Общественно-политическое и культурное развитие Северного Кавказа на протяжении XIX–XX вв. определялось вовлечением северокавказских горцев, в первую очередь местной военной и духовной элиты, в культурное общероссийское пространство. Формирование нового культурного пространства на Северном Кавказе во второй половине XIX в. совпало с ростом и значительным расширением горского просветительского движения. Его основой было стремление северокавказской интеллигенции, сформировавшейся в стенах столичных российских учебных заведений и под влиянием культурной столичной жизни, к национальному просвещению.
И.В. Слесаренок, Северо-Кавказский государственный университет
Общественно-политическое и культурное развитие Северного Кавказа на протяжении XIX–XX вв. определялось вовлечением северокавказских горцев, в первую очередь местной военной и духовной элиты, в культурное общероссийское пространство. Формирование нового культурного пространства на Северном Кавказе во второй половине XIX в. совпало с ростом и значительным расширением горского просветительского движения. Его основой было стремление северокавказской интеллигенции, сформировавшейся в стенах столичных российских учебных заведений и под влиянием культурной столичной жизни, к национальному просвещению.
Российское правительство вело целенаправленную политику по формированию среди горцев имперской идентичности и сознания. Одним из важнейших инструментов цивилизаторской политики России было развитие театра.
Первый театр в Грозном был образован в 1876 г. Любители театрального искусства образовали свое общество. Десять наиболее активных членов взяли в банке заем и построили театральное здание (основатель¬но реконструированное, оно служило Двор¬цом для пионеров и школьников). Вот как описы¬вает его в газете «Терские ведомости» в 1878 г. очевидец: «Небольшое, но очень удобное и веселенькое каменное здание, включающее боль¬шой зал с хорами и сценою, гардеробные, буфет и пр. На занавесе – вид Грозного». Расписал его местный художник-любитель Соколов. В театре ставились любительские спектакли. Собранные деньги шли в погашение ссуды. В середине 1880 г. здание перешло в собственность обществен¬ного собрания.
Культурная жизнь г. Грозного заметно оживилась, когда к нему была проведена железная дорога. Уже на следующий год, в мае 1894 г., в Грозный приехали артисты: Чарский, Васильев-Вятский, Лола, Дуров и др. На вокзале их ожидали на новых фаэтонах приодевшиеся извозчики. Они предлагали гостям отвезти их в новую, только что отстроенную гостиницу.
В начале XX в. создаются летние театральные пло¬щадки, ставятся любительские спектакли. Архитектор Станевич отстроил на территории нынешнего парка куль¬туры и отдыха им. Кирова новое здание теат¬ра, в нем ставились пьесы А. П. Чехова, Л. Н. Толстого и др. Из Вла¬дикавказа приезжал молодой режиссер-постановщик Е. Б. Вахтангов. В период с 1904 г. по 1910 г. он ставит ряд спектаклей по пьесам классиков, в част¬ности «Дядю Ваню» А. Чехова. Будущий великий режиссер и реформатор театрального искусства руководил в Грозном любительской труппой и ра-бочим драматическим кружком. Е.Б. Вахтангов старался привлечь на театральные постановки рабочих и молодежь.
В 1912 г. одна из грозненских газет писала: «В воскресенье... артистом Назар-Беком Гаттен-Калинским была поставлена на родном ему, че¬ченском, языке пьеса его же сочинения "На ве-черинке". В пьесе выступили кроме автора три местных любителя (артисты-чеченцы) и целый ряд танцоров и танцорок... Публики собралось много... Пьеса была понятна и русским, так как в ней действовало вводное лицо, поясняющее текст.
Под именем Н.-Б. Гаттен-Калинского высту¬пал артист Назар-Бек Шерипов, бывший офицер, с 1905 г. посвятивший себя театру и воплощению в жизнь мечты "создать труппу из артистов-чечен¬цев для постановки пьес на их языке..."»...[1] .
Развитие театрального искусства, повышение уровня культурного развития народов Северного Кавказа способствовало созданию многочисленных драматических кружков. Первый постоянно действующий драматический кружок в Чечне был организован в 1928 г. большим любителем сцены М. Яндаровым. В помещении курсов была устроена примитивная сцена, здесь М. Яндаров репетировал с самодеятельными артистами свои пьесы, а также пьесы драматургов Д. Шерипова, И. Эльдарханова, С. Бадуева. Кружок примерно два раза в месяц показывал спектакль.
