Кубань и Крым – близкие соседи, история которых тесно переплетена. В их развитии можно найти много схожего, особенно на протяжении последних 200 – 250 лет, когда судьбы этих регионов оказались связанными с Российским государством. Оба они вошли в состав империи в 1783 г., после ликвидации Крымского ханства, и стали форпостами на южной границе России, ее оплотом на Черном море.
И. В. Киселев
Кубань и Крым – близкие соседи, история которых тесно переплетена. В их развитии можно найти много схожего, особенно на протяжении последних 200 – 250 лет, когда судьбы этих регионов оказались связанными с Российским государством. Оба они вошли в состав империи в 1783 г., после ликвидации Крымского ханства, и стали форпостами на южной границе России, ее оплотом на Черном море. Первоначально они даже подчинялись единому региональному руководителю – Новороссийскому генерал-губернатору. В дальнейшем, между Крымом и нынешним Краснодарским краем возникли экономические и культурные контакты, многие из которых существуют и поныне, несмотря на все трудности постсоветского периода.
Но, как известно, и людей и регионы сближает общие беды и трудности, наиболее серьезными из которых являются войны. Зачастую именно в период боевых действий уроженцы Кубани оказывались в Крыму, сражаясь в рядах русской (советской) армии. Их военные успехи, героизм достойны памяти, которая может упрочить духовную близость русского населения Автономной республики Крым с Россией в целом и Краснодарским краем в частности.
Первым таким эпизодом было участие казаков Черноморского войска в Крымской войне 1853-1856 гг. После начала боевых действий и возникновения угрозы союзных десантов на крымском побережье в Крым были отправлены 2-й и 8-й пластунские батальоны. 2-й батальон в июле – августе 1854 г. находился в Феодосии, а в сентябре того же года был направлен в осажденный Севастополь. Позже туда прибыл и 8-й пластунский батальон. Оба батальона действовали у 4-го бастиона, организуя войсковую разведку и вылазки. Достигнутые ими успехи были велики и вызывали уважение как других участников Севастопольской обороны, так и у противника. Поэтому совершенно обосновано то, что в экспозиции Музея Черноморского флота в Севастополе выставлены оружие, снаряжение и обмундирование пластуна-черноморца.
Во второй половине 1855 г. на Керченском полуострове с англо-французскими десантами боролся сводный казачий полк Черноморского войска. Он добился ряда успехов нескольких стычках с противником.
Очередной раз и Крым, и Краснодарский край подверглись агрессии в годы Великой Отечественной войны. В числе других соединений Крым обороняла 157-я стрелковая дивизия. Она была сформирована в Краснодарском крае в августе 1939 г. из полков 74-й Таманской стрелковой дивизии, ее 85-й легкий артиллерийский полк получил знамя артполка 22-й Краснодарской стрелковой дивизии. В мае 1941 г. 157-я дивизия была пополнена запасниками из Краснодарского края. С началом войны дивизия заняла оборону на побережье от Тамани до Геленджика, затем участвовала в обороне Одессы, а в начале октября 1941 г. была переброшена в Крым. К сожалению, немецким войскам к тому времени уже удалось прорвать перекопские позиции, остановить их в степной части Крыма не удалось. 157-я стрелковая дивизия, вместе с другими частями 51-й армии эвакуировалась на Таманский полуостров. Вновь пополненная жителями края, дивизия вошла в состав 44-й армии, высаживалась в Феодосии, участвовала в боях на Ак-монайском перешейке. В мае 1942 г. Крымский фронт был разгромлен немецко-румынскими войсками, его соединения вновь переправились на Кавказский берег. Тем не менее, в даже такой катастрофической ситуации 157-я стрелковая дивизия сохранила свою целостность и эвакуировалась из Керчи одной из последних. Уже в июне дивизия убыла на Южный фронт.
