Одним из истоков Кубанского казачества было Запорожское, сформировавшееся в XIV-XV веках. По национальному составу оно было довольно различным. В нем преобладали выходцы из Малороссии и Великороссии. Сюда входили казаки, бывшие крестьяне, духовенство и торговые люди. Очень много людей попадало в войско после восстаний. Именно Черноморское казачье войско было решено переселить на Кубань правительством Екатерины II.
А. Бабенко
Одним из истоков Кубанского казачества было Запорожское, сформировавшееся в XIV-XV веках. По национальному составу оно было довольно различным. В нем преобладали выходцы из Малороссии и Великороссии. Сюда входили казаки, бывшие крестьяне, духовенство и торговые люди. Очень много людей попадало в войско после восстаний. Именно Черноморское казачье войско было решено переселить на Кубань правительством Екатерины II.
Можно выделить несколько причин переселения. Самым важным было то, что Тамань была «совершенно заброшенным» местом. На эту местность даже никто не претендовал. «С одной стороны к этой местности прилегали владения воинствующих черкесов, с другой омывало ее море, с третьей проходил лишь правительственный тракт из России на Кавказ, и только с четвертой, северной стороны от России и на некотором расстоянии от границ таманских окрестностей, находились владения Донского казачества» (Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска. – Екатеринодар, 1992. – С.499.). Черноморская земля хранила в себе естественные богатства. Она всегда привлекала своими удобными и плодородными землями. Еще одной причиной переселения казаков было то, что необходимо было охранять новую государственную границу Российской империи от местных воинственных народов. И все это подкреплялось тем, что черноморцы имели неустойчивый статус на Буге и Днестре.
После официального утверждения Черноморского казачьего войска, Екатерина II указом от 14 января 1788 года поручила главному администратору страны Г. А. Потемкину решить вопрос о войсковой территории по своему усмотрению, но с учетом желаний казаков, якобы хотевших поселиться в «Керченском Куту или на Тамани» (Трехбратов Б. А. История Кубани. – Краснодар, 2000. – С. 129.). Переселить такую огромную массу людей было сложной задачей. Нужен был четкий план переселения. 8 июня 1792 года Мокием Семеновичем Гуликом было составлено топографическое описание земель. Этот документ был составлен в виде таблицы по пять вертикальных граф, в каждой из которых были различные сведения. Племена ногайцев, по предложению Г. А. Потемкина, были переселены часть на р. Куму, часть на левый берег р. Молочные Воды.
Екатерина II удовлетворила требования казаков двумя грамотами от 30 июня и 1 июля 1792 года. Общая площадь пожалованной земли составила 30691 квадратную версту. Она также даровала право свободной торговли вином, войсковое знамя и различные регалии. Правительство выдало 30 тысяч рублей на переселяющихся казаков. Особенно много выделялось вдовам с детьми, которые потеряли своих мужей в сражениях. Императрица 13 июля 1792 года благословила черноморцев хлебом-солью. На этом приеме Антон Головатый дал своеобразную клятву не только царице, но и всей России. Он сказал вещие слова: «Мы воздвигнем грады, населим села, сохраним безопасность пределов. Наша преданность и усердие, любовь к Отечеству пребудут вечно…» (Берлизов А. Два века созидания// Кубанские новости, 1992 – 22 августа.). Казаки сдержали клятву.
Правительством было решено провести переселение двумя путями. Первым на Тамань прибыл казачий флот с артиллерией под командованием Саввы Леонтьевича Белого. Таким путем было отправлено 3847 человек. За морскими переселенцами двинулись два пехотных полка под командой Константина Кордовского. Их численность составила 600 человек. 2 сентября 1792 года в путь двинулся отряд во главе с атаманом Захарием Чепегой. Путь этого отряда был самым трудным. Они должны были подойти к землям с северной стороны. Остальная часть войска во главе с Антоном Головатым в течение всей осени и зимы готовились к передвижению. Помещики и местные власти препятствовали выселению черноморцев. «А. Головатый сносился по этому поводу с А. В. Суворовым, Екатеринославским, Херсонским и Таврическим губернаторами, а для ограждения населения от насилий на местах оставил есаула Черненко» (Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска. – Екатеринодар, 1992. – С. 512.). Отряд оставшихся черноморцев А. Головатый разделил на две части. Первую он поручил сопровождать Тиховскому. Они должны были идти по маршруту З. Чепеги. Другая часть состояла из трех колонн пехоты и легкого обоза, ее повел полковник Юзбаши. Они двинулись через Таврическую губернию. 15 июля выступил сам А. Головатый с последним войском. Но на этом переселение не закончилось. Отдельно в Черноморию двинулись и массы «сирои» - безхозяйственных казаков, одиночек. «Сирои» были целые сотни.
Следует отметить, что на новое местожительство перешло не все войсковое население. Одни казаки сами не пошли на Кубань и осели за Бугом. У других не было средств к передвижению. Третьих же не пустили помещики при поддержке местной администрации. Численность переселившихся в течение 1792 -1793 годов точно установить не возможно. А. Головатый 16 марта 1795 года доносил графу Зубову, что на Кубань переселилось до 17 тысяч казаков и 8 тысяч женщин. Это 30% от бывших запорожцев, 40% свободных людей. А еще 30% явились на Кубань сами, без содействия со стороны правительства (Трехбратов Б. А. История Кубани. – Краснодар, 2000. – С.153.).
После того, как закончилось переселение на Кубань, перед правительством встала проблема расселения казаков. В 1794 году атаман Захарий Чепега, войсковой судья Антон Головатый и войсковой писарь Тимофей Котяревский составили и подписали «Порядок общей пользы». Этот документ заключал в себе принципы организации войска, основы землепользования и расселения. По нему вся территория была разделена на пять округов: 1) Екатериненский, 2) Фанагорийский, 3) Бейсугский, 4) Ейский, 5) Григорьевский. Население располагалось в 40 куренях. 1794 год можно считать временем появления куренных селений.
Таким образом, переселение было довольно сложным, но необходимым процессом. Были освоены новые земли. Казачество из вольницы превратилось в воинское сословие, которое стало частью государственной системы. Политика Екатерины II по отношению к казачеству была направлена на укрепление влияния централизованного государства.
Вопросы казачьей истории и культуры. Вып. 2. Майкоп: «Качество», 2003.