8 апреля 1783 г. был опубликован царский манифест о присоединении Крыма, Тамани и Кубанского Правобережья к России. Издавая этот документ, царское правительство учитывало возможность возникновения новой войны с Турцией. Но Россия была подготовлена к ней и, по мнению Екатерины II, эта готовность должна была поколебать решимость Турции.
Ратушняк В.Н. (г. Краснодар)
В результате русско-турецкой войны 1768–1774 гг. Крымское ханство, составной частью которого было Прикубанье, стало независимым от Турции государством. В 1777 г. его возглавил ставленник России хан Шагин-Гирей. Это не устраивало турецкое правительство, которое начинает действовать против последнего, делая ставку на кубанских ногайцев и горцев. Шагин-Гирей обращается к царскому правительству с просьбой оставить на территории Крымского ханства русские войска. Командование Кубанским корпусом поручается А.В. Суворову. Новый командир корпусом немедленно выясняет положение дел на Кубани, настроение ногайцев и горцев, встречается с кубанским сераскиром (командующим военными силами ногайцев) Арслан-Гиреем, братом крымского хана. Его и другого брата Батыр-Гирея он одаривает ценными подарками, предлагает им жить в мире с Россией. Одновременно А.В. Суворов начинает возводить военную кордонную линию от Тамани до Ставрополя. Эта линия, по его мнению, должна была препятствовать влиянию Турции на ногайцев и проникновению горцев в Прикубанье. В апреле 1778 г. А.В. Суворов, назначенный командующим всеми войсками в Крыму и на Кубани, отправляется в Крым, продолжая внимательно следить за событиями на Кубани. Между тем в Суджук-Кале (Новороссийск) прибыл турецкий посланник, который стал подбивать ногайцев и горцев выступить против Шагин-Гирея и России, но успеха не добился. А.В. Суворов писал в это время, что большинство горцев относились к России доброжелательно. Турецкий план с помощью горцев захватить Тамань потерпел крах.
В 1779 г. между Россией и Турцией была подписана Айналы-Кавакская конвенция. Россия признавала религиозную зависимость татар от турецкого султана. Последний обещал официально признать Шагин-Гирея крымским ханом. Россия согласилась вывести свои войска из Крыма и Прикубанья. Быстро выводя свои войска из Крымского ханства, Россия хотела побудить Турцию прекратить военные приготовления против нее. Но так как русские гарнизоны, согласно Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 г., оставались в Керчи и Еникале, то турецкое правительство стремилось сделать плацдармом своих действий Кубань. Этому способствовали два обстоятельства – нараставшее недовольство не только крымских татар, но и кубанских ногайцев правлением Шагин-Гирея и возможность вести антирусскую деятельность из турецкой крепости Суджук-Кале. Последняя стала центром агрессивной деятельности Турции против России. Главный комендант турецких крепостей Черноморского побережья Северного Кавказа Сулейман-ага, развивал бурную агитационную деятельность среди ногайской и горской верхушки. Он распространял подложный султанский фирман, в котором говорилось о скором прибытии из Турции нового хана вместо Шагин-Гирея. Весной 1780 г. из Турции в Суджук-Кале были доставлены письма к абазинским феодалам, в которых указывалось, что они являются подданными султана. Сулейман-ага даже сделал попытку спровоцировать абазинцев на выступление против Шагин-Гирея, но его агитация привела к обратным результатам. Абазинцы напали на Суджук-Кале. Взять они ее не смогли и ограничились поджогом фуражных и провиантских складов. Турецкий гарнизон, оставленный без продовольствия, поднял восстание и хотел расстрелять Сулейман-агу, но ему удалось выкупить свою жизнь.
Однако турецкая пропаганда не прошла даром. Летом 1781 г. волнения охватили большую часть ногайцев Кубани. Шагин-Гирей запросил помощь у русского правительства. Его просьба была удовлетворена. Посылая на Кубань войска для подавления мятежа, царское правительство понимало, что идет на обострение отношений с Турцией, и все же оно готово было поддержать своего ставленника даже в том случае, если бы это угрожало новой войной с Оттоманской Портой. В результате действий русских войск большинство ногайцев подчинилось Шагин-Гирею, но ненадолго.
Весной 1782 г. волнения в Прикубанье направленные против Шагин-Гирея, вспыхнули с новой силой. Во главе недовольных стали братья хана Батыр-Гирей и Арслан-Гирей. Они получили поддержку населения Тамани и помощь со стороны Турции. В Анапу, где строилась турецкая крепость, прибыло пять турецких судов для оказания военной помощи таманцам. Батыр-Гирей стал собирать горцев к Тамани. В помощь ему для организации черкесского ополчения был направлен турецкий паша Мегмет-Гирей.
В мае 1782 г. в Крыму началось восстание против Шагин-Гирея. Восставшие двинулись к столице Шагин-Гирея Кафе (Феодосия). Хан с немногочисленными сторонниками бежал на судне под защиту русских керченских укреплений. 17 июня 1782 г. в Крым из Прикубанья переправился Батыр-Гирей, приведший с собой полторы тысячи горцев. Вскоре в Кафе появился и Арслан-Гирей. Мятежные братья сообщили турецкому султану о свержении Шагин-Гирея. Правительство султана уведомило об этом русское правительство и просило не вмешиваться во внутренние дела независимого Крымского ханства.
