Как свидетельствуют источники, с началом войны законодательным актом от 24 января 1808 года по инициативе крымских мурз были сформированы четыре конных полка по образцу Донских казачьих полков под началом командиров и офицеров из именитейших фамилий Крыма. Полки получили название по уездам, из жителей которых они составлялись. Симферопольским конно-татарским полком командовал Кая-бей Балатуков, Перекопским – Ахмет-бей Хункалов, Евпаторийским – Абдулла-ага Мамайский, Феодосийским – Али мурза Ширинский.
Алиев Камиль Магомедсалихович,
кандидат философских наук, этнополитолог,
главный редактор республиканской общественно-политической
газеты «Елдаш»(г. Махачкала)
Наполеоновские войны – важная веха всемирной истории. Коренной перелом в этих войнах наступил в 1812 году после жестокого поражения агрессора в России, когда из 614-ти тысячного войска захватчиков от смерти и плена спаслось лишь около 30 тысяч человек. В результате заграничного освободительного похода русской армии в 1813–1814 гг. от наполеоновской тирании была освобождена вся Европа. Русские войска с триумфом вошли в Париж, и Император, перед которым трепетал некогда весь мир, отрекся от престола и удалился в изгнание.
Во всех этих актах всемирной истории вместе с русскими приняли участие и представители многих народов многонациональной России, которые с честью прошли свой боевой путь в составе победоносной русской армии и разделили ее славу [1].
Как свидетельствуют источники, с началом войны законодательным актом от 24 января 1808 года по инициативе крымских мурз были сформированы четыре конных полка по образцу Донских казачьих полков под началом командиров и офицеров из именитейших фамилий Крыма. Полки получили название по уездам, из жителей которых они составлялись. Симферопольским конно-татарским полком командовал Кая-бей Балатуков, Перекопским – Ахмет-бей Хункалов, Евпаторийским – Абдулла-ага Мамайский, Феодосийским – Али мурза Ширинский.
В 1809 году Евпаторийский и Феодосийский полки выдвинулись на границу Киевской и Житомирской губерний. В начале 1812 года Евпаторийский конно-татарский полк был направлен в Виленскую губернию и вошел в состав 2-й Западной армии. Он занимал кордоны по р. Неман и участвовал в сражениях с авангардными войсками противника, а Перекопский и Симферопольский полки участвовали в Бородинском сражении. Действительно, после начала боевых действий в Отечественную войну 1812 года указанные полки принимали участие во всех боях и сражениях в корпусе войскового атамана Платова. Крымцы участвовали в ежедневных сражениях, изгоняя неприятеля из Москвы.
После оставления русскими войсками Москвы, при преследовании отступающего из России неприятеля Симферопольский и Перекопский конно-татарские полки сражались при Малоярославце, Красном, Тарутине, Гжатске, Дорогобуже, у Боровицкого перевоза, под Кохановом, Смолянами, по дороге в Вильно у Понарских гор, при переходе через Неман. Между прочим, 11 октября 1812 года, в тот же день, когда французы вышли из Москвы, в оставленную неприятелем столицу вступил генерал-майор Иловайский 4-й, оставшийся старшим в отряде взятого в плен генерала Винценгероде, с лейб-казаками, казачьими полками своего полка и Перекопским конно-татарским полком, истребил и захватил в плен значительное число французских мародеров и отправил казачьи полки, в том числе и Перекопский, для наблюдения за отступавшими неприятельскими полками по Звенигородской дороге.
Таким образом, Перекопский конно-татарский полк был в числе первых воинских частей, кто вошел в оставленную захватчиком древнюю столицу России. Факт этот весьма примечателен и заслуживает более пристального внимания.
Отличились крымско-татарские конные полки и в заграничных освободительных походах русской армии 1813-1814 гг. – походах, в которых «авторитарная» Россия спасла «демократическую» Европу от авторитаризма Наполеона. Так, Симферопольский конно-татарский полк, находясь в составе корпуса генерала от кавалерии герцога Александра Виртембергского (Вюртембергского), сражался при Тильзите, Рогниде, Бранденбурге и др.