Многие наши земляки участвовали в обороне Севастополя 1941-1942 гг. Так, в апреле 1942 г. в качестве пополнения для 8-й бригады морской пехоты прибыла маршевая рота с Кубани. Она состояла из призывников старших возрастов, казаков, прошедших Гражданскую войну. Это обстоятельство говорит о том, что многие кубанцы были готовы сражаться с врагом, несмотря на возраст и состояние здоровья. С другой стороны, этот эпизод продемонстрировал, что мобилизационные ресурсы Кубани исчерпываются. Ведь в январе – апреле того же года формировался 17-й кубанский казачий кавалерийский корпус, и основную массу его личного состава так же составили добровольцы непризывного возраста. Корме того, пополнения подобного рода демонстрировали, что Севастополь снабжается по остаточному принципу.
Осенью 1943 г., завершив освобождение Кубани, Северо-Кавказский фронт осуществил Керченско-Эльтигенскую десантную операцию, начав изгнание оккупантов из Крыма. Многие соединения фронта доукомплектовывались жителями Краснодарского края, но стоит отметить уникальное соединение, целиком сформированное из кубанцев. Это была 9-я пластунская стрелковая Краснодарская Краснознаменная ордена Красной Звезды дивизия, переформированная из горнострелковой в сентябре 1943 г. По своему статусу она была приравнена к гвардейской, имела соответствующий штат и довольствие. Судя по документам, она рассматривалась Ставкой ВГК как элитное соединение, ее использование командование Отдельной Приморской армии в Крыму согласовывало с Москвой. Видимо, это и обусловило то, что пластунов, после недолгого пребывания в Крыму, где бои приняли позиционный характер, передали в состав 69-й армии.
Подобные эпизоды участия кубанцев в боевых действиях на территории Крыма в период Крымской и Великой Отечественной войн демонстрируют определенную тенденцию. Естественно, что наши земляки оказывались на Крымском полуострове не в силу своих личных желаний и даже не по приказу местного военного руководства. Вопросы, связанные с переброской крупных воинских подразделений решало более высокое руководство, Ставка ВГК, например. Тем не менее, то, что кубанцы довольно часто воевали в Крыму в составе казачьих или обычных армейских частей, вполне обосновано. Во-первых, Кубань – ближайший сосед Крыма, удобный плацдарм для проведения операций на полуострове, база для формирования и пополнения частей. Во-вторых, население нашего края, прежде всего казаки, были лучше подготовлены к войне, чем среднестатистические жители России. Поэтому необходимо помнить, что жители нашего края неоднократно воевали в Крыму, сражаясь и умирая там за нашу общую страну – Россию.
В этой связи стоит учитывать нынешнюю ситуацию в Автономной республике Крым, прежде всего борьбу русскоязычного населения за сохранение своей культуры и статуса, а так же против насильственной украинизации и присутствия войск США или других стран НАТО на полуострове. Активную роль при этом играет местное казачество, которое возникло в новейшее время и не имеет глубоких исторических корней. Вместе с тем, его природа обусловлена нынешними событиями и это делает казачество важной составляющей жизни Крыма. В то же время, наше Кубанское казачье войско является мощной организацией, которая ведет активную воспитательно-патриотическую деятельность, осуществляет допризывную подготовку, поддерживает правопорядок и т.д. При этом оно не ограничивается территорией нашего края, имея контакты с казаками соседней Абхазии. Появление казачества в этой непризнанной республике так же произошло в новевший период и вызвано межэтническими проблемами. Поэтому, кубанским казакам, возможно, стоит обратить внимание на Крым, наладить сотрудничество с местным казачеством, оказать ему некоторую поддержку. Благо исторические примеры действий кубанцев в Крыму имеются. Однако осуществлять это необходимо осторожно, не конфликтуя с официальным украинским руководством и действуя лишь в рамках российской внешней политики.
Список использованной литературы и источников
1. Байсак М. Г. Плечом к плечу // Вечный свет подвига. Севастополь, 1985.
2. Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия. М., 1985.
3. Гвардейская Черниговская. М., 1976.
4. Русский архив: Великая Отечественная. Генеральный штаб в годы ВОВ: Документы и материалы. 1943 год. Т. 23 (12 – 3). М., 1999.
5. Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска. Т. 2. Екатеринодар, 1913.