М. Яндаров стал инициатором и первым директором студии Чеченского национального театра, которая была открыта 1 мая 1931 г. на базе драматического кружка. В студию было набрано 45 чел., в основном из художественной самодеятельности, из них 9 женщин. В то время это была революция: впервые в истории Чечни женщина выступала вместе с мужчиной на сцене театра. Многие из студийцев оставались неграмотными, большинство – малограмотными. Они почти не знали русского языка, поэтому для них была разработана специальная программа, рассчитанная на два года. Кроме основных занятий по искусству, студийцы изучали национальный вопрос, вопросы государственного строительства и др. Одновременно студийцы продолжали выступать со спектаклями в районах Чечни и в г. Грозном.
Национальный театр-студия с самого начала своей творческой деятельности самым тесным образом связал себя с задачами обновляющейся жизни в Чечне. Газета «Грозненский рабочий» писала: «В 1931 г. 1 мая был открыт первый Чеченский нацио¬нальный театр-студия, который, проходя учебу по теат¬ральному искусству, уже обслуживает зрителя своей продукцией. В репертуаре театра числятся: «Закон от¬цов», «Антибайрам», «Алибек-Хаджи», «Большевистский сев», «Горы меняются». Основной костяк студийцев-актеров национального театра набран из тех, которые уже работали на сцене. В настоящее время состав коллектива – 39 чел., из них 4 женщины. Национальный театр имеет первые серьезные успехи в подготовке национальных актерских кадров... За год своего существования театр выезжал во все основные центры Чечни. Чеченский национальный театр, вступивший во второй год своего существования, доказал, что мы имеем все данные для успешного развития театрального национального искусства Чечни...» [2].
Театр сразу же завоевал широкую популярность. В одном из номеров за 1933 г. газета «Известия» писала о деятельности чеченского театра: «Театр работает чрезвычайно напряженно: выезжая для постановки в аулы, он продолжает оставаться студией, обучающей актеров грамоте и театральному мастерству. Ищет пути показа зрелища без боковых декораций, мешающих зрителю, он пытается приспособиться к условиям аула, когда негде поставить подмостки и негде поставить зрителей. И уже в аулах молодежь, девушки приходят к актрисам и спрашивают, как им уйти из аула и попасть в театр. Они решаются на это, не боясь проклятий своих матерей».
В газете «Грозненский рабочий» 25 июня 1933 г. сообщалось: «Театр разъезжал по аулам. Сегодня его видели на верхнем Тереке, через неделю он спустился к Старому-Юрту, а через две – играл где-нибудь в предгорной Шалинской зоне... На спектакли стекалось большое количество зрителей, гораздо больше, чем могут вместить небольшие аульные школы. Они располагаются во всех положениях: сидя на полу, стоя, на скамейках, поддерживая друг друга на плечах. Такой тяги к театру, тяги к культурному зрелищу не увидеть нигде» [1]. 15 июля 1933 г. в торжественной обстановке студийцы чеченского театра показали свой дипломный спектакль по пьесе С. Бадуева «Красная крепость», посвященный событиям гражданской войны в Чечне. С того дня студия стала называться Чеченским государственным драматическим театром. Студию окончили 23 чел. Среди них Асет Исаева, Шамсуддин Кагерманов, Баудин Эльмурзаев, Асет Ташухаджиева, Исмаил Ибрагимов, Тута Алхазов, Вера Ткачева и др. Некоторые из первых актеров национального театра до последнего времени выступали на его сцене: заслуженные и народные артистки республики Т. Алиева, А. Ташухаджиева, З. Исакова и др.
Вместе с театром развивалась драматургия. Выдающаяся роль в развитии театра и национальной драматургии принадлежит основоположнику чеченской советской литературы Сайду Бадуеву. Вся его творческая деятельность с момента зарождения студии была тесно связана с театром и его коллективом. Собственно говоря, театр жил на его пьесах. Менее чем за десять лет творческой деятельности С. Бадуев создал 15 оригинальных пьес. Национальный театр испытывал большие затруднения в создании репертуара из-за отсутствия произведений своих драматургов. Бадуев в этом отношении оказывал незаменимую помощь: писал пьесы всех жанров, разрабатывая многие актуальные проблемы жизни народа, его прошлой истории и современности. Его перу принадлежат такие сценические произведения, как «Закон отцов», «Горы меняются», «Красная крепость» и др. Классической стала пьеса «Петимат», которая до последнего времени не сходила со сцены национального театра.
