В конце XIX в. на территории нашего края интенсивно протекал процесс экономического освоения, развития сельского хозяйства. Аграрный регион испытывал острый недостаток в подготовленных агрономических кадрах. До конца XIX в. на территории Северного Кавказа не было ни одного специального училища сельского хозяйства, садоводства и виноделия. Только в 1894–1895 гг. обсуждался вопрос об открытии в Ставрополе средней сельскохозяйственной школы. Тогда начальник штаба Кавказских казачьих войск попросил Кубанское и Терское областные правления обсудить вопросы о необходимости создания сельскохозяйственной школы в Ставрополе и об оказании финансовой помощи из войсковых сумм при её учреждении.
О.П. Бридня,
кандидат исторических наук.
Филиал НОУ ВПО
«Санкт-Петербургский институт
внешнеэкономических связей,
экономики и права» в г. Краснодаре
В конце XIX в. на территории нашего края интенсивно протекал процесс экономического освоения, развития сельского хозяйства. Аграрный регион испытывал острый недостаток в подготовленных агрономических кадрах. До конца XIX в. на территории Северного Кавказа не было ни одного специального училища сельского хозяйства, садоводства и виноделия. Только в 1894–1895 гг. обсуждался вопрос об открытии в Ставрополе средней сельскохозяйственной школы. Тогда начальник штаба Кавказских казачьих войск попросил Кубанское и Терское областные правления обсудить вопросы о необходимости создания сельскохозяйственной школы в Ставрополе и об оказании финансовой помощи из войсковых сумм при её учреждении.
Кубанское областное правление 15 ноября 1894 г. ответило: «Для Кубанского казачьего войска не встречается никакой надобности принимать участие в деле по открытию среднего сельскохозяйственного училища в Ставропольской губернии, так как в Кубанском войске предположено открыть на средства войска низшее сельскохозяйственное училище» (Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 318. Оп. 2. Д. 1899, Л. 13, 20.). Однако подобное учебное заведение было создано через 10 лет. С 1906 г. начались занятия в Кубанской войсковой сельскохозяйственной школе (в районе «Круглик»). Значительный вклад в подготовку агрономических кадров внесли Вознесенская школа садоводства и пчеловодства (работала с 1896 г.) и Варваринское училище плодоводства, виноградарства и виноделия 1 разряда (г. Туапсе).
Таким образом, на Кубани в начале ХХ в. действовало только 3 профессиональных образовательных учреждения, готовивших специалистов по сельскому хозяйству. Всего же, по данным департамента земледелия, в Российской империи к 1 января 1915 г. насчитывалось 9 высших, 18 средних и 237 низших сельскохозяйственных учебных заведений, основная часть которых сосредоточилась в Москве, Санкт-Петербурге, Харькове, Воронеже и других центральных губерниях (Хуторянин. – 1917. – № 2. – С. 31–32.).
Помимо попыток создания новых сельскохозяйственных училищ на Северном Кавказе были выработаны другие варианты распространения агрономических знаний. Попечитель Кавказского учебного округа предложил возложить на двух- и трёхклассные школы проведение дополнительных сельскохозяйственных занятий на следующих условиях. Организация занятий разрешалось только при наличии земельного участка у школы и учителя с основательной специальной подготовкой. Контроль за ведением педагогической деятельности учителя должны были осуществлять не учителя и заведующие этих же школ, а разъездные инспекторы. Особое внимание предполагалось также обратить на сельхозобразование женщин (На Кавказе. – 1909. – № 5. – С. 8–9.).
Директор народных училищ Кубанской области Г.М. Шкиль уделял большое внимание распространению сельхоззнаний в школах. В сентябре 1901 г. в Тифлисе прошёл съезд деятелей по садовым культурам и связанными с ними отраслями сельского хозяйства и промышленности, организованный Кавказским отделом Российского общества садоводства. На одном из заседаний Г.М. Шкиль предложил поощрять народных учителей за эту работу по распространению сельскохозяйственных знаний. В работе съезда приняли также участие инспектор народных училищ Л.Я. Апостолов и учителя М.А. Птушенко, В.Ф. Коньков.
Представители кубанской школы получили высокие награды. Кавказский отдел Императорского Российского общества садоводства наградил Г.М. Шкиля большой золотой медалью – за доклад «О полезной деятельности по распространению сельскохозяйственных знаний», а учителей-садоводов М.А. Птушенко и В.Ф. Конькова серебряными медалями (последнему – за доклад «Школьные праздники древонасаждения в Кубанской области») (Кубанские областные ведомости (КОВ). – 1901. – 20, 28 сентября; 3 октября; 20 декабря.).
