Казаки Адлерского районного казачьего общества Черноморского округа Кубанского казачьего войска побывали в Михайло-Афонском мужском монастыре и на плато Мамрюк-Огой, где 16 сентября 1861 года состоялась встреча Российского Императора Александра II с адыгскими старейшинами перед завершающим этапом Кавказской войны.
Казаки Адлерского районного казачьего общества Черноморского округа Кубанского казачьего войска побывали в Михайло-Афонском мужском монастыре и на плато Мамрюк-Огой, где 16 сентября 1861 года состоялась встреча Российского Императора Александра II с адыгскими старейшинами перед завершающим этапом Кавказской войны.
Год ждали казаки Адлерского районного казачьего общества обещанной поездки в Михайло-Афонский монастырь. Наконец среди бесконечных казачьих дел пару дней для поездки были выкроены. Поехать решили очень небольшой группой: атаман района, я - как его заместитель по СМИ и еще два казака, проверенные в разных ситуациях. Наш любимый транспорт – УАЗ «Патриот» тоже друг проверенный, потому что дорога длинная, горные серпантины, всякое может случиться.
Михайло-Афонский мужской монастырь расположен на территории Республики Адыгея на окраине поселка Победа. Проезжая через станицу Тульскую, забираем с собой нашего гида, уникальную женщину, несколько лет назад переехавшую в эти места из Санкт-Петербурга, родовую казачку и любительницу истории Инну Ивановну Ясашную. В монастырь, как всегда мы приехали не с пустыми руками - братьям-монахам привезли продукты. Разгрузившись, погуляли по территории монастыря, зашли в Храм, в музей. Инна Ивановна конечно же повела нас к своему детищу - аллее полных георгиевских кавалеров, казаков-земляков, сражавшихся в этих местах. Начиналось все с двух мемориальных досок, сейчас их уже пять.
Михайло-Афонская пустынь была основана в 1878 году. Трудами монастырской братии было возведено 5 храмов, со временем открылась церковноприходская школа, работали многочисленные ремесленные мастерские, кирпичный и сыроваренный цеха, монахи занимались скотоводством, пчеловодством. После революции 1917 года у монастыря были конфискованы земли и производственные помещения, которые осквернялись с особым цинизмом. Только с помощью казаков все это удалось вернуть монахам и к сегодняшнему времени полностью восстановить.
Быть в монастыре и не окунуться в святой источник великомученика Пантелеймона? Во время предыдущих поездок как-то не получалось, но в это посещение, взяв полотенца, мы дружно поднимаемся на гору Фавор. К источнику огромная очередь из паломников, но казаки здесь пользуются большим авторитетом, поэтому нам открывают избушку, где проходят омовения монахи. Вода более чем бодрящая, но надо окунуться три раза, прочитав «Отче наш». Выходим все посвежевшие, бодрые, физически ощущая, как благодать растекается по всему телу. Сил хватает подняться еще выше. 220 ступеней ведут на самый пик горы, где построена небольшая часовня. Здесь можно позвонить в колокола, оповестив мир о своем приобщении к святому. Вид открывается чудесный! Кавказский хребет еще без снега, буйная зелень, синее небо! Наверное, мы в раю! Но пора спускаться, иначе опоздаем на вечернее богослужение. Зайдя в Храм, я обратила внимание на приехавших детей, больных церебральным параличом. С большим трудом, на костылях, с помощью взрослых они стояли в Храме и слушали молитвы монахов. Для каждого из них у настоятеля монастыря Герасима нашлось доброе слово. Многих он гладил по голове, брал за руку. Дети смотрели на него, как на чудо, а главное - верили ему!
После вечерней службы, казаки сходили в братскую трапезную, отведали суп из рыбных консервов, пшеничную кашу, винегрет и компот из груш, которые растут на территории монастыря. Сказывалась бессонная ночь, во время которой мы добирались из Сочи до Майкопа, подъем на гору, а особенно обилие впечатлений, полученных за день. Поселили нас в двухэтажном здании с табличкой «Братский корпус №2». Здесь жили монахи. Нам с Инной Ивановной выделили, видимо, лучшую келью, в которой стояли четыре кровати с металлическими спинками и деревянным настилом. Еще были две тумбочки и все! От кельи, куда поселили казаков, наша отличалась только наличием шторок на окне. На первом этаже висел распорядок дня монахов, который слегка шокировал. Подъем в 4-30 утра! Есть только завтрак и ужин, обеда нет. В нашей келье проживала женщина, приехавшая с паломниками в эти места. До полуночи она читала псалмы, а мы с Инной Ивановной пытались устроиться поудобнее на тоненьком матрасе, постеленном на деревянном ложе, пряча лицо от яркого света лампочки. Ночью я вышла из кельи. Где-то горел тусклый свет, почти не освещающий длинный коридор «братского корпуса». Из кельи, где поселились наши казаки, разносился богатырский храп уставших за день мужчин. С другого конца коридора слышалась скороговорка читающего молитву монаха. Где я? Это сон или явь?
