12 января 2016 года исполняется 25 лет со дня проведения первого Учредительного круга армавирских казаков, итогом которого стало возрождение казачества в Армавире, вхождение армавирцев в состав Кубанского казачьего войска. В преддверии этой даты наш корреспондент встретился с казаками, стоявшими у истоков данного события, армавирским краеведом Игорем Анатольевичем Климушиным и профессором Армавирского государственного педагогического университета Сергеем Николаевичем Лукашом.
12 января 2016 года исполняется 25 лет со дня проведения первого Учредительного круга армавирских казаков, итогом которого стало возрождение казачества в Армавире, вхождение армавирцев в состав Кубанского казачьего войска. В преддверии этой даты наш корреспондент встретился с казаками, стоявшими у истоков данного события, армавирским краеведом Игорем Анатольевичем Климушиным и профессором Армавирского государственного педагогического университета Сергеем Николаевичем Лукашом.
— Игорь Анатольевич, почему именно в начале 90–х годов XX столетия начинаются бурные процессы возрождения казачества?
— Это было очень интересное время. Конец 80–х, начало 90-х годов прошедшего столетия — расцвет, так называемой, «перестройки» в СССР. В общественном сознании тогда четко звучала идея поиска нового социального строя, отказа от однопартийности КПСС, всевластия КГБ. Такие понятия, как гласность, демократизация общественных отношений, рыночные реформы, буквально врывались в каждый дом с экранов телевизоров, со страниц центральной и местной прессы. Пожалуй, наиболее адекватно выразил дух того времени лидер группы «Кино» Виктор Цой: «Перемен требуют наши сердца. Перемен. Мы ждем перемен…».
— И такие перемены начались?
— Да, и прежде всего в общественном сознании. В эти годы многое из того, что скрывалось за государственным грифом «Секретно», стало достоянием гласности. В том числе и трагедия казачества в ХХ столетии: неизвестные страницы истории гражданской войны на Северном Кавказе, расказачивание и раскулачивание, голодомор 1932—1933 годов. Казалось, от прежнего казачества ничего после репрессий, кроме лубкового фольклора, не осталось. Однако это было не так. В конце 80–х годов в Черкесске и Ростове-на-Дону состоялись первые научные конференции по истории казачества. В Москве наш земляк — отраденец, известный советский, русский писатель Гарий Немченко опубликовал свои статьи с призывами к возрождению казачества. В центральной прессе была размещена информация о проведении Большого Учредительного круга Союза Казаков. В Краснодаре в октябре 1990 года прошел Всекубанский Казачий съезд, провозгласивший возрождение кубанского казачества.
— Сергей Николаевич, понятно, казачество в Армавире возрождалось не на пустом месте. Вы участвовали в работе исторического съезда кубанских казаков в октябре 1990 года в Краснодаре, являлись в это время председателем оргкомитета по проведению первого Учредительного казачьего круга в Армавире. Расскажите, как проходило возрождение казачества?
— Инициатива по возрождению казачества в нашем городе принадлежала молодежи 25— 30 лет. Проведение двадцать пять лет назад 12 января 1991 года Учредительного круга армавирских казаков стало знаковым событием в юго-восточной части Краснодарского края. За относительно короткий срок (весна-лето 1991 года) была проделана огромная работа по образованию станичных и хуторских обществ, проведению казачьих кругов и сборов. Всё это позволило собрать в ноябре 1991г. в Армавире Первый съезд казаков Лабинского отдела ККВ, на котором присутствовало 524 делегата от 17 казачьих обществ юго-востока Краснодарского края, Ставрополья, Карачаево-Черкесии. На съезде был возрожден Лабинский казачий отдел, разработана программа «Возрождение Кубани», принят устав, сформировано правление.
— Сергей Николаевич, по Вашему утверждению, армавирские казаки «поднимали» казачество на всем юго-востоке Краснодарского края. Как относились к вашей деятельности люди: средний возраст, пожилые, молодежь?
— Важным направлением Армавирского казачьего круга стала работа с населением. Начало 90-х — это эпохальный период в развитии российского общества, вполне сравнимый с революционными событиями 1917 года. Рухнули прежние институты социальной защиты, началась гиперинфляция, власть «трещала по всем швам». В такой обстановке, как уже не раз бывало в российской истории, люди пошли за поддержкой к казакам. Каждый день в правление Армавирского круга приходили десятки армавирцев. Для работы с населением был создан юридический отдел. Эффективно проявила себя казачья мобильная дружина, которая круглосуточно оказывала помощь армавирцам и жителям близлежащих населённых пунктов. В 1991—1994 годах была проделана огромная работа по пресечению массового вывоза за пределы края и России продуктов питания первой необходимости, что способствовало, в конечном счете, стабилизации цен и обузданию гиперинфляции. Особо подчеркну, всю эту огромную работу казаки выполняли бесплатно, жертвуя своим свободным временем, используя личный транспорт. Казаки просто бескорыстно служили своему народу, как это было уже в прошлые времена.