Личность В.Ф. Конькова подтверждает высокий уровень профессиональной подготовки педагогических кадров, посвятивших себя проблемам сельского хозяйства края. Василий Фёдорович (род. 27 января 1872 г.), уроженец ст. Баталпашинской, после окончания Кубанской учительской семинарии в 1892 г. со званием учителя одноклассного училища был отправлен на курсы в Императорский Никитский сад. С 10 сентября 1895 г. он работал учителем Старомышастовского двухклассного училища. В 1900 г. В.Ф. Конькова перевели на должность запасного учителя 2-го и 3-го инспекторских районов, которую он занимал до 1906 г. (ГАКК. Ф. 470. Оп. 2. Д. 3962. Л. 9–11об.). В 1903 г. Василий Фёдорович был удостоен большой серебряной медалью за деятельность по садоводству в Кубанской области на 1-й выставке растениеводства в г. Гагры Кутаисской губернии (КОВ. 1903. 31 января.).
Учителя не только подбирали экспонаты от училищ, но и сами принимали деятельное участие в работе специализированных выставок. Так, в 1901 г. Хакуринское Николаевское сельское училище широко представило в распорядительный комитет Кавказской выставки свои материалы. В их числе – фотографии садов, историческая записка о возникновении садоводства при училище. На следующий год завучилищем Н. Кириченко попросил директора народных училищ Кубанской области Д. Орлова оказать помощь в возврате этих ценных материалов. Сельское училище стремилось участвовать в Екатеринодарской сельскохозяйственной и промышленной выставке 1902 г. (ГАКК. Ф. 470. Оп. 2. Д. 1318. Л. 29–30.).
В работе Гагринской выставки 1903 г., организатором которой стал Кавказский отдел Российского общества садоводства, приняли участие 11 училищ: Ильинское одноклассное, Кущёвское, Старомышастовское, Отрадненское, Келермесское и др. двухклассные. Одновременно проходил съезд, на котором с любопытным докладом о культуре новых американских сортов персиков и промышленных сортах яблонь, груш и слив выступил запасной учитель М.А. Птушенко (ГАКК. Ф. 470. Оп. 2. Д. 1331.).
Дирекция народных училищ Кубанской области постоянно направляла учителей на специальные курсы для переподготовки. Как правило, делегировалось небольшое количество учителей – от одного до трёх человек. Так, в 1899 г. на сельскохозяйственных курсах в ст. Вознесенской побывал учитель Костромского станичного училища С. Морозов (ГАКК. Ф. 470. Оп. 2 Д. 1318. Л. 7.).
С 1 по 25 августа 1909 г. при Сочинской опытной станции проходили курсы садоводства. На них дирекция командировала заведующего Бибердовским училищем В.А. Витковского, учителя Анастасиевского двухклассного училища Н.В. Корецкого и учителя Петровского двухклассного училища Г.А. Игнатенко. Последний подготовил и представил в дирекцию подробный отчёт о сельхозкурсах. Занятия по теории начинались с 6 часов утра и продолжались до 8 часов. С 9 до 13 – практические занятия по окулировке чернослива и др. С 13 до 14 курсисты занимались пчеловодством. Затем – лекции. Кстати, Г.А. Игнатенко был в числе курсистов, награждённых книгой Р. Шредера «Русский огород, питомник и плодовый сад» (ГАКК. Ф. 470. Оп. 2. Д. 1396. Л. 1, 24–26).
Значительно большего успеха дирекции народных училищ Кубанской области удалось достичь в организации и проведении сельскохозяйственных курсов в Анапе (первые прошли в 1907 г.). Значительное количество лекционных часов программы Анапских учительских курсов было посвящено вопросам рационального ведения земледелия, садоводства, виноградарства и пчеловодства, поэтому и курсы получили название сельскохозяйственные.
Тематика педагогических курсов была интересна не только командированным, но и просто отдыхающим в Анапе учителям. Имеются сведения о числе участников курсов только за 1910 г. – 262 человека. Из них 50 учителей и учительниц – с пособием от дирекции. Занятия проводили не только опытные учёные, но и местные учителя с богатой практикой – инспектор народных училищ Г.С. Калайтан, директор Кубанской 1-й учительской семинарии С.И. Савинич и др. (ГАКК. Ф. 470. Оп. 2. Д. 1411. Л. 39–39об.).
За организацию ежегодных сельскохозяйственных курсов для учителей народных училищ дирекцию поощрили малой серебряной медалью на сельскохозяйственной, промышленной и этнографической войсковой выставке – она прошла в Екатеринодаре с 5 сентября по 17 октября 1910 г. (Кубанский курьер. – 1910. – 26 ноября.).
Без значительной финансовой поддержки Кубанского областного правления это мероприятие могло не состояться. Только за пять лет (1907–1912 гг.) было выделено 28 тыс. рублей – на организацию и проведение Анапских педагогических курсов (Кубанский курьер. – 1912. – 5 июля.).
Итак, педагогические кадры, чётко выполняя предписания дирекции народных училищ Кубанской области – а в основном по собственной инициативе – стремились внести посильный вклад в рациональное ведение сельского хозяйства нашего края.
Конференция «Ф.А.Щербина, казачество и народы Юга России», 2007 год, февраль, г. Краснодар