Примером созидательной деятельности военных может служить создание крепостей, из которых вырастало большинство городов на Северном Кавказе. К числу таких городов относились Кизляр и Моздок на р. Терек, Георгиевск и Ставрополь в центре Кавказской линии, Екатеринодар на р. Кубань, Нальчик, Владикавказ и многие др.
О.С. Пылков,
аспирант кафедры истории России.
Армавирский государственный
педагогический университет
Участие российской армии в событиях конца XVIII – первой половины XIX вв. на Северном Кавказе наряду с военной имело много других составляющих. Среди них экономическое развитие этого региона Российской империи.
Примером созидательной деятельности военных может служить создание крепостей, из которых вырастало большинство городов на Северном Кавказе. К числу таких городов относились Кизляр и Моздок на р. Терек, Георгиевск и Ставрополь в центре Кавказской линии, Екатеринодар на р. Кубань, Нальчик, Владикавказ и многие др.
В связи с этим в некоторых трудах западноевропейских исследователей отмечалось: на Северном Кавказе вокруг каждой русской крепости – стоило ей только возникнуть – появлялись поселения, куда добровольно стягивались сотни местных жителей. А сама крепость становилась «мощным источником излучения цивилизации на окружающие народы», т.к. контакты с ее обитателями оказывали смягчающее влияние на горские нравы и обычаи.
Так, Кизляр, основанный в 1735 г. как крепость, долгое время оставался единственным городом Предкавказья; большинство его русских жителей были военнослужащие. Кроме русских офицеров и чиновников, казаков и отставных солдат в городе жили выходцы из Грузии, Армении, Азербайджана, Дагестана и других областей Кавказа.
Этот город задумывался не только как военный объект России. Ему отводилась важная «роль в развитии торговых отношений с народами Северного Кавказа», а торговля рассматривалась как одно из средств укрепления российского влияния в регионе. Горцы должны были именно с Россией связывать удовлетворение насущных потребностей.
Возникший на древней торговой трассе Кизляр вскоре стал крупным центром торговли России с Северным Кавказом – Дагестаном, Чечней, Кабардой, Осетией. Одновременно он был перевалочным пунктом в торговле России с Закавказьем и Ираном. Именно здесь, на левом берегу Терека, сложились наиболее благоприятные условия для сотрудничества и развития связей между народами. Под защитой крепости с гарнизоном, оснащенной пушками и другим вооружением, а главное– находясь среди мирного населения, купцы и путешественники чувствовали себя в полной безопасности.
В Кизляре для постоянной торговли существовали три рынка – отдельно для русских, армянских и татарских купцов. Торговля была массовым занятием всех сословий и представителей всех этнических групп, живших в Кизляре. Городской рынок Кизляра напоминал вавилонское столпотворение: здесь можно было увидеть лезгин, продающих мед, чеченцев, предлагающих покупателям ножи и кинжалы, казаков и казачек, призывающих купить арбузы, овощи, рыбу, солдат, торгующих дичью… Слышались говор и наречия всего Кавказа.
Ближайшим соседом Кизляра на Кавказской укрепленной линии стала крепость Моздок (основана в 1763 г.) которая имела не только военное, оборонительное значение, но и должна была способствовать развитию торговли и ремесел. Удобное расположение Моздока вблизи горских поселений сделало его своеобразным центром культурного, политического и торгового общения местных народов. Здесь складывался известный не только на Северном Кавказе, но и в России торговый центр: сюда приезжали купцы из Грузии, Центральной России, Кизляра и др. мест.
В конце XVIII в. русский офицер Штедер, проводивший военно-географическую съемку центральной части Северного Кавказа и изыскивавший кратчайший путь из Северного Кавказа в Грузию, отмечал растущие торговые связи между первыми кавказскими городами. Так, в Осетии он встретил моздокский караван, который был занят переноской товара через горы. Осетины торговали с моздокскими жителями скотом, продуктами животноводства, земледелия и огородничества. В Моздоке были построены специальные склады для товаров, и магазины для торговли с кавказскими горцами; здесь не брались пошлины с «моздокских товаров».
Первые русские города Северного Кавказа – Кизляр и Моздок – были также центрами развития ремесла и промышленности. По документальным источникам конца XVIII в., в Моздоке среди многонациональных обитателей города широкое распространение получило ремесленное производство. Слесари, кузнецы, медники и серебряники были преимущественно армяне, грузины, осетины, черкесы, а плотники, столяры, печники и кирпичники – русские, в основном солдаты Моздокского гарнизона. Кизляр же отличался высокоразвитой крестьянской промышленностью; значительная часть изделий шла к середине XIX в. исключительно на продажу.
Открыть в Word и прочесть статью целиком