Симферопольский полк участвовал и далее во многих сражениях в Германии и Франции, наряду с Перекопским, который также был под стенами Данцига, в Германии и Франции. Евпаторийский конно-татарский полк в начале 1812 года был выдвинут в Виленскую губернию и входил в состав 2-й Западной армии генерала от инфантерии Петра Ивановича Багратиона. Вначале полк занимал кордоны по реке Неман, а затем вошел в состав 3-й армии генерала от кавалерии Александра Петровича Тормасова. Полк участвовал в сражениях с авангардными неприятельскими войсками под Житомиром, при Люблине, при изгнании французов из Брест-Литовска, при Кобрине (15июля), Городечне (31 июля), Пружанах, Белостоке, Заблудове (где был наголову разбит французский генерал Ферьер), Несвиже, Минске, при с. Гредине и Кайданове и др., в частности под местечком Любомлем, при нападении цезарского (австрийского. – М.М.) генерал-цейхмейстера и разгроме его при деревне Низевичи. При преследовании неприятеля Евпаторийский полк входил в состав армии адмирала Павла Васильевича Чичагова, в корпусе генерал-адъютанта графа Ламберта, а за границей принимал участие во многих сражениях, в частности при Люцене, Кульме, Бауцене, под Лейхтенбергом, при Дрездене и под Парижем.
Особенно крымские татары отличились в блокаде и взятии крепости Данциг, за что командир Симферопольского конно-татарского полка полковник Балатуков Кирилл Матвеевич (он же Кая-бей Мемет-беевич) (1774–1827) был произведен в генерал-майоры [2]. Он был награжден 31 декабря 1812 г. орденом Св. Георгия 4-й ст. за боевые отличия, а именно: «В воздаяние ревностной службы и отличия, оказанного в сражении против французских войск 1812 года, октября 6, где при атаке французского отряда, презря слабое положение своего здоровья, вызвался охотником и, когда сделан был удар неприятеля, то с частью вверенных ему стрелков понесся впереди линии с отличным стремлением прямо на неприятельскую батарею и завладел одною пушкою» [3].
19 марта 1814 года Симферопольский и Перекопский конно-татарские полки в составе авангарда русской армии, которым командовал атаман Войска Донского граф М.И. Платов, через Порт-Клиши вступили в Париж и стали лагерем на Елисейских полях [4].
На полях сражений отличились отвагою братья-кумыки Хасан-мурза и Батыр-мурза Уздемниковы. Из скудных данных, которыми располагают источники, известно, что Хасан-мурза Уздемников, сотник Перекопского полка и кавалер ордена св. Анны 4-й степени, геройски погиб, возможно, в Бородинском сражении в 1812 году, а его брат, войсковой старшина Перекопского полка и кавалер ордена св. Владимира 4-й степени Батыр-мурза Уздемников погиб в 1813 году в одном из сражений с французами близ г. Можайска. Участником этой войны был и Тарковский, капитан Волынского пехотного полка. 31.10.1812 за отличие в сражении с французами он был произведен в майоры [5], но, ни имени его, ни отчества, ни дальнейшей его судьбы мы не знаем.
Какого рода-племени были эти герои? Как свидетельствуют крымские источники, где-то в начале 1700-х годов, а может, и несколько позже к крымскому хану Каплан-Герею (правил в 1707–1708, 1713–1715 и 1730–1736 гг.) на службу с Кавказа в одно время и вместе перешли князья Болатуковы, Хункаловы и Чериковы. Родоначальником первых был князь Аджи Бекир бей Болат оглу, вторых – кн. Хункал бей, третьих – был Уздень Черик бей из кумыкских князей. Первые два рода считаются кабардинскими, хотя, как известно, они также считаются тюркскими по своему происхождению.
Кроме того, род Болатуковых (Болатукаевых) в прошлом был известен как среди кумыков, так и особенно у их сородичей балкарцев-чегемцев, которые, по преданиям, считаются «хазарами – выходцами из Дагестана» (Пфаф). С другой стороны, имеются сведения о том, что родоначальником трех княжеских фамилий Чегема (Балкаруковы, Барасбиевы, Кучуковы) якобы был Анфако Болотуков выходец «из адыгского племени абадзехов» (М. Ковалевский). Согласно сведениям того же Ковалевского Болатуковы прибыли в Чегем приблизительно в XVI столетии. Следовательно, если даже принять эти сведения как достоверные, то должны признать то, что за несколько веков (XVI –XVIII вв.) их пребывания среди чегемцев они должны были отюречиться – стать балкарцами [6]. Известно, например, что прадед Кая Бея Аджи Бекир прибыл в Крым в 1709 г. с Кавказа и служил министром финансов во время правления Каплан-Гирея. Его внук – Казнадар Мегмет Бей, отец Кая Бея, был министром финансов Крым-Гирея в период его первого правления (1758–1764 гг.). А после присоединения Крыма в 1783 г. к России он был назначен судьей областного словесного суда.
