Как известно, курды в Адыгее проживают с 1988 года (262 чел.), по переписи 2010-го года они составляют 13 % населения Красногвардейского района и 1,1 % от всех жителей республики (4528 чел., пятая позиция в рейтинге национальностей). В настоящем курды (основная часть), проживающие на территории республики, являются гражданами России, но при этом община в целом выделяется из других национальных кластеров по нескольким причинам. Во-первых, это касается времени переселения: курды представляют наиболее представительную группу современных переселенцев.
Соколова А. Н. (г. Майкоп), доктор искусствоведения,
профессор кафедры теории, истории музыки и методики,
Адыгейский государственный университет
Как известно, курды в Адыгее проживают с 1988 года (262 чел.) [2], по переписи 2010-го года они составляют 13 % населения Красногвардейского района и 1,1 % от всех жителей республики (4528 чел., пятая позиция в рейтинге национальностей). В настоящем курды (основная часть), проживающие на территории республики, являются гражданами России, но при этом община в целом выделяется из других национальных кластеров по нескольким причинам. Во-первых, это касается времени переселения: курды представляют наиболее представительную группу современных переселенцев [3]. Во-вторых, высокая рождаемость среди курдов дает основание прогнозировать стабильное увеличение популяции со всеми вытекающими из этого последствиями. В-третьих, курды являются носителями традиционной культуры и ценностей, в значительной мере отличающихся от тех, которые характеризуют представителей принимающего сообщества. Последнее осознается практически всеми, что до некоторой степени объясняет замкнутую форму общежития этногруппы и ее особую структуру, сложившуюся примерно к концу прошлого столетия.
Историческая судьба многомиллионного народа, на долгое время лишенного своего государства, выработала определенные этнические ментальные характеристики. Одна из них основана на крепких родоплеменных связях и относительной замкнутости культурного развития. Получить данные о составе курдской общины в Адыгее оказалось непросто, ибо у представителей сообщества существует определенная тревога в отношении характера их использования, отсутствует научная компонента понимания проблемы. Тем не менее, экспедиционная работа в селениях Краснодарского края, Республики Адыгея позволила собрать некоторые данные, анализ которых нашел отражение в настоящем материале.
Как и в прежние времена, социально-политическое бытие курдов определяется не столько официальной властью государств, в пределах которых они проживают, сколько их собственной структурой, традициями и обрядами, которые они исполняют веками.
Большинство курдов, оказавшихся на территории бывшего СССР, являются выходцами из северного Ирана и представителями племени бруки (bruki), что означает «отделившиеся», «отрезанные». В научной литературе термин «бруки» употребляется как название племени, вне его дифференциации на бары (роды). Л. Пашаевой упоминаются бруки (курды-мусульмане), проживавшие в Грузии в бассейне реки Ова Раш (Карасу) вместе с езидами [4]. Согласно данным руководителя общественной организации «Агры», племя бруки подразделяются на бары (патронимии): амари, базой, карачоли, сомои, хеджемки, шамои и др. [5]. Г. Османов выделяет патронимические сообщества шалико, хайдари, манки, савко и др. [6]. Вероятно, часть родов получили наименование от мужских имен, другая – от прозвищ или топонимических обозначений (карачоли – черная земля). Кроме бруки в Адыгее фиксируются представители племени джалали.
До настоящего времени курды Адыгеи не потеряли родоплеменную стратификацию, каждый из них знает, из какого места происходит его род и какому племени принадлежит. По нашей просьбе руководитель общественной организации курдов Адыгеи «Агры» Файзо Абдулаев составил примерный список курдских патронимических родов, поселившихся в Адыгее, и карту их расселения.
Таблица 1.
Курдские роды,поселившиеся в Адыгее и число их семей
Название патронимических родов | Число семей |
Шамои | 250 |
Хеджемки | 250 |
Амари | 100 |
Базой | 60 |
Карачоли | 60 |
Джалали | 60 |
Сомои | 60 |
остальные племена | 100 |
Таблица 2.
Распределение курдских патронимических родов по месту проживания
в Красногвардейском районе Республики Адыгея
Название населенного пункта | Наименования родов |
село Преображенское, |
амари, шамои, сомои |
село Белое, |
амари, шамои, карачоли |
село Садовое, |
шамои, хеджемки |
аул Бжедугхабль, |
шамои, хеджемки |
хутор Верхне-Назаровский, |
хеджемки |
село Еленовское, |
базой, шамои, хеджемки |
В селе Еленовском проживают также представители племени шейхов, однако, по мнению Ф. Абдулаева, они имеют арабское происхождение и не могут называться курдами. Тем не менее, ассимилированные арабы позиционируют себя курдами и, более того, имеют серьезные претензии на духовное лидерство и руководство общиной. Именно по этой причине между лидерами «Агры» и представителями племени шейхов на стадии формирования структуры сообщества разгорелась серьезная борьба с судебными разбирательствами, длящимися по настоящее время. Большая часть общины встала на сторону общественной организации «Агры», что проявляется в подчинении ее решениям и формировании новых ритуалов и обрядов. К ним относятся, например, посещение культурно-массовых политических мероприятий в Курдском доме [7], исполнение обряда «засвидетельствования почтения» брачующихся и всей свадебной процессии в Курдском доме, «испрошение» разрешения на интервью у лидера общины, обращение в Правление «Агры» за разрешением спорных и конфликтных ситуаций.
Родоплеменная солидарность является вневременным социальным институтом, проверенным как в условиях жизни в СССР, так и новой России. Весь ХХ век курдам приходилось переселяться (депортация в 1937 году, переселение после карабахских событий 1988 года, массовое переселение после распада СССР – 1992-1995 годы). В Адыгею приехали те, кто родился в Армении или Азербайджане, их родители, как правило, родились в Казахстане или Турции, а деды и прадеды – в историческом Курдистане. Практически каждое поколение или через поколение люди покидали насиженные места, искали работу и жилье на новом месте. При этом они нередко оставляли или продавали за бесценок весьма добротные дома, как это было, например, у курдов, проживающих в советской Армении. Многие курды свободно владеют армянским и азербайджанским языками, даже некоторыми наречиями азербайджанского языка. В таких условиях родоплеменная солидарность только укрепляется. И в настоящее время она играет социорегулирующую роль, наиболее ярко проявляющуюся в выборе места проживания (селение, улица, квартал), при заключении брака, хотя иногда «прорывается» в уличных детских драках или молодежных потасовках. К примеру, хеджемки всегда поддерживают хеджемок, а шамои заступаются за шамои и т.п..
Родоплеменная идентичность имеет довольно простую структуру, что позволяет каждому племени быть мобильным и адекватно реагировать на любые жизненные перипетии. Тем не менее, в условиях стабилизации главных жизненных систем (обретение собственного дома, оседлый образ жизни, приобретение стабильной работы или постоянного вида деятельности) родоплеменная солидарность уступает место другим институциализованным формам социальной жизни. На данный момент времени для курдов Адыгеи важную роль играет так называемый Курдский дом, представляющий общественную организацию «Агры», существующую с осени 1996 года. Она появилась в момент довольно острого противостояния переселенцев и местного населения Красногвардейского района Республики Адыгея, которое проявлялось прежде всего на бытовой почве из-за разности ментальных характеристик, ценностных ориентаций и оценки поведенческих стереотипов. В Уставе «Агры» было записано, что организация создается для защиты прав и интересов представителей курдской национальности, проживающих на территории Республики Адыгея [8]. Вероятно, что в момент создания организации курды испытывали чувство незащищенности и ущемления своих прав. И по сей день они считают себя незаслуженно обделенными землями, которые раздавались сельчанам после развала коллективных хозяйств.
Одной из главных задач по Уставу «Агры» ставится помощь по социально-политической реабилитации курдов. Высшим органом общественной организации «Агры» определяется Конференция, непосредственное руководство осуществляют Председатель и Правление, выбираемые простым большинством на Конференции сроком на два года. В настоящее время Председателем «Агры» является Файзо Гусейнович Абдулаев. В состав Правления входят 23 человека, каждый из которых имеет свой участок работы и входит в тот или иной комитет. В нынешнем составе Правления существует 5 комитетов: комитет по внешним связям, комитет по молодежи и спорту, комитет по культуре, комитет по экономике, комитет по проведению мероприятий, комитет по связям со средствами массовой информации.
Правление, согласно Уставу, заседает не реже одного раза в квартал. Не только важные решения, такие, как прокладка газопровода, открытие детского сада, но и самые простые с точки зрения исследовательской группы (например, возможность провести анкетирование среди курдской молодежи) принимаются Правлением коллегиально. Поскольку значительная часть пожилых и среднего возраста переселенцев плохо владеют русским языком, многие обращаются к членам Правления и Председателю за юридической консультацией или помощью. Правлению и Курдскому дому полностью доверяют, по мнению Ф. Абдулаева, 90 % курдского населения республики. На культурно-политические мероприятия собирается большое число участников, чему мы убеждались лично. Для курдов общественная организация «Агры» более значима, чем другие социальные или государственные институты. Тем не менее, не все культурно-социальные программы, проводимые Правлением «Агры» и его Председателем, курдское население принимает единодушно и сразу. К примеру, успешной можно считать работу «Агры» в отношении школьного образования. В настоящее врем практически все дети курдов-переселенцев посещают школу, выросло число девочек, обучающихся в старших классах. Многие курдянки стали рожать в роддомах, становиться на учет по беременности в ранние сроки. Совсем недавно картина была совсем иной. Тем не менее, раннее замужество (в 14-16 лет), близкородственные браки являются непреодолимой культурной характеристикой общины, и серьезные разговоры и даже собрания по печальным последствиям таких явлений не пугают людей. Более того, курды старшего поколения склонны обвинять членов Правления – пропагандистов новых общественных норм «в нарушении традиций и национальном предательстве». Безуспешной пока остается работа по предотвращению свободного выпаса крупного рогатого скота в селах Красногвардейского района.
Социальное расслоение характерно для курдов в той же степени, что и для большинства россиян региона. Среди них есть незначительное число людей, имеющих свой бизнес (в основном, это мелкоторговый бизнес), владеющих магазинами, несколькими домами или квартирами [9]. Основная часть общины занимаются приусадебным хозяйством или животноводством, живут скромно, а порой и бедно. Сами курды не склонны связывать социальное расслоение с родоплеменными различиями. Считается, что кто больше работает, тот больше и имеет.
Таким образом, курдская община в Республике Адыгея имеет сложную структурную организацию, равно как и сложную идентичность, где первую позицию занимает этническая идентичность. «Я – курд» стоит на первом месте, как для мужчин, так и для женщин, как для детей, так и для взрослых. Особенностью структурной организация общины является ее родоплеменная дифференциация, регулирующая территорию расселения и семейно-брачные отношения. По этому признаку курды Адыгеи в значительной мере отличаются от других этнических групп республики.
Курды демонстрируют высокую самоорганизацию, позволяющую им достаточно быстро осваиваться в новых условиях жизни. Кроме того, социальная иерархия, определяемая общественной организацией «Агры» (Председатель общины, Правление, основная часть курдского населения), имеет строго вертикальную форму отношений, сопряженную с четкой организацией всей структуры, обеспечивающей ее мобильность, адекватность и управляемость. Курдский дом как олицетворение «соплеменной власти» контролирует и регулирует внутреннюю жизнь общины и характер ее взаимодействия с «внешним миром» – принимающим сообществом и соплеменниками, проживающими в других регионах России и за рубежом. В настоящее время общинная структура курдов является устойчивой, функционирующей в рамках российского закона, Курдский дом представительствует от большинства членов курдского сообщества. Это позволяет прогнозировать сохранение сложившейся структуры в дальнейшем развитии общины.
Примечания
1. Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 12-00-131 «Социокультурная адаптация курдов в Республике Адыгея и прогностика развития этногруппы».
2. В 1926 г. в Адыгейско-Черкесской автономной области зафиксировано 2 курда. См.: Всероссийская перепись населения 1926 г. Т. V. ЦСУ СССР. М., 1928. С. 106 (Прим. Ред.).
3. Косовские адыги переселились в Адыгею небольшой группой в 1997 году (около двухсот человек), число которых за последнее время уменьшается из-за активных ассимиляционных процессов и некоторого оттока людей на постоянное место жительства в страны Европы. В последнее время в Адыгею начался заметный приток сирийских адыгов.
4. Пашаева Л.Б. Поселение курдов в Грузии // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.nplg.gov.ge/gsdl/cgi-bin/library.exe?e
5. Записано нами 24.04.2013 со слов Председателя общественной организации курдов Республики Адыгея «Агры» Ф. Абдулаева.
6. Записано Н. Воробьевой 04.08.2013 со слов Гамида Надировича Османова, 1949 г.р., аул Бжедугхабль.
7. Курдский дом (построен в 2002 году) – общественное здание курдов, расположенное в селе Белом Красногвардейского района и предназначенное для проведения культурно-массовых мероприятий. Конференций, собраний, лекций и заседаний Правления «Агры».
8. Устав Общественной организации курдов Адыгеи «Агры» // Электронный ресурс. Режим доступа:
9. Шовгенов Т. М. Экономические аспекты адаптации курдов в Адыгее // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – Майкоп: Изд-во АГУ. – 2011. – Вып. 4.
Материал опубликован в том виде, как был предоставлен организатором конференции - Научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУ «Кубанский казачий хор».
Оставить свои комментарии или задать вопросы авторам докладов Вы можете с 29.11.2013 г. по 29.12.2013 г. по электронной почте slavika1@rambler.ru
«Этнокультурное пространство Юга России (XVIII – XXI вв.». Всероссийская научно-практическая интернет-конференция на официальном сайте Кубанского казачьего войска http://slavakubani.ru/.
Краснодар, ноябрь-декабрь 2013 г.