О.Ф. Аравин,
преподаватель истории
ГОУ НПО ПУ-37 г. Тихорецка,
cоискатель учёной степени
кандидата исторических наук КГУКИ
В последнее время российское профессиональное образование переживает качественно новый рубеж. Особый интерес представляет история женского профессионального образования, так как образовательный уровень женского населения – важный критерий цивилизованности, следовательно – и гуманности общества.
По проблеме женского образования имеется ряд публикаций, но в них почти не отражена тема низшего женского ремесленного образования. Очевидно, что тема изучена слабо, и данная статья предполагает более или менее заполнить существующий пробел.
В большинстве девушки проходили индивидуальное обучение в частных мастерских. Примером могут служить воспоминания Любови Александровны Скузы-Ярцевой. «В октябре 1905 г. я поступила в пошивочную мастерскую верхнего платья по Дмитриевской улице (Новороссийск). На этой улице был целый ряд таких мастерских. Хозяин сказал, что будут меня учить шить, и что мне будут давать другие разные поручения. Я должна была воротнички из тонкой материи, выстроченные, густо брызгать водой, намыливать мылом и водить горячими утюгами до тех пор, пока они не становились колкими. Я освоила гладильное дело, стала заниматься им полдня, а остальное время мастер учил меня овладевать напёрстком без донышка. Это была мудрёная работа, но продолжалась не так долго. В процессе своей учёбы я успевала овладевать тяжёлым для работниц ремеслом».
Широкое распространение на Кубани получили частные профессиональные женские школы, в которых, как правило, обучение было платным, но имелись и бесплатные, например – «Бесплатная профессиональная школа госпожи Мелик-Бахматьян» . Программы таких школ были разные. В школе г. Поповой (Екатеринодар), которая именовалась «Школа рукоделия и курсы кройки и шитья», целью было быстрое и объёмное получение навыков для профессиональной работы. Преподавали в школе два человека. Это, собственно, содержательница Е.Д. Попова и вторая учительница А.Н. Чистякова.
В Майкопе известностью пользовалась рукодельная школа «Шик Парижа» И.И. Ясоченко, открывшаяся в 1910 г. в доме Евангулова, на углу улиц Базарной и Соборной. Курс обучения был шестимесячным с оплатой 35 р. Учениц школы обучали кройке, шитью дамских нарядов, белья, казачьей одежды, выделке шляп и изящных рукоделий. Школа вела подготовку и выпуск учительниц рукоделия, на что требовался образовательный ценз не ниже 4-х классов женской гимназии. Не имеющие образования получали подготовку при школе. Для таких учениц организовывались специальные группы.
И.И. Ясоченко выступала в Майкопской прессе, обвиняя другие женские школы в неправомочности существования. Так, в адрес школы Хоменко она с возмущением указывала на то, что существующие школы кройки и шитья «во всех культурных городах состоят в ведении министерства торговли и промышленности или министерства народного просвещения, но в Майкопе на этот счёт исключение – достаточно аттестата ремесленной управы».
1 декабря 1912 г. в Армавире открылось профессиональное женское училище Чимакадзе, которое имело колоритное наименование: «Профессиональная кройка, шитьё и изящные работы училище». Находилось оно в ведении Кавказского учебного округа. Полный курс обучения – 5 лет . Окончившие училище имели право на получение диплома учительницы рукоделия кройки и шитья во всех учебных заведениях. 2 мая 1914 г. профессиональное училище, с разрешения попечителя Кавказского учебного округа, преобразовалось в женскую прогимназию – с особым профессиональным классом по рукоделию и шитью . В 1915 г. в школе Чимакадзе обучалось 186 учениц.
На Кубани имелись и ремесленные школы, где учились взрослые женщины, имевшие подготовку в объёме начального училища. Эти школы готовили портних, вышивальщиц и т д.
Среди таких учебных заведений следует назвать Ейскую рукодельную школу. Она была открыта в 1898 г., было принято 47 девочек, окончивших начальные школы. Школа полностью находилась на содержании города, и поэтому размещалась в наёмном доме, принадлежащем городскому управлению. Позже для школы было построено специальное здание, на что Ейская городская управа выделила 15 000 р., но и этого помещения оказалось мало, так как число учащихся в 1908 г. возросло до 198. По этому поводу на заседаниях городской Думы неоднократно указывалось: рукодельная школа до крайности переполнена, и необходимо увеличить помещения для открытия дополнительных классов.
Открыть в Word и прочесть статью целиком