Во взаимоотношениях гребенцов с государством можно выделить несколько периодов: 1) с начала и до конца ХVIII в., когда постепенно определялись права и обязанности казаков; 2) конец ХVIII – начало ХIХ в. усиление гражданской администрации и насаждение общинных земледельческих порядков; 3) 10-50-е гг. ХIХ в. - законодательное оформление основных прав и обязанностей с полным подчинением государственной власти; 4) пореформенный период - сближение казачества в правах и обязанностях с крестьянством.
Взаимоотношения государства с ранними группами казачества Терека, в частности, с гребенцами, изучены недостаточно полно. До ХVIII в. они не были регламентированы, и казаки каждый раз решали, откликаться им на призыв Москвы или нет.
Рубежным для гребенцов стал 1721 г., когда они были переведены в подчинение Военной коллегии и стали частью вооруженных сил России. С этого времени на казаков налагаются определенные повинности, и в тоже время им определяется хлебное и денежное жалование. С течением временем характер повинностей менялся, и их число возрастало. Помимо участия в военных действиях гребенцы были обязаны заготавливать лес, уголь и др. для военных крепостей, предоставлять транспортные средства (арбы, каюки), конвоировать почту, курьеров, арестованных, содержать аманатов, размещать в станицах воинские части, строить кордонные посты, здания хозяйственного, административного и иного назначения, дороги, мосты и пр. Как и другие группы казачества, гребенцы постепенно превращались в «безотказное войско» (А.Смирнов).
С созданием в 1785 г. Кавказского наместничества гражданская власть начинает регламентировать права на землю, рыболовные угодья, добычу соли, продажу вина и пр. Все отставные, неслужащие казаки, женщины, малолетки были изъяты из подчинения военных и находились в ведении губернских и уездных учреждений. Правительство как бы «разводило» гражданскую и военную жизнь казачьих социоров, в которых раньше подобных различий не наблюдалось. Этому способствовала и ориентация на хозяйственную деятельность как главный источник существования, поскольку жалование казаков уменьшилось. Верховным собственником земли объявлялось государство, которое часть терского левобережья передало Гребенскому войску. Войсковая собственность переходила в пользование станичных обществ, в свою очередь те передавали земельные наделы казакам в зависимости от должностного положения. Таким образом, правительство сделало ставку на самообеспечение казаков продовольствием. Наделение их паями рассматривалось как главная компенсация, вознаграждение за службу.
В 1819 г. гребенские казаки лишились возможности избирать себе войскового атамана. Самоуправление сохранилось лишь на уровне станичных обществ, но и оно было ограничено (см. изданные по распоряжению первого наказного атамана Е.П. Ефимовича «Постановления для Гребенского казачьего войска, которыми станичные начальники и сотенные командиры во всякое время должны руководствоваться»). Этот документ носил обязательный характер, и ряд дел уже нельзя было рассматривать «так, как установили отцы». Станичная жизнь подвергалась детальной регламентации.
В первой половине ХIХ в., когда, по Б.Н. Миронову, сословный строй в России достигает апогея, законодательно оформляются основные права и обязанности казаков. В 1832 г. Гребенское войско в качестве полка вошло в состав Кавказского линейного казачьего войска. «Положение» о войске (1845 г.) окончательно ликвидировало «особость» гребенцов. Формирование войсковых единиц из равного числа жителей привело к тому, что собственно гребенские станицы оказались в составе других полков. А в Гребенской полк стали приписывать переселенцев из других частей Российской империи, инородцев (татар, грузин) и др., которые сохраняли свои конфессиональные и этнокультурные особенности. В целом, законодательные акты указанного периода свидетельствуют о том, что правительство подходило к казачеству как к сословию, статус которого четко регламентировался.
Таким образом, в течение примерно 150 лет произошло включение вольного Гребенского войска в государственные границы и структуры империи. К этому времени и другие казачьи войска, прошедшие свой путь взаимоотношений с Российским государством, утратили свою автономию.
В пореформенный период «казачье» законодательство унифицируется. Издаются Положения, касающиеся большей частью не отдельных войск, а казачества в целом (например, «О поземельном устройстве в казачьих войсках» 1869 г., «Об общественном управлении казачьих войск» 1870 и 1891 гг. и др.). Анализ законодательных актов не позволяет считать казачество привилегированным сословием. В частности, и в конце ХIХ в. гребенцы были обременены почтовой, подводной, дорожной, квартирной и другими повинностями. Усиление бюрократического давления и контроля сковывало инициативу казачества, которое, по словам современника, все меньшее число вопросов могло решать самостоятельно (Е.Максимов). Сохранялись лишь воспоминания о былой казачьей вольнице, которые служили неким идеалом, который в реальной жизни был недостижим.
Во взаимоотношениях гребенцов с государством можно выделить несколько периодов: 1) с начала и до конца ХVIII в., когда постепенно определялись права и обязанности казаков; 2) конец ХVIII – начало ХIХ в. усиление гражданской администрации и насаждение общинных земледельческих порядков; 3) 10-50-е гг. ХIХ в. - законодательное оформление основных прав и обязанностей с полным подчинением государственной власти; 4) пореформенный период - сближение казачества в правах и обязанностях с крестьянством.
Проблемы становления правового государства и гражданского общества в России: Материалы всероссийской научно-практической конференции XV Адлерские чтения – 2009 / Ред. колл.: С.А. Марков, А.А. Зайцев, Р.М. Ачагу, П.Е. Бойко, А.М. Виноградов, А.Г. Иванов, В.А. Кокориков, В.Н. Малейченко, В.Н.Петров, В.Н. Ратушняк, Б.А.Схатум, В.И. Черный, В.Е. Щетнев; Администрация Краснодарского края и др. Краснодар: Традиция, 2009. – 600с.