Актеры театра проходили повышение квалификации в Москве, о чем свидетельствует следующий документ: «19 января 1934 г. Для повышения актерской квалификации и окон¬чания учебы по теоретическому циклу перебросить весь актерский состав Чеченского театра в Москву – теат-ральный институт, организовав, согласно уже имеющей¬ся договоренности с московскими организациями, Че¬ченское театральное отделение. Зав. бюро секретариата Чеч. обкома ВКП (б) Шевченко» [3].
В 1934 г. Грузинский ЦИК и Чечено-Ингушский об¬ластной исполнительный комитет заключили договор, по которому старейший грузинский театр имени Руста¬вели взял шефство над молодым, начинающим творче¬ский путь Чечено-Ингушским театром. «В порядке шеф¬ства из Тифлиса был командирован Арчил Чхартишвили – опытный театральный работник. Шефство театра имени Руставели помогло нашему театру крепко стать на ноги...» [4].
Была создана и ингушская студия. Большую помощь оказывал известный советский писатель М. Булгаков. В развитии драматургии, театра чеченцев, ингушей важную роль сыграла культура русского народа. Неоценимый вклад внесла открытая в 1938 г. Чечено-Ингушская теат¬ральная студия при Государственном институте театрального искусства в Москве.
От спектакля к спектаклю росло сценическое мастерство актеров театра, раскрывались их твор¬ческие возможности. В 1937 г. в театр пришел первый режиссер-чеченец с высшим образовани-ем, выпускник ГИТИСа Гарун Батукаев, знаю¬щий язык, быт и нравы народа, культурный уро¬вень и запросы массового зрителя.
В 1940 г. Г. Батукаеву, В. Вайнштейну, М. Бадуеву, Б. Ильясову, О. Горчханову, Я. Зубайраеву, И. Ибрагимову было присвоено почет¬ное звание заслуженных артистов ЧИАССР. Поз¬же некоторые актеры театра стали народными ар¬тистами республики, а Я. Зубайраев – народным артистом РСФСР.
Большой популярностью у грозненцев пользовался Чечено-Ингушский ТЮЗ, который на Всесоюзном смотре детских театров вошел в чис¬ло лучших театров Советского Союза и был награжден Почетными грамотами Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК СССР и Президиума Верховного Совета ЧИАССР [1]. На заседании президиума Чеченского облсовпрофа 13 января 1930 г. было принято постановление: « ...в) организацию ТЮЗа считать целе¬сообразным при УЗП; содержание ТЮЗа должно быть построено на принципе самоокупаемости при дотации недостающей суммы в размере 7 тысяч рублей от горсовета и Чечен¬ского отдела народного образования» [5].
В Грозном был создан и рабочий театр. Газета «Грозненский рабочий» через год после открытия театра так писала о его первых успехах: «Первую годовщину своего существования празднует сегодня Грозненский рабочий театр – наше большое культурное достижение. За этот год театр успел глубоко врасти в быт рабочего... О том, что театр любят, что его постановки смотрятся с большим интересом, лучше всего говорят цифры посещаемости: за первый зимний сезон (два месяца) театр в организованном порядке по¬сетило 30 тыс. чел., за лето посетило более 50 тыс. чел. и наконец, за первые месяцы этого сезона – 26 500 чел... Театр почти неизменно старался давать близкое ра¬бочему зрелище, поднимающее тот или иной животре¬пещущий вопрос ("Константин Терехин", " Рельсы гудят", "Инженер Мерц"), рисующее героические дни гражданской войны ("Разлом", "Приговор") и отражающее в той или иной мере наш быт ("Конец Криворыльска", "Весенние зарницы", "Квадратура круга")» [6].
В 1936 г. в Чеченской автономной области был создан профессиональный театр. 17 июня 1936 г. Грозненский горсовет постановил: «Учитывая, что существующая конвейерная система обслуживания трудящихся г. Грозного театральными мероприятиями не удовлетворяет культурных запросов населения, так как город при данной системе месяцами остается совершенно без обслуживания и на гастролирующие коллективы городу приходится затрачивать на дотацию значительные суммы средств, признать необходимым создание постоянного Грозненского драматического театра. Пред. Грозненского горсовета» [7].
Грозненский драмати¬ческий театр продемонстрировал свои достиже¬ния на краевой олимпиаде. Чечня блеснула своими танцорами. Большой успех на краевой олимпиаде имел ингушский самодеятельный коллектив, поставивший пьесу «Перелом» Орцхо и Дошлако Мальоаговых. На олимпиаде он получил первый приз [8].
