. Навыки владения оружием у мальчишек развивали еще и при помощи фехтования, к тому же это давало им возможность развиваться физически. Знакомили казачат и с местностью. Знание свойств рек: быстроты течения, глубины, свойств дна — облегчало переправу вброд и вплавь. Но помимо военной подготовки значительная роль в кубанских школах отводилась духовному и патриотическому воспитанию.
Начиная с 40-х годов XIX века все более широкое распространение получали полковые училища. Так, в 1845 году в станице Баталпашинской была учреждена полковая школа 17-го конного полка. Размещалась она в войсковом деревянном доме и содержалась за войсковой счет. В ней изучали Закон Божий, грамматику, чистописание и арифметику. В 1864 году подобная школа, также в одном из домов, открылась в станице Преградной. Содержалась она за родительский счет, однако подчинялась атаманскому правлению. Учил ребятишек священник Руднев, у которого был помощник. К 1875 году в Баталпашинском уезде было уже 37 станичных училищ. Начальное образование делилось на одноклассное — двух-трехлетнее образование и двухклассное, дававшее более широкие знания. Состояло оно из двух ступеней и длилось пять лет.
В конце XIX века в Баталпашинской станице было два училища — мужское и женское, церковно-приходская школа и две частные школы грамотности. Однако после 1917-го в казачьем образовании произошли изменения, оно, как и во всей России, стало всеобщим. Во всех учебных заведениях была введена единая программа обучения, а сама система стала носить административно-командный характер, изменились критерии духовности и нравственности...
...и сейчас
Сегодня баталпашинские казаки возрождают прежние традиции. Казачье образование теперь представлено двумя ступенями: детский сад — школа. Что касается первой, то наиболее показательным является сад «Березка» станицы Кардоникская Зеленчукского РКО. С 1992 года педагоги этого образовательного учреждения по собственной инициативе передают детям культурное наследие их предков. Особое внимание уделяется развитию интеллектуальных и творческих способностей казачат, чему способствуют кружки и студии «Исследователь», «Ритм», «Золушка», а введение казачьего компонента позволяет формировать у малышей духовно-нравственное и патриотическое мировоззрение.
Начало школьного казачьего образования в БКО было положено 1 сентября прошлого года, когда в станицах Кардоникской и Исправной Зеленчукского РКО были открыты четыре класса казачьей направленности — два вторых и два пятых. Факультативно казачью культуру, быт и традиции преподают семиклашкам исправненской школы. Всего же в казачьих классах обучается шестьдесят ребят. Разработана специальная программа, включающая историю казачества, духовно-нравственное воспитание, военно-прикладную подготовку.
Помимо педагогов в учебно-воспитательном процессе участвуют наставники — члены казачьих обществ атаман Зеленчукского РКО Владимир Нарыжный, сотник Кардоникского СКО Алексей Фролов. Привлекаются и представители более старшего поколения, например, ветераны Великой Отечественной.
Атаман Баталпашинского отдела Павел Запорожец намерен расширить сеть образовательных учреждений казачьей направленности, и в ближайшее время ожидается официальное решение руководства Зеленчукского района об открытии на базе СОШ № 3 станицы Кардоникской казачьей школы, в которой будут обучаться 117 ребят.
Несмотря на небольшой срок — систему казачьего образования в БКО внедрили всего год назад, — уже есть результат. Казачата имеют возможность продолжить обучение в кадетских корпусах, лицеях и даже вузах. В этом году заявлений в учебные заведения казачьей направленности
было подано вдвое больше, в полтора раза возрос поток абитуриентов из числа казачьей молодежи, желавших поступить на «казачий» факультет Кубанского госуниверситета физической культуры, спорта и туризма. Семь баталпашинцев пополнили ряды Шахтинского кадетского казачьего корпуса имени Я. П. Бакланова, что в Ростовской области, и недавно открывшегося кадетского корпуса в Приморско-Ахтарском районе Краснодарского края, один стал студентом Краснодарского филиала Лабинского аграрного техникума по специальности «Тренер-наездник лошадей».
Говоря о развитии системы казачьего образования в Баталпашинском отделе, следует сказать, что на сегодняшний день положительная динамика наблюдается лишь в Зеленчукском РКО, где в основном и сосредоточена сеть образовательных учреждений казачьей направленности. Неравномерное внедрение казачьего компонента в учебных учреждениях, к примеру, Усть-Джегутинского и Прикубанского РКО, связано с составом населения: здесь проживает меньшее количество казаков. Еще одна проблема — финансирование. Недостаточное количество денежных средств значительно тормозит развитие сети казачьего образования, однако баталпашинцы настроены на позитив и намерены и дальше растить юную смену в духе традиций своих предков.
Справка: К 1909 году в Баталпашинском отделе казаки составляли 73,2 процента от общего числа людей, умеющих писать и читать, а в канун Октябрьской революции эта цифра увеличилась до 88,7 процента.
Анжелика Черевань
Кубанский казачий вестник//г. Кубанские новости от 31 октября 2009 г.