Выступив выразителем народных чаяний и пожеланий, оказывая реальную помощь населению, армавирское казачество быстро завоевало авторитет и любовь среди горожан. Об этом свидетельствуют факты. На открытых, прямых выборах в Государственную Думу Российской Федерации за казачьего кандидата, походного атамана отдела А. А. Долгополова проголосовало свыше 90% всех армавирцев, участвовавших в выборах. В 1994 году более 80% армавирцев отдали свои голоса атаману Е.А. Беспятову на выборах в Законодательное Собрание Краснодарского края. В это же время сразу четыре казачьих кандидата стали депутатами Армавирской городской Думы. До сих пор никто не повторил достижения армавирских казаков на политической арене. К слову сказать, депутаты от казачества достойно представляли армавирцев во всех ветвях власти: в Государственной Думе, в ЗСК, в Армавирской городской Думе.
— Игорь Анатольевич, начало 90-х годов прошлого столетия — это действительно «романтический», бурный период возрождения казачества. Тогда у казаков многое получалось, но затем наступил спад, период разобщенности.
— Я бы назвал эти негативные процессы «болезнью роста». Они неизбежны при любом развитии. Казачество переболело этими «детскими» болезнями и приобрело хороший иммунитет. Это позволило нам уверенно двигаться дальше. Во второй половине 90–х, начале нулевых годов появились важные законы о казачестве на федеральном и краевом уровне, происходило становление системы казачьего образования.
Здесь нам есть чем гордиться. В Армавире, например, создан учебно-методический центр поддержки системы казачьего образования, куда вошли наши лучшие кураторы — наставники казачьих классов, а также профессора, кандидаты наук из Армавирского государственного педагогического университета. Хочу авторитетно заявить, что на сегодняшний день именно Армавир стал ведущим научно-методологическим центром развития системы казачьего образования не только на Северном Кавказе, но и во всей Российской Федерации. Здесь проводятся, ставшие традиционными, международные Кубанско-Терские научные конференции, рассматривающие актуальные проблемы казачьей культуры, истории, образования, собирающие десятки ученых со всех уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Здесь успешно складывается научная, практикоориентированная школа ученых, аспирантов, студентов, работающих по актуальным вопросам казачьей культуры и образования. Благодаря этому педагогика казачества нашла свою высокую позитивную оценку в научных кругах. Сегодня она осмысливается научным миром как российская общенациональная ценность, призванная растить настоящих патриотов, преданных России, готовых служить Родине «не за страх, а за совесть».
— Сергей Николаевич, прошло 25 лет, что сегодня представляет собою казачество?
— Армавирские казаки являются составной частью Кубанского казачьего войска, которое заслуженно признается лучшим в России. На историческом параде в честь 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне именно кубанцам выпала великая честь представлять славу своих предков, прошедших победителями семь десятков лет назад по брусчатке Красной Площади. Сегодня кубанские казаки — это свыше сорока тысяч спаянных крепкой дисциплиной, воинской выучкой мужчин, готовых по первому призыву Отчизны встать на ее защиту.
События конца 2014 — начала 2015 годов в Крыму и на Донбассе убедительное тому подтверждение. Выполнение своего воинского долга перед Отечеством — это важнейшее направление, но не менее значима работа с молодежью. На воспитание подрастающих поколений направлены лучшие силы современного казачества. С уверенностью можно сказать, что армавирские казаки находятся в этом процессе на ведущих позициях.
«Умом Россию не понять…», — писал поэт. Для нас, россиян, казаков есть и другое измерение — сердце, чувство, вера. Мы, казаки, глубоко убеждены, что утверждать величие России, преодолевать искусственно создаваемые нам Западом трудности, уверенно идти по пути прогресса и процветания могут люди, для которых любовь к Родине важнее всего! На этом всегда стояли и стоят казаки!
От всего сердца мы поздравляем всех армавирцев с Новым годом! Православных — с праздником Рождества Христова!
Олеся Корнева,
материал с сайта газеты «Армавирский собеседник»