Во время Великой Отечественной войны изменилась, но не прекратилась работа театров в Грозном. В условиях военного времени значительно выросла по¬литическая значимость всех видов искусства. Опыт работы показал, что искусство играет большую роль в жизни людей. Особое внимание уделялось обслу¬живанию сельских районов, призывных пунктов, госпита¬лей, частей Красной Армии, фронта и прифронтовой по¬лосы. В связи с требованием военного времени изменяется и содержание работы театров, концертных бригад. Из доклада начальника Управления по делам искусств при СНК ЧИАССР от 17 декабря 1942 г.: «В связи с военным временем и сокращением бюджетных ассигнований временно прекратили свою деятельность и были распущены: Государственный театр юного зрителя, Государственный театр кукол, Чечено-Ингушский ансамбль песни и пляски, Ансамбль ашугов, Дом народного творчества, Изостудия, Госфилармония, Изомузей, Музыкальная школа и музыкальное училище, Художественная мастерская» [9].
Основной задачей, поставленной перед Управлением, являлось восстановление некоторых ранее ликвидированных предприятий. Трудность заключалась в том, что часть бывшего художественно-актерского персонала выехала из Грозного, а часть была призвана в ряды РККА. С этой задачей удалось справиться за счет молодых выпускников музыкального училища, оставшихся актеров и актеров, попавших в г. Грозный по эвакуации. Вновь организован был Государственный кукольный театр, Ансамбль песни и пляски ЧИАССР, концертно-эстрадное бюро, возобновлена работа музыкальной школы, Дома народного творчества.
Городской театр им. М. Ю. Лермонтова в 1942 г. работал в Грозном до 25 августа. 27 августа по решению эвакотройки театр эвакуирован из г. Грозного. В репертуаре театра были постановки героического плана – политической сатиры и народной героики. Программы строились на новом, преимущест¬венно местном материале. Эта форма имела идеологическое воздействие на зрите¬лей и несла большой политический эффект, особенно в работе по обслуживанию воинских частей, призывных участков, агитпунктов, госпиталей, оборонно-укрепительных объек¬тов и т. д. «За период работы 1942 г. (с 1/1 по 1/VIII) театр дал концерты в гос¬питалях, находящихся в Серноводске, Чишках, Назрани и других местах, а также осуществил постановки больших пьес (монтажи). Артисты были прикреплены индивидуаль¬но к госпиталям и обслуживали художественным чтением тяжелораненых бойцов и командиров. Театр получил от госпиталей и воинских частей хорошие отзывы и благо¬дарности. За первое полугодие 1942 г. (с 1/1 по 1/VII) дано 163 спектакля, охвачено 89,3 тыс. зрителей. С 1 июля по 20 августа дано 42 спектакля, охвачено 16,8 тыс. зрителей. В августе 1942 г. в связи с приближением фронта к г. Грозному театр был эвакуирован» [10].
Перед Управлением стояла задача – создать бригаду, чтобы частично заменить уехавший театр. В Гроз¬ном остались актеры-профессионалы: заслуженный артист республики Свободин, заслуженная артистка Евгеньева, артисты Буренева, Морозов и др. Кроме них в бригаду вошли вокалисты, окончившие музыкальное училище, самодея¬тельные артисты из кружков Дома учителя и Дома культу¬ры Заводского района. Таким образом, «молодой и мало¬опытный коллектив, имея только 6 профессионалов арти¬стов, приступил к работе 16 сентября 1942 г. Этот кол¬лектив дал 14 спектаклей и 48 концертов воинским частям, обслуживал бойцов непосредственно на фронте, за что име¬ет хорошие отзывы от командования и политотделов воинских частей» [11].
С первых дней Великой Отечественной войны быстро перестроил свою работу на военный лад и Чечено-Ингушский госдрамтеатр. Весь кол¬лектив был разбит на бригады и командирован в районы. Театр обслуживал почти все сельские районы. В труднейших условиях, пешком, по горным тропинкам актеры несли советское искусство в отдаленные аулы горной Чечни (Шароевский, Чеберлоевский, Шатоевский, Веденский и другие районы).
Репертуар состоял из одноактных пьес, народных песен и песен Отечественной войны, народных танцев, музыки и художественного чтения. В районных центрах были даны полные спектакли: «Ади Сурхо» Гадаева и Батукаева, «Храбрый Кикила» Гамрикели и Нахуцашвили, «Мекхаш Мирза» Н. Музаева и Ванштейна и др. «Коллектив театра в Грозном обслуживал госпитали, во¬инские части и агитпункты. Дано свыше 100 концертов. За первое полугодие театром дано 123 спектакля, об¬служено 20,4 тыс. зрителей. (Вместимость театра – 393 ме¬ста). В третьем квартале – 34 спектакля, обслужено 5 тыс. зрителей» [12].
За свою нелегкую работу коллективы театров получали благодарственные телеграммы из воинских частей. I5 апреля 1943 г. в адрес коллектива Грозненского театра русской драмы имени М.Ю. Лермонтова пришла телеграмма от Верховного главнокомандующего И.В. Сталина: «Прошу передать работникам Грозненского театра русской драмы им. М. Ю. Лермонтова, собравшим 102 000 руб. на строительство эскадрильи "Советский артист", мой братский привет и благодарность Красной Армии» [13].
После окончания Великой Отечественной войны постепенно налаживалась работа театров, в Грозный ежегодно приезжали на гастроли коллективы раз¬личных театров страны: драматических, оперных и оперетты, выступа¬ли с концертами ансамбли и солисты советской и зарубежной эстрады. Газеты постоянно сообщали о приезде в Грозный различных театральных коллективов. Так, 15 октября 1972 г. «Грозненский рабочий» публикует сообщение о встрече грозненцами труппы Московско¬го театра имени М. Н. Ермоловой: «Перед началом спектакля горячо при¬ветствовал от имени трудящихся республики пред¬седатель правления Чечено-Ингушского отделения Союза писателей СССР А. Хамидов и инженер вагонного депо станции Грозный М. Терентьева» [14].
В конце XX в. в Чечено-Ингушетии работали три театра. Театральные коллективы Грозного не только встречали артистов из различных городов СССР, но и гастролировали по стране. Так, летом 1984 г. театр имени X. Нурадилова успешно выступал в Москве на сцене прославленного МХАТа. Создатели спектаклей «Лениниана» и «Песни вайнахов» М. Давлетмирзаев, М. Солцаев, Р. Хакишев, М.-Г. Хадзиев, А. Гайтукаев были удостоены высокого звания лауреата Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского. Искусству артистов театра имени М. Ю. Лермонтова аплодировали зрители Саратова, Львова, Волгограда, Днепропетровска, Воронежа, других больших и малых городов страны. Чеченская, ингушская, русская труппы кукольного театра – желанные гости не только детворы Чечено-Ингушской Республики, добрую славу принесли им гастроли на Украине, в центральных областях России, автономных республиках Северного Кавказа. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда М. Эсамбаева и ансамбль танца «Вайнах» принесли мировую известность хореографическому искусству чеченцев и ингушей. Высокую оценку получило творчество заслуженного артиста ЧИАССР М. Минцаева, солиста Большого театра Союза ССР [15].
Создание и развитие театрального искусства в г. Грозном оказало серьезное влияние на становление культурного общероссийского пространства на Северном Кавказе. Театр не только распространял российскую культуру посредством постановок пьес русских классиков, но и способствовал развитию и сохранению национальной культуры народов Северного Кавказа.
Библиографические ссылки
1. Казаков А. И. Страницы истории г. Грозного: Краеведческие этюды. Грозный, 1982.
2. Грозненский рабочий. 1932. 6 нояб.
3. Партархив Чечено-Ингушского обкома КПСС. Оп. 1. Д. 33. Л. 1об. № 142;. / Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (июнь 1920–1941 гг.): Сб. документов и материалов. Грозный, 1979.
4. Грозненский рабочий. 1936. 1 марта.
5. ЦГА ЧИАССР. Ф. Р. 82. Оп. 1. Д. 10. Л. 64, 65.
6. Грозненский рабочий. 1929. 10 янв.
7. ЦГА ЧИАССР. Ф. Р. 82. Оп. 1. Д. 10. Л. 64, 65.
8. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР с древнейшей времен до 1917 г. Грозный, 1967. Т.1. С. 168–174.
9. ЦГА ЧИАССР. Ф.Р. 238. Оп. 1. Д. 105. Л. 139–146; Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (июнь 1941–1980 гг.): Сб. документов и материалов. Грозный, 1985. С. 35–38.
10. Там же.
11. Там же.
12. Там же.
13. Сталин И.В. ПАЧИО. Д. 1491. Оп. 4. Д. 384. Л. 18. Подлинник.
14. Грозненский рабочий. 1972. 15 окт.
15. Горнов А. Восхождение к творчеству: Очерки. Грозный, 1986.
Кубанский исторический журнал «Голос минувшего» № 3-4, 2008 г.