Что касается рода Уздемниковых, родоначальником которого стал «Уздень Черик бей из кумыкских князей», то по традиции принято считать, что потомство кн. Черик бея по мужской линии приняло фамилию Уздемниковых, а по женской – Чериковых [7], впоследствии переделанное в Чергеевых.
В фонде Таврического Дворянского Депутатского Собрания Центрального Государственного Архива АРК (ЦГААРК) хранятся дела крымскотатарских дворянских родов, одним из которых является род беев Уздемниковых-Чергеевых, потомками которых были Хасан-мурза и Батыр-мурза Уздемниковы.
12 мая 1820 года в Таврическое Дворянское Депутатское Собрание помещиком Перекопского уезда 14-ого класса Кутлушах мурзой Черик оглу (позднее Чергеев) было подано прошение о внесении его в дворянскую родословную книгу. В свидетельстве двенадцати знатных крымских мурз подтверждалось, «… что предъявитель сего 14 класса Кутлуша мурза, как нам совершенно известно, имеет происхождение по мужской линии от предка его, выехавшего из-за Кубани, происходящего из рода кумыкских беев, Ахмет бея Черик оглу ; прадед его Пириш бей, дед его Мегмет мурза и отец его Фетали мурза, до присоединения к Российской державе Крыма отправляли при властвовавших ханах службу сходственную с дворянским названием…».
По архивным документам известно, что Кутлушах мурза Черик оглу был представлен в конце 1784 г. в Бахчисарае Императрице Екатерине II во время ее пребывания в Крыму и тогда же, видимо, вступил в службу. И вот уже 20 мая 1808 года получены были при письме за №611 от Херсонского военного губернатора были вручены Высочайшие награды и подарки именитым мурзам Крыма, принимавшим участие в составлении татарских полков, среди которых был Кутлушах мурза Чериков, которому был присвоен чин коллежского ассесора [8]. Эти полки впоследствии приняли участие в войне с Наполеоном. В составе этих полков и воевали его потомки и родственники.
В 1820 году Кутлушах мурза, продав имение в дер. Тавель Симферопольского уезда переезжает с семьей, женой и двумя детьми, в Перекопский уезд во владение при дер. Коджагуль, Курчи-Кирей и Там-гаджи-Кирей.
В 1821 году в семье Кутлушаха Чергеева родился сын – Булат-бей. Булат-бей поступил на царскую службу в чине унтер-офицера Лейб-гвардии крымскотатарского эскадрона в 1845 году. Участвовал в Крымской войне. В 1880 году за 25-летнюю службу был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени и уволен в отставку в чине майора. В разные годы был также награжден медалями: серебряной за защиту Севастополя, бронзовой в память войны 1853-1856 гг. на Георгиевской ленте и темно-бронзовой в память Турецкой войны 1877-1878гг. Булат-бей Чергеев был женат на родовитой Бенгли Султан Ханым Булгаковой. В деле имеется метрическое свидетельство, выданное уездным кадием, о рождении у них 13 января 1857 года сына Мемет-бея. В 1889 году Сенатом было утверждено ходатайство о включении в Дворянскую родословную книгу майора Булат-бея Чергеева и сына его Мемет бея.
Именно их потомком является известный крымско-татарский писатель и поэт Асан-бей Чергеев (1880-1946). 12 августа 1909 года утвержден указом Правительствующего Сената по Департаменту Герольдии, от 10 ноября за № 2641 Асан бей Мемет оглу Чергеев сопричислен к дворянскому роду мурз Чергеевых и внесен при предках его в третью часть родословной книги. В материалах дела сохранилась запись, написанная рукой писателя место жительство в гор. Симферополь, ул. Графа Толстого, дом №14, дом в котором жил А. Чергеев сохранился до наших дней.
