Заселение казаками Закубанского края – одна из дискуссионных проблем Кавказской войны. Представляется важным обратиться по этому вопросу к трудам П.П. Короленко, бывшего не только историком, но и очевидцем описываемых событий.
О.Н. Хвостенко,
аспирант кафедры дореволюционной
отечественной истории
Кубанского государственного университета
Заселение казаками Закубанского края – одна из дискуссионных проблем Кавказской войны. Историки расходятся в оценке этого явления – от апологетики казачества до обвинений России в геноциде адыгов. Нередко наиболее резкие суждения высказывают дилетанты. Объективную оценку этому процессу и его итогам дали кубанские историки, краеведы А.М. Авраменко, О.В. Матвеев, П.П. Матющенко, В.Н. Ратушняк. В статье «Об оценке Кавказской войны с научных позиций историзма» авторы высказывают аргументированное мнение о том, что вызывает сомнение применение термина «геноцид» к политике царизма по отношению к адыгам.
Представляется важным обратиться по этому вопросу к трудам П.П. Короленко, бывшего не только историком, но и очевидцем описываемых событий. В 1866–1867 гг. по окончании Кавказской войны, а с ней и колонизации Закубанья и южного склона Кавказского хребта был командирован для осмотра вновь устроенных там станиц генерал-лейтенант П.Д. Бабыч. При нем помощником адъютанта служил и Прокофий Петрович Короленко. Именно тогда исследователь увидел злоключения казаков, и это сильно повлияло на некоторую субъективность подхода к проблемам оценки заселения Закубанья.
П.П. Короленко вопросы заселения Закубанья исследовал на протяжении почти 50 лет. Впервые историк затрагивает эту тему в 1864 г. в статье, напечатанной в «Записках Кавказского отделения Русского географического общества», с которым был тесно связан . Одной из последних работ Прокофия Петровича был его труд «Переселение казаков за Кубань. Русская колонизация на западном Кавказе», изданный в 1911 г. Эта работа талантливого кубанского историка-краеведа по своему объему и характеру – монография, всесторонне исследующая многие проблемы переселения казаков за Кубань. Хотя, по мнению М.А. Дикарева, указанная работа Короленко и вызывает сомнения в авторстве , но документальных доказательств, подтверждающих присвоение историком материалов кубанского поэта и прозаика В.С. Мовы по вопросу принудительного переселения казаков в Закубанье в 1860-е гг., нет.
Нами найдены архивные материалы, доказывающие интенсивную и длительную работу П.П. Короленко над этим вопросом. Так, в письмах зятя Прокофия Петровича (мужа младшей дочери Ольги) В.И. Кувшинского, проживавшего в Ставрополе и имевшего возможность работать в архиве, сообщается, что в фонде историка-краеведа И.Д. Попки имеются материалы о «нежелании черноморцев переселяться за Кубань за 1862 год, письма, относящиеся к покорению Западного Кавказа» и другие документы . Учитывая интерес к этой теме П.П. Короленко, Кувшинский высылал копии найденных документов ученому. Прокофий Петрович впоследствии неоднократно ссылается на материалы вышеназванного архивного фонда И.Д. Попки. Так, Короленко в своей работе в списке «источники» указывает «Архив генерала И.Д. Попки».
Несмотря на имеющиеся в этом исследовании субъективизм в освещении отдельных проблем, труд этот имеет большое историческое значение для всех интересующихся прошлым Кубанского казачьего войска. В своей монографии П.П. Короленко затрагивает вопросы, посвященные причинам заселения, методам заселения, созданию Кубанской области и Кубанского войска, сопротивлению казачества насильственному переселению станицами, проблемам заселения Нагорной полосы и другим немаловажным проблемам.
Прокофий Петрович высказывает свое собственное мнение об авторах этой реформы графе Н.И. Евдокимове и князе А.И. Барятинском. Они, по словам историка, были ненавистниками черноморского казачества. Именно они хотели упразднить самобытность, или, как выражался Короленко, «самостийность» черноморского казачества , хотя эти люди просто выполняли заказ государства. Правительство подозрительно относилось к черноморской старшине, не забывшей еще окончательно дух запорожской вольницы.
Назначенный в 1856 г. командиром Отдельного Кавказского корпуса (преобразованного в Кавказскую армию) генерал А.И. Барятинский решил коренным образом изменить систему русской колонизации черкесских земель. Следовало решить трудный вопрос: где взять столько народа, чтобы сразу двинуть закубанскую колонизацию в больших размерах с целью быстрого окончания Кавказской войны. В связи с этим возникали проблемы, требующие незамедлительного решения. Переселение массами казаков Кавказских войск из старых на новые линии понизило бы их боеспособность. Переселение же крестьян из внутренних губерний в Закубанье невозможно, так как они не владеют оружием и не могут быть поселены на передовых линиях. Селить же крестьян на старых линиях, выдвигая вперед казаков, – удваивать расходы казны и усиливать бытовые заботы казаков. Прокофий Петрович в статье «Ведомость русской колонизации Закубанского края на Западном Кавказе» подвел некоторые итоги расходов казны на такое трудное переселение.
Детальная разработка обширного проекта развития русского населения в Закубанском крае увеличением числа переселенцев в более короткое время была поручена наказному атаману Кубанского казачьего войска генерал-адъютанту графу Н.И. Евдокимову (с ноября 1860 г. – командующий войсками Кубанской области). По плану Евдокимова предполагалось переселить внутренние станицы войска в полном составе на передовые позиции. Как сообщает П.П. Короленко, 14 ноября 1860 г. граф Евдокимов конкретизировал план следующими уточнениями: все население должно находиться в местах доступных для войск; управляться поставленными над ними войсками; всех горцев выселить на равнины, прилегающие к левым берегам Кубани и Большой Лабы, «не занятые никем».
Открыть в Word и прочесть статью целиком