Россия, в отличие от Запада, является страной, где ислам и православная ветвь христианства, уже более тысячи лет мирно сосуществуют и у этих конфессий сложились традиционные добрососедские отношения. Адыгея в этом тоже не исключение, наша республика стала одним из самых благополучных регионов межконфессионального сотрудничества на Северном Кавказе.
Мусхаджиев С.-Х. Х. кандидат исторических наук, доцент МГТУ
Последние десятилетия XX века и начало XXI века, встреча тысячелетий обозначила важный рубеж во взаимоотношениях двух ведущих мировых религий – ислама и христианства. Секуляристская евро-американская цивилизация, которая в мире все больше отождествляется с христианством (хотя его роль незначительная) и арабо-мусульманский Восток, где “арабское” составляющая не идет, в сравнение со все более возрастающим влиянием ислама, стоят перед выбором более эффективных форм и методов межконфессионального диалога, межцивилизационного взаимодействия.
Что же следует понимать под исламо-христианским диалогом? В широком смысле это все виды и формы коммуникаций, весь комплекс отношений, который существует между двумя религиями на протяжении многих веков. С начала VII века, с первых проповедей Мухаммада, восточные христиане знакомы с исламом. Это время и было началом диалога двух религий, между ними постоянно происходило общение, и межкультурный обмен. Обмен продолжался и в условиях взаимной враждебности, он мог быть продуктивным в большей или меньшей степени, но он никогда не прерывался. Если в средневековье и новое время успеху диалога препятствовали крестовые походы и колониальные захваты, то сегодня он должен получить сознательную ориентацию на взаимопонимание. Этот сложный процесс требует как теоретического осмысления, так и организационного оформления.
Конструктивные отношения между мировыми религиями и их последователями невозможны без взаимного признания права на иную веру, без уважительного и толерантного отношения людей разных конфессий друг к другу. Диалог должен строится на равноправном уровне, на основе всяческого исключения механизмов и аргументов насилия или давления друг на друга. Атмосфера диалога должна соответствовать высокому духу взаимоуважения и глубокой вере в единого Бога, Творца и Создателя. «О люди! Мы сотворили вас от (пары) мужа и жены и создали из вас (семейные) рода и (разные) народы, чтобы вы могли друг друга знать. Ведь пред Аллахом самый чтимый тот, кто праведней из всех вас станет». (Коран 49:13). Ислам этими кораническими актами исключает неравенство, основанное на расовом, этнокультурном и языковом уровне, провозглашая преимущество богопослушных, благонравных, людей с чистой моралью.
Общечеловеческая значимость Ислама и учения Христа, мировой масштаб распространения этих религий объясняется тем, что они не носили узкоплеменной характер, ограниченный территорией одного народа, а были обращены ко всем людям независимо от цвета кожи и языка. Красноречивое тому подтверждение содержится в словах пророка у Мухаммада: «Никакой араб не имеет преимуществ над не арабом, никакой не араб не имеет преимуществ над черным человеком и черный человек не имеет преимуществ над белым человеком. Все вы сыны Адама, а Адам создан из глины». Уникальные слова, если учитывать, что они сказаны в VII веке неграмотным человеком, выходцем из племени, которое даже с соседними племенами не находило общий язык.
Ислам провозглашает принцип изначального равенства людей, объединяет их в единый человеческий род. Ислам утверждает, что расовые, этнокультурные и языковые особенности людей не зависят от самого человека, а заключают в себе божественную природу, то есть исходят от Бога и, следовательно, любая дискриминация противоречит божественному уставу, решению Аллаха, создавшего этого человека. Таким образом, дискриминация человека по Исламу есть проявление неверия, преступление перед Аллахом.
Конфессиональная враждебность, религиозная нетерпимость, и однобокие стереотипы, сформировавшиеся на протяжении столетий под тяжелым грузом негативных исторических фактов, оказались очень живучими явлениями, которые и по сей день препятствуют нормальному, открытому диалогу мировых религий.
Исходными пунктами исламо-христианского диалога должны стать объединяющие начала, интегрирующие принципы и постулаты, а их, несомненно, больше чем-то, что разъединяет и дезинтегрирует конфессиональные общности.
Плодотворность диалога в немалой степени зависит и от представлений мусульман и христиан друг о друге. Если его открытию предшествует непримиримая изначальная неприязнь, то прямое взаимодействие может в значительной мере изменить стародавние модели и парадигмы. После многих веков неприятия, отвержения и обвинений в «еретичности», христианские церкви только в последние десятилетия начали более объективно смотреть на ислам. Если средневековый христианский богослов И. Дамаскин считал, что религия «измаилян» (Ислам) «вводит в заблуждение народы», то II Ватиканский Собор в своей Декларации «Об отношении Церкви к нехристианским религиям» признает, что «Церковь также с уважением относится к мусульманам, которые поклоняются единому Богу, Живому и Сущему, Милосердному и Всемогущему, Творцу небес и земли…».
Действительно, христианское видение, европейский взгляд на ислам претерпел серьезную эволюцию, которая без сомнения, дает полное право на цивилизованный диалог. «Европейская наука за полтора столетия прошла большой путь от взгляда на Мухаммеда как на лжеучителя, наущаемого дьяволом, через попытки дискредитации его учения как вторичного, эклектического по сравнению с иудаизмом и христианством, до признания ислама религией равной христианству и иудаизму». (WATT, 1970.С.183-184).
Мусульманские представления о христианах базируется на откровениях Аллаха, изложенных в Священном Коране: «Воистину, уверовавшим, а также иудеям, христианам и сабеям – всем тем, кто уверовал в Аллаха и в Судный день, кто творил добро – уготовано воздаяние от Аллаха, им нечего страшиться, и не будут они печальны». (Коран 2:62). История ислама знает немало примеров помощи и поддержки со стороны христиан. Ведь первое «политическое убежище» последователям Мухаммада, подвергавшегося тяжелейшим преследованиям и нападкам со стороны языческой Мекки предоставил царь Эфиопии Неджаши, христианин по вероубеждению. Он отклонил все требования и угрозы мекканских многобожников, настаивавших на выдаче и расправе над мусульманами, заявив, что мусульмане могут жить в мире и покое на землях, находящихся в его правлении.
Дух уважения христиан к мусульманам присутствует и в аятах Корана. «… И, несомненно, ты найдешь, что ближе всех в любви к уверовавшим те, кто говорит: «Мы христиане». И это потому, что среди них есть иереи и монахи, которые гордыни лишены (и не возносятся в высокомерный перед другими)» (Коран 56:82).
Диалог мировых религий – это и озвучивание современных глобальных процессов взаимопроникновения культур. Сегодня ислам уже не восточное явление, он путем сложным, а в какой-то мере и органичным, пытается вписаться в западный мир. Только в США насчитывается 6 миллионов мусульман, граждан этой страны, причем это число непрерывно растет. В Европе мусульманская община составляет примерно 20 млн. человек, во Франции ислам имеет второе после католицизма число приверженцев. Благодаря толерантности мусульман к «Людям писания» мусульманский мир всегда был много конфессиональным.
Ислам без цивилизационных катаклизмов распространился и на формально христианских территориях – Ближнем Востоке, Северной Африке, Испании, на Балканах – не разрушая христианские общества. Доктор права Мюнхенского университета, немецкий политик, принявший в 1980 году ислам, Мурад – Вильфрид Хофманн очень правильно оценил современные процессы исламского развития. «На Западе, -отмечает он, процветают исламские исследовательские (научные) институты, строятся мечети от Загреба до Лиона, а исламские общины поддерживают добрые отношения с исконным населением стан, в которых проживают. Если эта тенденция сохранится, то в XXI веке ислам может стать «нормальной» частью Европы».
Россия, в отличие от Запада, является страной, где ислам и православная ветвь христианства, уже более тысячи лет мирно сосуществуют и у этих конфессий сложились традиционные добрососедские отношения. Адыгея в этом тоже не исключение, наша республика стала одним из самых благополучных регионов межконфессионального сотрудничества на Северном Кавказе.
Православная церковь, представленная Майкопской и Адыгейской епархией, и мусульманская организация в лице Духовного управления мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края неоднократно выступали перед широкой общественностью в СМИ и на разных форумах о необходимости серьезного противостояния таким явлениям, ставшим настоящим бедствием для нашего общества, как экстремизм и наркомания, демографический кризис и морально-нравственная деградация.
Религия в качестве нравственной и духовной силы получила сегодня возможность вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития.
Цивилизационное, межконфессиональное взаимодействие в условиях глобализации должно дать нам невиданные ранее условия для сосуществования, совместного развития ислама и христианства. Мировые религии должны реально, на практике показать пример толерантности и взаимоуважения, миролюбия основным силам мировой политической арены.
Научно-практическая конференция «Религия как фактор социальной стабильности в РА» (5 февраля 2004 г.).
Материал с сайта http://agulib.adygnet.ru