29 июня крымские мурзы, старшины и духовные лица избрали в ханы Батыр-Гирея. Падение Шагин-Гирея было серьезным ударом по царской дипломатии. Провозглашение ханом турецкого ставленника по сути дела возвращало Крым и Прикубанье под влияние Турции. Русское правительство не могло с этим согласиться и решило действовать. Русским войскам был отдан приказ выступить в Крым. Они атаковали укрепленную татарами перекопскую линию и заняли Перекоп. Не встречая сильного сопротивления, русские войска успешно продвигались к Кафе. Только раз Батыр-Гирей попытался оказать сопротивления, но потеряв 400 человек убитыми, бежал к побережью Керченского пролива, чтобы переправиться на Кубань. Однако здесь он и его брат Арслан-Гирей были схвачены одним из немногих сторонников Шагин-Гирея. План турок провалился, Шагин-Гирей вновь занял крымский престол.
Потерпев неудачу в Крыму, Турция все свое внимание сосредоточила на Прикубанье. В Суджук-Кале высадились турецкие войска. В декабре 1782 г. в Тамань прибыл турецкий уполномоченный с отрядом янычар и объявил всех жителей Таманского полуострова подданными Порты. Шагин-Гирей послал запрос о причине занятия турками полуострова. Но запрос был оставлен без ответа, а ханский посланник обезглавлен. Турки активизировали строительство своих крепостей на Черноморском побережье Кавказа. Понимая значимость Прикубанья в борьбе с Турцией за Крымское ханство, Екатерина II дает предписание Г.А. Потемкину направить на Кубань «испытанного в искусстве» генерала. Г.А. Потемкин вновь ставит во главе Кубанского корпуса А.В. Суворова.
В октябре 1782 г. А.В. Суворов вступил в командование Кубанским корпусом, в котором насчитывалось 12 батальонов пехоты, 20 эскадронов драгун и 2 роты артиллерии при 16 орудиях. В случае необходимости он мог использовать 20 полков Донского казачьего войска, приведенные в боевую готовность.
Русские войска на Кубани препятствовали турецким агентам вести антирусскую агитацию. Постепенно ногайские орды, ушедшие во время волнений за Кубань, возвращались на свои кочевья. В декабре 1782 г. к русскому приставу при ногайских ордах И.Ф. Лешкевичу явилась делегация из 50 почетных стариков, которые заявили, что Джембойлукская и часть Едисанской орды прибыли назад на р. Челбасы и готовы опять подчиниться Шагин-Гирею. Из Закубанье в штаб Кубанского корпуса пришло письмо от горского предводителя Казы-Гирей-султана с уверениями в дружбе и расположению к России.
Но Турция не теряла надежды осуществлять свои планы и продолжала провоцировать на Кубани антирусские выступления, посылая в кочевья своих агентов. Жителям Тамани, Темрюка и Ачуева было послано турецкое обращение не подчиняться Шагин-Гирею, так как их города перешли к Порте и туда вскоре будут введены турецкие войска. С отдельными горскими владетелями турки заключили договор, запрещающий торговлю черкесов с русскими. Для укрепления Суджук-Кале в крепость прибыл Сулейман-паша с отрядом в 150 человек. В Анапу было переселено 500 татарских семей с Таманского полуострова. Затем из Турции было переселено 150 заимов, т.е. владельцев поместьев, обязанных во время войны являться к турецкому войску с вооруженными слугами. В этот период Турция окончательно делает ставку на Кубань, где внутренняя обстановка была более благоприятной для турецкой экспансии, чем в Крыму. Во-первых, многочисленные ногайские орды в силу социально-экономических и политических условий находились в состоянии беспрерывного брожения; во-вторых, близость турецких крепостей (Анапа, Суджук-Кале и др.) обеспечивали соответствующее идеологическое, а в нужных случаях и военное воздействие; в-третьих, единоверных горцев Турция рассматривала как потенциальную силу, которую можно было направить по пути религиозной борьбы против «неверных». Все это показало русскому правительству, что оттягивать присоединение Крымского ханства к России не только неразумно, но и рискованно. Необходимо было предупредить активные действия Турции. В секретном рескрипте Г.А. Потемкину Екатерина II 14 декабря 1782 г. сообщала о перспективах присоединения Крымского ханства к России даже, если это приведет к вооруженному конфликту с Турцией. В начале апреля 1783 г. Екатерина II писала Г.А. Потемкину о принятом решении немедленно присоединить Крым, Тамань и Прикубанье к России.
Для присоединения Крыма и Прикубанья к России необходимо было уговорить хана отречься от престола, что не без труда удалось сделать Г.А. Потемкину.
8 апреля 1783 г. был опубликован царский манифест о присоединении Крыма, Тамани и Кубанского Правобережья к России. Издавая этот документ, царское правительство учитывало возможность возникновения новой войны с Турцией. Но Россия была подготовлена к ней и, по мнению Екатерины II, эта готовность должна была поколебать решимость Турции. По подсчетам царской канцелярии, пресловутая «независимость» Крымского ханства стоила России 7 млн р., не считая материальных и людских потерь. Поэтому русское правительство завило о своем праве присоединить Крым и Прикубанье, тем более, что продолжающиеся провокации Турции ставили под угрозу независимость Крымского ханства и спокойствие России.
Источник: Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия: Материалы всероссийской научно-просветительской конференции 5-9 октября 2012 г. (ХХII Адлерские чтения) / Ред.колл.: А.А. Зайцев, П.Е. Бойко, А.В. Ващенко, А.М. Виноградов, В.А. Кокориков, С.А. Марков, В.Н. Петров, В.Н. Ратушняк, В.И. Чёрный, В.М. Юрченко; Администрация Краснодарского края, КРПООО «Знание», КубГУ, Филиал СПб ИВЭСЭП в г. Краснодаре – Краснодар: Традиция, 2012. – с. 328 – ISBN 978-5-91883-065-9