Рыбко С. Н. (Краснодар)
Из опыта работы православного детского лагеря «Архангельский» в ст. Эриванской Абинского района Краснодарского края
Вопрос о приобщении подрастающего поколения к традиционным духовным ценностям является чрезвычайно актуальным, особенно в наше время, когда нравственные ориентиры среди молодёжи практически утрачены, когда взрослые бессильны и не знают чем и как помочь своим детям. В связи с этим особую значимость приобретает традиционная культура, так как одной из наиболее важных её функций является воспитательная, т.е. «приобщение и усвоение человеком системы ценностей присущих его народу» (1).
Кубанское казачество отличалось особенной религиозностью и приверженностью к православной вере, а подрастающее поколение воспитывалось в соответствии с исконными традициями и должно было: «чтить и выполнять заветы дедов и отцов, соблюдать и хранить заветы старины казачьей, изустные рассказы и предания о героях, о боевых схватках, чтобы развить и возрастить в дитяти воинственность, любовь и гордость к своему казачьему званию» (2). Большая роль в сохранении традиций отводилась казачьей семье. Считалось, что только при поддержки семьи дело воспитания будет поставлено на надёжную почву.
По словам одного из ведущих этнографов Кубани Н. И. Бондаря, разрушение традиционной культуры народа – это его духовная гибель, за которой следует физическое исчезновение, растворение в среде других народов (3). Сейчас самая сложная задача возродить забытое и утраченное, подготовить молодых людей к самостоятельной практической жизни, на основе опыта прошлых лет, сохранить этническую культуру и сам этнос. Это возможно сделать если изучать с детьми историю родного края, общаться с носителями традиционной культуры, узнавать забытые добрые традиции наших предков, собирать и сохранять памятники материальной и духовной культуры. Видный дореволюционный историк Кубани Ф. А. Щербина указывал на то, что «родиноведение, это катехизис местного населения. Оно должно лечь в основу воспитания детей, занять умы зрелого возраста, стать неотъемлемой принадлежностью нашего просвещения, основной чертой культурного развития» (4).
Педагогическая мысль дореволюционного и советского периодов, из множества вариантов, остановилась на тех принципах образования и воспитания, которым наиболее отвечало краеведение. Известные советские педагоги краеведы А. А. Яхонтов, В. В. Богданов, М. И. Селищенский считали, «что экскурсионный метод – основной и доминирующий метод краеведения» (5). В Кубанской области, в дореволюционный период, дети под руководством педагогов изучали историю, этнографию, природу родного края. Для этого устраивались экскурсии, экспедиции в различные районы Кубанской области. К примеру, летом 1898 года была организована научная экспедиция учеников Екатеринодарской гимназии в Карачай (ныне территория относится к Карачаево-Черкесской республике). Под руководством преподавателей дети осуществляли сбор материала по археологии, этнографии, антропологии, медицине, естественной истории, статистике и экономике. В результате сложились обширные коллекции растений, насекомых, минералов, были произведены и метеорологические наблюдения. Отчёт об этой поездке опубликован в сборнике трудов Общества Любителей Изучения Кубанской области за 1899 год и является интересным материалом не только по истории изучения нашего края, но и по методам педагогической работы с детьми на основе краеведения. Этот опыт и лёг в основу проведения экспедиционной работы с детьми в православном лагере «Архангельский» летом 2001 года. Следует сказать, что традиция организации летних православных лагерей существует с 30-х годов XX в. Впервые они появились во Франции. Для русских православных людей, оказавшихся в долголетней эмиграции, летние лагеря были действенным способом сохранения и воспитания в детях православной веры и приобщение их к родной культуре. Православный педагог С. С. Куломзина, которая участвовала в организации первых православных лагерей, писала: «Летний лагерь – не школа, цель лагеря – не обучать детей теоретически, а дать им пожить в сравнительно небольшой группе сверстников, вне городских условий, в общении с природой, в радостной атмосфере дружбы, доверия, ответственности, подчиняясь известной дисциплине. Почти все молодёжные движения – соколы, скауты, витязи и др. – организуют лагеря как самую существенную часть своей деятельности» (5).