Утро наше было очень ранним и добрым. Видимо и местная природа решила показать себя во всей красе. Солнце светило по-летнему, деревья еще не тронуты осенью, небо яркое и синее. День должен быть насыщенным, поэтому быстренько позавтракав, казаки выехали в станицу Новосвободную - бывшую Царскую. Недалеко от станицы находится исторический памятник Западного Кавказа - плато Мамрюк-Огой, где 16 сентября 1861 года состоялась встреча Российского Императора Александра II с адыгскими старейшинами перед завершающим этапом Кавказской войны. Он предложил им признать подданство русского царя, сказав: «Я к вам прибыл не как враг, а как доброжелательный друг. Я хочу, чтобы ваши народы сохранились, чтобы они не бросали родных мест, чтобы они согласились жить с нами в мире и дружбе…». Эта встреча стала ярким примером бескровного покорения Кавказа и уважительного отношения к народу, проживающему на тех землях. Такие события необходимо подвергать историческим анализам, чтобы проектировать их на сегодняшний день.
На месте пребывания Императора в 1866 году был поставлен памятник Александру II в ознаменование окончания Кавказской войны. После его трагической гибели на том же плато была построена часовня на собранные «всем миром» деньги. В наши дни историческая часовня представляет жалкое зрелище, но ее еще можно восстановить.
По инициативе казаков Адыгейского Республиканского отделения общественной организации «Союз казаков России» были собраны необходимые документы, касающиеся этого исторического события, разработан проект обращения к правительству России и митрополиту Кириллу. Для того, чтобы обсудить подготовленное обращение, - и была затеяна эта встреча. Наша небольшая делегация во главе с атаманом Адлерского районного казачьего общества представляла казаков Черноморского округа Кубанского казачьего войска. Были так же казаки из Лабинска, депутат городского Совета Майкопа, председатель Союза славян Адыгеи, председатель отделения Русского географического общества, представители партий «Родина» и «Справедливая Россия», другие неравнодушные люди. К этому же событию приобщили конный переход из станицы Новосвободной на плато, где когда-то находилась часовня и памятник Александру II.
С Инной Ивановной мы еще раз поднялись на историческую гору, где на синем небе четко вырисовывались развалины часовни. Еще раз с того самого места, где когда-то «возликовало сердце царя», смотрели на красоты Кавказского хребта. При строительстве часовни это место было освящено, а по христианским канонам освященные места нельзя использовать в других целях. Здесь невозможны стройки, разработка земли и использование ее в качестве пастбищ. Это по канонам… Но вспомните многострадальный Михайло-Афонский монастырь, да и многие другие монастыри и храмы бывшего СССР? Возможно, и у этой земли уже есть владельцы.
Неоднократно местные казаки обращались к властям всех уровней с просьбой поставить исторический памятник на учет и провести федеральную экспертизу, но ответа так и не дождались. По всему Кавказу учтены, пересчитаны и переписаны до сих пор еще не разгаданные дольмены, а такой памятник истории, как царская часовня, разрушается временем и не вызывает интереса у тех, от кого зависит ее судьба. На октябрьской встрече в городе Сочи наш президент Владимир Владимирович Путин сказал буквально следующее: «Нравственным ориентиром для молодежи должен стать патриотизм». Видимо значение слова «патриотизм» многие забыли.
Спустившись с плато, наша делегация подъезжает к одному из подворий станицы Новосвободной. Во дворе уже накрыт стол, на пеньке закипает ведерный самовар, в казане на костре варится шулюм. Нас ждут… В очередной раз обсудив обращение, приходим к общему мнению, что до настоящего времени в государстве не было той острой политической обстановки, которая сложилась в последнее время, вот и отмахивались властьимущие от идеи казаков. Надеемся, сейчас поймут, что промедление восстановления часовни - смерти подобно, возможно в прямом смысле этого слова.
Надежда Луганская,
помощник атамана Адлерского РКО по СМИ