История дворянского рода Панчулидзевых ведет свое начало с IX в., из Имеретии. Родоначальником считается Мтавари (владетельный князь) Да-Панчули, упоминаемый в житиях грузинских святых. На протяжении нескольких веков его многочисленные потомки были азнаурами – служилым сословием грузинских Царей. Так, в XVII в. Павел Панчулидзе был придворным имеретинского царя Георгия III, а Матвей Панчулидзе — гофмаршалом имеретинского царя. Первым представителем рода, начавшего служить Русским Государям, стал Иван Семенович Панчулидзе — стольник Царя Алексея Михайловича, а затем уфимский воевода.
Дмитриева Надежда Владимировна,
директор департамента культуры
Московского Дворянского Собрания,
искусствовед, член Союза писателей России (г. Москва)
Передо мной огромное родословное древо древнего дворянского рода Панчулидзевых. Проходили века, сменялись поколения, но каждое новое поколение вносило свой вклад в создание великой Империи. Дворянство всегда было военным служивым сословием. И род Панчулидзевых – наглядное подтверждение этого. Многие десятки представителей этой династии верой и правдой служили Отечеству, проливая свою кровь на полях сражений, будучи губернаторами, предводителями дворянства, а впоследствии – учеными, врачами, учителями, художниками, писателями. Они обогатили науку и культуру других стран и народов, они вошли в историю, но историю созидания, а не разрушения.
История дворянского рода Панчулидзевых ведет свое начало с IX в., из Имеретии. Родоначальником считается Мтавари (владетельный князь) Да-Панчули, упоминаемый в житиях грузинских святых. На протяжении нескольких веков его многочисленные потомки были азнаурами – служилым сословием грузинских Царей. Так, в XVII в. Павел Панчулидзе был придворным имеретинского царя Георгия III, а Матвей Панчулидзе — гофмаршалом имеретинского царя. Первым представителем рода, начавшего служить Русским Государям, стал Иван Семенович Панчулидзе — стольник Царя Алексея Михайловича, а затем уфимский воевода.
Но подлинным основателем мощной ветви Панчулидзевых в России стал Давид Матвеевич Панчулидзе. Переселившись в 1738 г. из Имеретии в Россию в царствование Анны Иоанновны, он поступил на российскую государственную службу и в 1753 г. принял русское подданство. Был воеводой в Рославле, в Мценске, воеводским товарищем в Великом Устюге, председателем великоустюжской управы, а с 1782 г. – советник саратовской гражданской палаты. Был женатым на Марии Гавриловне Всеволжской, имел от нее трех сыновей — Ивана, Алексея и Семена, дочь Анну. Двое сыновей избрали военную карьеру, Алексей преуспел в гражданской.
Поскольку наша конференция посвящена героям войны 1812 года, остановимся на сыновьях Давида Матвеевича, живших во времена войны с Наполеоном и сделавших вместе со всеми эту эпоху героической.
Иван Давыдович Панчулидзев (1759—1815), в армии – Панчулидзев 1-й. Генерал-лейтенант, шеф Черниговского драгунского полка. Начал службу в 1774 г. сержантом в Преображенском полку. Был ранен при взятии Очакова в 1788 г., участвовал в Крымской кампании 1790-1791 гг., в Персидском походе 1796 г. Отличился при Шенграбене в 1805 г., командовал кавалерией правого фланга войск союзников при Аустерлице, где получил второе ранение. В 1809-1810 гг. участвовал в боевых действиях на Кавказе, где отличился под Анапой. В 1812 г. командовал кавалерийской бригадой во 2-й западной армии под командованием кн. Багратиона. Под Бородином командовал кавалерийской дивизией. Отличился и в заграничном походе 1813-1814 гг. Кавалер орден Св. Георгия 3-й и 4-й степеней, Владимира 3-й и 4-й ст. за боевое отличие, Анны I ст., Белого Орла, дважды – Золотой шпагой с алмазами «За храбрость» и другими.
Был женат на Марии Андреевне Баратынской (1781–1845) – тетке поэта.
Семен Давыдович Панчулидзев (1767 –17.12.1817). В армии – Панчулидзев 2-й). Генерал-майор. Шеф Ингерманландского драгунского полка. В 1785 г. окончил Петербургский кадетский корпус. Участник Польской кампании и штурма Праги (предместье Варшавы). Участвовал в битвах при Шенграбене, Аустерлице и Фриндланде. В 1812 г. командовал кавалерийской бригадой в 1-й западной армии под командованием Барклая-де-Толли, под Бородином — кавалерийской дивизией. Особо отличился при Аустерлице, Бородине и Тарутине. Кавалер ордена св. Георгия 3-й и 4-й ст., Владимира 3-й и 4-й ст. за боевое отличие, Анны1-й степени с бриллиантами, прусского ордена Красного Орла, дважды – Золотой шпагой с алмазами «За храбрость» и другими наградами.
Семен Давыдович также как брат удостоен парадного портрета в Эрмитаже, а его имя и подвиги высечены золотом на стенах Храма Христа Спасителя.
Был женат на Александре Ивановне Ступишиной (14.03.1784 – 27.06.1841), дочери Пензенского губернатора.
Подвиги Ивана и Семена Давыдовичей высечены золотом на стенах Храма Христа Спасителя в Москве, а парадный портрет украшает Военную галерею Зимнего дворца в Петербурге.
Третий из братьев, Алексей Давыдович Панчулидзев (1762-1834), был очень ярким, самобытным и деятельным человеком. Саратовский губернатор, действительный статский советник, он так же начал свою карьеру на военном поприще. Еще в детстве, в 1768 г., был определен в артиллерию фурьером; в 1775 г. стал сержантом, в 1780 — штык-юнкером. Поступил в кадетский корпус, но скоро «по слабости здоровья» уволен из армии с награждением чином подпоручика. Переехал в Саратов и стал служить под крылом отца. С мая 1785 г. он – советник Уголовной палаты; с 1788 г. – советник Гражданской палаты. В 1791 г. – советник Солевозной комиссии, управлявшей Камышинско-Эльтонским соляным озером, а с мая того же года – Саратовский вице-губернатор. Девять лет спустя, в марте 1808 г., назначается Саратовским гражданским губернатором.
Став во главе губернии, Алексей Давыдович полностью проявил свои административные способности. Прежде в основном деревянный, город был почти полностью перестроен. Прямые улицы с тротуарами, жесткие интервалы между строениями, каменные дома, гимназия, больница, приют для престарелых, строгие правила содержания чистоты. Губернатор организовал постоянную пожарную команду – вторую в стране после Москвы, вооружив ее новейшей немецкой техникой.
По его инициативе в Саратове был воздвигнут новый кафедральный собор в память воинов, павших в 1812 году. Губернатор заложил городской парк, у входа в который уже в конце XX века ему установили памятник (скульптор В. Степанов).
Алексей Давыдович был приветливым, гостеприимным, веселым, душой и организатором бесконечных увеселительных мероприятий. Приемы, торжественные обеды, гулянья, охоты, театральные представления… На них съезжались со всей губернии, а часто и из обеих двух столиц. Но всеми любимый и добрый губернатор не был слишком строг со своими чиновниками, и в результате по итогам сенаторской ревизии был в 1826 г. отправлен на пенсию.
Трижды женатый, Алексей Давыдович оставил большое потомство. Наиболее известен его старший сын от второго брака, Александр Алексеевич Панчулидзев (1790 – 07.01.1867). Службу начал в 1807 г. корнетом Лейб-гвардии гусарского полка. В 1812 г. поступил в Черниговский конно-егерский полк, в 1814 г. вернулся в Лейб-гвардии гусарский полк. С 1815 г. – штабс-ротмистр, флигель-адъютант. Вышел в отставку с мундиром в чине полковника в январе 1819 г. Трижды избирался губернским Предводителем Дворянства в Саратове. С 1832 г. – Пензенский гражданский губернатор, действительный статский советник, с апреля 1841 г. – тайный советник (что тогда было редкостью для губернаторов). Первым среди гражданских губернаторов был награжден орденом Белого Орла. При Панчулидзеве Пензенская губерния и сама Пенза преобразились - были открыты гимназии, театры, больницы. В отставке в 1859 г.
В Пензе сохранился дом Панчулидзевых, в котором располагается пожарная часть.
Мы остановились только на нескольких представителях рода Панчулидзевых, воевавших и победивших армию двунадесятых языков. Но воевали и мужья их сестер, многочисленные родственники, воевал весь народ. Это была Отечественная война, и как учит история, в такой войне Россию победить нельзя, даже самой сильной армии мира.
ХХ век, страшный и трагический, разметал представителей рода Панчулидзевых по разным странам. Многие из них достойны отдельного рассказа, но в небольшой статье это просто невозможно сделать. Остановимся поэтому лишь на некоторых.
Давид Александрович Панчулидзев (1850–1924). Статский советник, земский начальник Пензенской губ. Внес большой вклад в развитие Дивеевского монастыря. После революции принял священство в Саратове, где был приходским священником.
Павел Алексеевич Вигель-Панчулидзев (1847 – 1920-е). Камергер, действительный статский советник. Посланник в Любеке, генеральный консул в Бордо, в Черновцах (тогда Австрия). С 1880 г носил фамилию Вигель-Панчулидзев, так как род Вигелей пресекся. Последний владелец дома в Траункирхене на озере Траун в Австрии.
Сергей Алексеевич Панчулидзев (1854 - 30.07.1917) Окончил Николаевское кавалерийское училище, в 1874 г. вступил корнетом в Кавалергардский полк. Участник Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В 1881 г. окончил Николаевскую академию Генерального Штаба. В 1884 уволен в отставку ротмистром с мундиром. С 1903 г. начальник архива Государственного Совета. Управляющий делами Совета объединенного Дворянства. Известный военный историк и публицист, написал не только знаменитые многотомные «Историю Кавалергардов» и «Сборник биографий кавалергардов», но и такие работы, как «Земство и медицина в Саратовском уезде», «Заметки по травосеянию».
Алексей Николаевич Панчулидзев (1884 – ?) Исполняющий обязанности помощника военного агента при русском посольстве в Париже. В 1915–1917 гг. в чине ротмистра Лейб-гвардии Уланского полка – адъютант представителя Государя Императора при Главной квартире Французской Армии. Кавалер Георгиевского оружия, Владимира IV ст. с мечом и бантом, Анны IV ст. «За храбрость», французского ордена Почетного Легиона. Полковник в отставке. Позднее стал священником в Париже.
Алексей Евгеньевич Панчулидзев (1888 – 1963). Образование получил в Александровском кадетском корпусе и в Пажеском корпусе. В 1908 г. произведен из камер-пажей в корнеты Лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. В чине поручика командирован в офицерскую кавалерийскую школу в Италию. В 1914 г. принимал участие в международных конных состязаниях в Вене, где получил высшую награду – «Золотой кубок Императора Франца-Иосифа». В 1917 г. был адъютантом Верховного Главнокомандующего, затем адъютантом начальника штаба Верховного Главнокомандующего. Ротмистр. После большевистского переворота эмигрировал в Финляндию, а затем в Германию, где занялся конным спортом, успешно принимая участие в соревнованиях. В 1945 г. переехал в замок принца и принцессы фон ЛиппеБайштерфельд (Бистерфельд). С 1946 г полковник нидерландской армии. При бракосочетании принцессы Нидерландов Юлианы с принцем Бернардом фон Липпе-Байштерфельд в качестве гофмаршала Двора принцев фон Липпе подписывал брачный договор. В кругу голландской королевской семьи его ласково называли «дядя Чули».
Судьбы женщин из рода Панчулидзевых тоже достойны отдельного повествования. Они были прекрасными женами, имели много детей, воспитывали прекрасных сынов своего Отечества. О жизни некоторых из них после революции можно написать целый роман.
Екатерина Александровна Арапова (1900–1991), дочь Анны Александровны Панчулидзевой (1880–1974) и Александра Викторовича Арапова. Училась в Александровском институте благородных девиц. В 1919 г. вышла замуж за князя Бориса Александровича Чавчавадзе, вместе с которым бежала в белый Крым. Там успела стать и матерью (родила дочь) и вдовой (муж погиб). Еще до падения Крыма ей предложил руку и сердце молодой офицер герцог Дмитрий Георгиевич Лейхтенбергский де Богарне (1898–1972). Обвенчались они уже в Риме, в мае 1921 г. Через несколько лет перебрались в Канаду. Там в горах приобрели дом и организовали горноспасательную станцию. Всю дальнейшую жизнь герцог был инструктором–горноспасателем и владельцем небольшой гостиницы, погиб он падения льдины на 74 году жизни, герцогиня Екатерина пережила супруга на 19 лет.
Их поныне здравствующая дочь Елена Дмитриевна Лейхтенбергская де Богарне родилась в 1922 г. Работала переводчиком в ООН. В 1964 г. приняла иноческий постриг в Покровском женском монастыре в Бюсси-ан-От под Парижем с наречением имени Елизавета.
Но единственные, кто носит сейчас фамилию Панчулидзевы среди многочисленного потомства этого рода, – инженер-дорожник Алексей Александрович Панчулидзев (р. в 1937 г. в сербском городе Панчево), и его супруга Кира Михайловна. Они часто бывают в России, участвуют во многих мероприятиях фонда «Русское Зарубежье», поддерживает тесные связи с родственниками в России.
Я смотрю на своего внука Димитрия. Он как две капли воды похож на маленького Алексея Николаевича Панчулидзева, чья фотография есть в нашем семейном архиве. Через семь поколений прошли и сохраняются фамильные черты. Но очень бы хотелось, чтобы сохранялся еще и тот высокий нравственный дух, который двигал на протяжении веков представителями рода Панчулидзевых, чтобы новые поколения их потомков столь же достойно служили своему Отечеству, чтобы жили в их душах великие слова «Честь превыше всего».
Источник: «Недаром помнит вся Россия...»: эпоха 1812 года и Русское дворянство»/ Материалы VIII Международных Дворянских чтений. Краснодар: изд-во: «Кубанькино», 2012. – 224 с. Научный редактор: Матвеев Олег Владимирович, доктор исторических наук, профессор кафедры дореволюционной отечественной истории Кубанского государственного университета. Ответственный редактор: Сухачева Е.М., предводитель Дворянского Собрания Кубани, член Союза писателей Украины. По благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора.