Сергей Гричаненко выбрал свою дорогу и ни разу с нее не свернул. Он принял общество, когда оно находилось практически на грани развала. И прекрасно это осознавал. Понимал, что начинать ему придется с нуля. Но принял груз ответственности за будущее районного казачьего общества.
Сергей Гричаненко выбрал свою дорогу и ни разу с нее не свернул. Он принял общество, когда оно находилось практически на грани развала. И прекрасно это осознавал. Понимал, что начинать ему придется с нуля. Но принял груз ответственности за будущее районного казачьего общества.
После избрания Сергея Гричаненко атаманом Крымского районного общества он стал самым молодым батькой РКО Таманского отдела, но не спасовал перед трудностями, не струсил. А было их у атамана Крымского районного общества немало.
Первое испытание на прочность — наводнение в Крымском районе. Для Сергея Гричаненко самая тяжелая ночь в жизни — с 6 на 7 июля 2012 года — началась с телефонного звонка. Дежурный управления внутренних дел района вызвал его в оперативный штаб. Сюда же, в кинотеатр «Русь», уже начали привозить людей с подтопленных улиц.
— Дождь лил сильный, паника, звонки, крики, света не было, люди были растеряны, — вспоминает Сергей Гричаненко, — в таких условиях пришлось работать, руководить.
Но даже в такой ситуации Гричаненко сумел быстро сориентироваться и мобилизовал не только свои собственные силы, но и организовал целую спасательную операцию. Он принял решение отправиться на самые затопленные улицы Крымска. На автобусе туда было не пробраться. Сергей остановил проезжающий мимо трактор, водитель которого — Алексей Семеняка — ничего не знал о потопе, но направлялся по вызову диспетчера. Вместе с атаманом он начал вывозить людей оттуда, где вода уже полностью закрыла первые этажи частных домов.
— В потоке несло бревна, тазики. И вода поднималась все больше и больше. Трактор, как мог, подъехал, чтобы быть ближе, чтобы людей посадить в ковш, — продолжает Гричаненко. — Заезжал в затопленные дворы, снимали с верхних этажей и крыш людей, отвозили в безопасную зону. Там, где трактор уже не мог ехать, тонул, передвигались пешком, обвязавшись веревками, чтобы не снесло потоком. Несли на себе детей, бабушек, дедушек. Но мы не одни занимались спасением. Нам помогали военные, полиция, обычные жители.
В ночь трагедии в ковше трактора они вывезли из зоны затопления более 30 человек.
Среди тех, кто голосовал за кандидатуру Гричаненко, были взрослые казаки. И то, что они ему доверились, говорит о многом. Потомственный казак Борис Чепига в казачестве, практически, со дня его возрождения. А
Киевское хуторское общество возглавляет пять лет. Сергея Гричаненко знает давно, и хоть сам выдвигал свою кандидатуру на пост районного батьки, рад, что в Крымском РКО сейчас есть такой атаман.
— Сергею доверяю и буду помогать по мере своих сил, — говорит Борис Чепига, — он хоть и молодой, умеет повести за собой казаков. Пример — и наводнение в Крымске, и присоединение Крыма к России. Гричаненко
своим личным примером и боевым духом показывает, каким должен быть настоящий атаман. Поэтому пользуется авторитетом среди казаков. Одно из его лучших качеств, на мой взгляд, — он не умеет лукавить. Если есть недопонимание — говорит об этом человеку прямо в глаза. За это его уважают казаки. Нелегко ему было сначала, но сейчас он набирает силу и опыт, а мы, атаманы первичных обществ и казаки, всегда поможем и поддержим.
Знаете, есть такое выражение: «Крепко стоит на земле», именно такое первое впечатление производит атаман Гричаненко. У него все взаправду и всерьез, если дал слово — держи, взялся за дело — доведи до конца. Настоящие мужские качества, которые в наш век гламура и инфантильности мужской части населения, стали немодными. Поэтому, взяв одно из погибающих обществ прославленного Таманского отдела за три года совершил невозможное — Крымское РКО стало одним из тех, которым может гордиться атаман отдела Иван Безуглый.
Судите сами — на сегодняшний день в районе более 30 казачьих классов, в которых обучается 728 учеников. Для сравнения: до прихода Гричаненко их было всего пять. Он за это направление взялся основательно: настроил атаманов первичных обществ на эту работу, нашел наставников. Потому что, по мнению атамана, работа с молодежью — самая основная.
Он лично приезжает на общие родительские собрания в казачьи классы и рассказывает о деятельности Кубанского войска. В частности — в сфере образования и воспитания детворы. Объясняет, для чего нужны казачьи классы, как войско с ними взаимодействует. Это, прежде всего, тесный контакт с учителями, директорами школ, родительским комитетом и атаманом первичного общества. В этой связке отрабатывается все, что планировалось на год.
— Ведь кто-то из них после окончания школы, института вернется в общества, — утверждает Гричаненко, — а значит, будет служить кубанскому казачеству. Мы стараемся отслеживать каждого казачонка. Уже есть первые результаты, которыми мы можем гордиться.
Много крымских мальчишек поступило учиться в Новороссийский кадетский казачий корпус. И здесь общество своих, что называется, не бросает. Казаки частенько наведываются в учебное заведение, привозят мальчишкам гостинцы от общества. Служат крымские призывники и в 7-й десантно-штурмовой дивизии Новороссийска и в 33-й мотострелковой бригаде в Майкопе.
— Это говорит о том, что наставничество уже достаточно хорошо работает, — продолжает атаман, — некоторые возвращаются в казачьи общества.
Решение выдвинуть свою кандидатуру у Гричаненко было не спонтанным, он знал, с чем ему придется столкнуться, но хотел изменить жизнь своего районного общества. Перед ним стояло немало задач, и первое, с чего он начал, — выстроил вертикаль власти начиная с развития первичных казачьих обществ. Надо было установить контакт между атаманами первичек и главами сельских поселений на законодательном и исполнительном уровнях.
Все проблемные вопросы, которые возникают в РКО, решаются непосредственно с главой Крымского района Анатолием Разумеевым. И он идет казакам навстречу по разным вопросам. Этот год как никакой другой показал: во всех сложных моментах с главой и его заместителями, с которыми у районного общества тоже налажена связь, есть взаимопонимание.
— Все это происходит благодаря четкому грамотному руководству со стороны атамана Крымского РКО, — улыбается Разумеев. — Казаки РКО принимают участие во всех сферах жизни района. Это и охрана общественного прядка, и наркоконтроль, и охрана границы, природных ресурсов, рейды по выявлению незаконных мигрантов. А сколько делается в культурной, социальной жизни: уроки патриотического и физического воспитания молодежи, работа в казачьих классах, поминовения. Всего не перечислишь. Мы стараемся крымское казачество поддерживать как можем. Утверждена целевая муниципальная программа по развитию и поддержке казачества на территории района. В прошлом году из бюджета был выделен 1 миллион рублей. В этом, по мере увеличения бюджета, планируем повышать финансирование программ. Со своей стороны, могу только поблагодарить Сергея Анатольевича за участие казаков в социально-политической и общественной жизни района.
По словам атамана Таманского отдела, Героя Труда Ивана Безуглого, он и сам не ожидал, что Гричаненко станет таким хорошим атаманом. Хотя и возлагал на него изначально большие надежды.
— Много лет назад приехал в хутор Даманка для формирования отряда специального назначения, — рассказывает атаман отдела, — увидел молодого парня, он меня сразу заинтересовал. А после проверки на прочность, назначил Сергея дежурным штаба Таманского отдела. Когда стал вопрос о выборе атамана Крымского РКО, я, не задумываясь, предложил кандидатуру Сергея Анатольевича и рад, что не ошибся. Это человек, который слов на ветер не бросает, а просто впрягается и делает дело. Он боевой, в этом я смог убедится, находясь с ним во время присоединение Крыма к России. Он стремительный, благодаря его деятельности общество быстро развивается. Я даже не подозревал, что из него выйдет такой атаман, он превзошел все мои надежды и поднялся выше, чем я ожидал!
Хоть атаман Гричаненко и не мечтатель по натуре, одна мечта у него все же есть — это создание казачьих школ. Работа в этом направлении уже ведется. Первая казачья школа должна появиться на хуторе Евсеевском.
— Я уже встречался с родителями, переговорил с главой района, — говорит атаман, — остались формальности. Родители тянутся к нам, видят и понимают, что в нашем воспитании мы делаем ставку на патриотизм, уважение в семье.
А еще атаману Гричаненко хотелось бы увидеть плоды своей работы — чтобы дети из казачьих классов возвращались в первичные общества. А свои — продолжили его дело. Их у Татьяны и Сергея трое. Средняя дочка Раиса закачивает школу в этом году, старшая Ирина окончила техникум, вышла замуж и живет своей семьей. А сын Владимир учится в школе. По словам отца, у каждого из них, конечно, будет путь, который они выберут сами. Как он.
Татьяна Алексеенко, Кубанский казачий вестник // г. Кубанские новости от 13 декабря 2014 г.
Фото автора