Сегодня в России эта форма воспитательной работы с детьми оказалась востребованной. В православном лагере имеется возможность гармоничного сочетания отдыха с православным образованием и воспитанием детей и приобщением их к народной культуре. Находясь в течении нескольких дней (или недель) в православном лагере, ребёнок погружается в среду, естественную для каждого верующего человека – чтение правила утром и вечером, общее переживание праздничных событий, соборная молитва в радости и горе. И при этом ребёнок не лишается естественной для своего возраста игровой среды, общения со сверстниками. Сейчас уже во многих епархиях Русской Православной Церкви осуществляются программы, включающие в себя организацию летних лагерей. Одна из таких программ была апробирована в православном детском лагере «Архангельский» (организован православным приходом х. Трудобеликовский Красноармейского района), который функционировал летом 2001 года за ст. Эриванской Абинского района.
Лагерь располагался на живописной поляне, недалеко от реки Абин. Формировался из детей как церковных так и невоцерковлённых в возрасте от 8 до 14 лет. В каждой смене 30-32 человека. Продолжительность пребывания в лагере составляла 14 дней. Основной целью создания православного лагеря являлось приобщение детей к нетленным ценностям Православной Веры, истории и культуры родного края. Для достижения этого предполагалось включение детей в социально-значимую, творчески-развивающую деятельность, формирование христианских отношений в детском коллективе и во взаимоотношениях со взрослыми, реализация интересов и потребностей подростков, расширение сферы их общения, создание условий для образования и самообразования детей.
Согласно этому, работа с детьми в православном лагере велась по следующим направлениям:
– знакомство со Священным Писанием и с основами Богослужебной жизни Православной Церкви, духовно-нравственное воспитание (утреннее и вечернее молитвенное правило, чтение Жития святых во время трапезы, посещение Святых мест и Церквей края, беседы с пастырем и знакомство с основами христианской этики;
– трудовая деятельность (ежедневные послушания:уборка палатки, территории лагеря, дежурство в трапезной), помощь младшим по возрасту и престарелым жителям станицы в домашних делах и обработке приусадебных участков;
– кружковая работа: (вышивание, вязание, бисероплетение, работа с природными материалами, лепка, конструирование, рисование, пение, разучивание стихов, театральных постановок к родительскому дню);
– экологическое воспитание (цикл мероприятий « Мир Божий»): чтение стихотворений и рассказов о животных, изучение видов растений, пород деревьев, минералов на местности (учебно-экскурсионные походы на реку Абин, в урочище Сосновая щель, на гору Шезе);
– спортивно-оздоровительная деятельность (ежедневное купание детей в реке, разнообразные спортивные состязания, подвижные игры, туристические походы);
– краеведческая работа (полевые исследования по истории и традиционной культуре ст. Эриванской).
Детская историко-этнографическая экспедиция проводилась нами во второй смене, т. к. возраст детей в ней оказался наиболее подходящим для такого рода деятельности. Прежде всего, дети были ознакомлены с правилами и процессом полевых исследований, которыми пользуются профессиональные исследователи – фольклористы, этнографы. В расчёте на возраст участников экспедиции были разработаны вопросники, по которым дети вели беседы с местными жителями. Вопросы отражали задачи экспедиции, которыми являлись: поиск материалов по истории разрушенной местной церкви в честь Св. Благоверного князя Александра Невского и истории станицы в период её заселения, во время голода 1933 года, в годы Великой Отечественной войны, а также сбор сведений по материальной и духовной культуре казачьего населения ст. Эриванской. В процессе экспедиционной работы (всего юные исследователи совершили четыре экспедиционных выхода в станицу) фиксировались воспоминания и рассказы местных жителей об истории и традиционном быте станицы, осуществлялся планомерный поиск могил священнослужителей на местном кладбище, велись розыски (оказавшиеся успешными!) уцелевших икон из местного разрушенного храма и личных вещей священника, составлялся план уничтоженной церкви, осуществлялась фотофиксация этнографических предметов (утвари, построек, одежды и др.), проводилась работа по выявлению источников, характеризующих историю и традиционную культуру ст. Эриванской в местной библиотеке.
Результатами экспедиции интересовались не только дети, но и взрослые, служащие лагеря, а также местные жители, которые всячески помогали ребятам в сборе информации. Каждый день, за вечерним костром, участники поисковой группы увлечённо рассказывали лагерю о проделанной работе. По их поведению и лицам было видно как серьёзно и ответственно относятся они к возложенным на них обязанностям. Уже после лагерной смены, по инициативе взрослых и детей, работа продолжилась в Государственном архиве Краснодарского края и отделе редкой книги Краевой научной библиотеки им. А. С. Пушкина. Устные сведения по истории станицы и её храма были дополнены документальными материалами. Возникла идея (которую поддержали администрация станицы и местные жители) о создании часовни на месте разрушенной церкви. Здесь и пригодилась, собранная детьми информация. Её оказалось достаточно для составления исторической справки, которая послужит обоснованием в разрешении на строительство часовни в честь Св. Благоверного князя Александра Невского. В результате проведения в православном детском лагере краеведческой поисковой работы, решено было создать на базе православного прихода музей местной истории и продолжить деятельность ежегодных летних детских экспедиций.
Подводя итоги, можно отметить тот факт, что православный лагерь «Архангельский» стал не только прекрасным местом отдыха для многих ребят со всего Краснодарского края, но и школой воцерковления детей и взрослых, знакомство с исконными корнями национальной культуры. Посещая православное учебное заведение – церковно-приходскую, воскресную школу, ребёнок получает на уроках знания необходимые для жизни в Церкви. Но самое главное суметь применить эти знания на практике – продолжать соблюдать основные заповеди, даже если оказался в среде людей далёких от веры, выдержать и преодолеть тяжесть суровой походной жизни и т. д. Православный лагерь, воспитательная работа педагогов и духовных наставников помогли ребятам утвердиться в вере, найти своё место в практической жизни, стать верными христианами, любящими свою малую родину, знающими культуру и историю своего народа.
Лучшим показателем работы лагеря были отзывы детей. Вот один из них: «Мне понравилось ездить на море, плести из бисера, рисовать, лепить из пластилина, зарядка и врач, который был с нами везде, а ещё Литургия, венчание и крещение детей из ст. Эриванской». (Лаврова Надя 10 лет). Показательны и отзывы родителей: «По приезде из лагеря я заметила, что Юлия совсем не ругается, что раньше за ней наблюдалось. Даже когда младшая сестра Таня (4 года) сильно донимает её, Юлия подходит ко мне и говорит: «ничего она от меня не добьётся, а ругаться с ней не буду, у меня и так полно всяких грехов, правда мама?». Я с радостью кивнула ей. Также не совсем, но далеко отступила от Юли лень, она стала работать в огороде, дома, почти наравне со взрослыми. Кроме того, она стала прислушиваться к моим советам». (Кутняхова Галина).
Таким образом, данный опыт работы с детьми в православном детском лагере «Архангельский», где использовался метод воспитания через изучение традиционной культуры, заслуживает на наш взгляд, положительной оценки, а создание православных лагерей на Кубани может стать перспективной формой воспитательной работы с подрастающим поколением.
Примечания
1. Бондарь. Н. И. Традиционная духовная культура кубанского казачества (конец XIX-первая половина XXвв.) // Традиционная культура и дети. Краснодар, 1994. С.10.
2. Орлов П. П. Сборник рассказов и статей. Екатеринодар, 1911. С. 255.
3. Бондарь Н. И. Традиционная культура кубанского казачества. Избранные работы. Краснодар, 1999. С. 75.
4. Федоренко Е. Л. А. Ф. Щербина о назначении и проблемах «краевого родиноедения» //Историческое регионоведение Вузу и школе. Пятая региональная научно-практическая конференция. Славянск-на-Кубани, 1997.С. 39.
5. Городецкий Б. М. Краеведение и школа //Сборник Общества Любителей Изучения Кубанской области выпуск VIII. Краснодар, 1924. С. 139.
6. Синюк. О. Как организовать православный детский лагерь //Как с пользой для души отдохнуть летом. М., 2000. С.18.