Асан-бей Чергеев принадлежал к новому поколению крымско-татарских писателей, выросших на бурной волне литературной деятельности «Терджимана» в конце XIX и начале XX века, но уже не соглашавшихся со слишком осторожной линией «Терджимана». Большая часть молодой интеллигенции, не соглашавшаяся с консерватизмом «Терджимана», способствовала основанию в 1906 году в городе Карасубазаре (Белогорске) новой, более прогрессивной газеты «Ветан хадими» («Служение Родине»). Создателем ее был талантливый публицист с революционными взглядами, депутат от крымских татар во II Государственной Думе Решид Медиев (1880–1912). Вокруг этой новой газеты объединились молодые писатели Асан-бей Чергеев, Ильяс-мирза Бораганский, Сабри Айвазов, Осман Заатов и др. Однако газета «Служение Родине» просуществовала недолго. После разгона III Государственной Думы началась столыпинская реакция, которая
на своем пути смела и эту газету.
В советский период, с октября 1921 г., Асан Чергеев работал преподавателем Крымского педагогического техникума, где он вел русский язык. В техникуме лекции по филологии читал профессор Б. Чобан-заде, родной язык – Шевки Бекторе, которые, как мы знаем, впоследствии переехали в Дагестан и Азербайджан.
Потомственный дворянин Асан-бей Чергеев разделил трагическую судьбу своего многострадального народа, испытал всю горечь унижения при выселении и погиб в 1946 году, как и десятки тысяч его сородичей под Андижаном (Узбекистан).
Память о 1812 г. не должна и не может быть предана забвению. Отечественная война 1812 года — это великое событие, уроки которого не стоит забывать и сегодня.
Примечания
1. Алиев К. М. Кумыки в военной истории России.Махачкала. 2010. С.18.
2. Муфтийзаде И.М. Очерк военной службы крымских татар с 1783 по 1899 год (по архивным материалам). – Симферополь: Таврическая Губернская Типография, 1899. – С.6-7; Его же. Очерк столетней военной службы крымских татар с 1784-1904 г. (по архивным материалам). – Симферополь,
1905. – С. 9; Муфтий-заде И.М. Очерк военной службы крымских татар с 1783 по 1899 год // Восточная коллекция, 2001. № 3. С.115, 117; Масаев М.В. К годовщине Бородинского сражения. Крымскотатарские конные полки в Отечественной войне 1812 года и в заграничных освободительных походах русской армии 1813-1814 годов // Отечество. – 1998. – № 6. – С.4; Балатуков, Кирилл Матвеевич // ru.jazz.openfun.org/wiki/Балатуков, Кирилл Матвеевич.
2. Масаев М. В. Крымскотатарские генералы ( Кая-бей Балатуков и Ахмет-бей Хункалов): исторические портреты // Доля. – 1999. – № 1(8). – С. 19-20.
3. Абдуллин Х.М. Воинская служба крымских татар в Российской империи // Военно-исторический журнал. 2007. №1. С.49-54.
4. Масаев М. В. Крымскотатарские формирования в войнах против наполеоновской Франции. // Культура народов Причерноморья. – Симферополь, 1999. – № 6. – С. 156.
5. ОФИЦЕРЫ 1812 ГОДА (информационный ресурс по офицерам Российской Императорской армии Эпохи Отечественной войны 1812 года) //officers.wardoc.ru/officers.php?id=44
6. Алиев К.М. Они сражались за Россию // Дагестанская правда. 2012.7-8 сентября; Его же. О кумыках, участниках Отечественной войны 1812 года // «Ёлдаш/Времена», 31-08-2012.
7. Фамилия Чериков происходит от прозвища Черик, которое в переводе с тюркского означает «войско». Вероятно, так называли храброго воина или военачальника. Таким образом, фамилия Чериков содержит указание на род занятий предка. Известен и русский род Чериковых («из татар»), которому приписывают происхождение от племянника хана Берке, вышедшего в конце XIII века на Русь и принявшего при крещении имя Пётр. В 1380 году Пётр Игнатьевич Чериков участвовал на стороне Дмитрия Донского в Куликовской битве – К.А.
8. Старейшие династии крымско-татарского народа // www.kitaphane.crimea.ua/ru/pomni-rod-svoi-svoikh-predkov.html
Источник: «Недаром помнит вся Россия...»: эпоха 1812 года и Русское дворянство»/ Материалы VIII Международных Дворянских чтений. Краснодар: изд-во: «Кубанькино», 2012. – 224 с. Научный редактор: Матвеев Олег Владимирович, доктор исторических наук, профессор кафедры дореволюционной отечественной истории Кубанского государственного университета. Ответственный редактор: Сухачева Е.М., предводитель Дворянского Собрания Кубани, член Союза писателей Украины. По благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора.