16 мая 2013 года ушёл из жизни председатель совета стариков станичного казачьего общества центрального района города Сочи Черноморского округа Кубанского казачьего войска подъесаул Дмитрусенко Владимир Павлович.
Потомственный казак Владимир Павлович родился в городе Кореновске. В ряды возрождающегося казачества вступил одним из первых. Сохраняя и возрождая традиции и дух казачества, Владимир Павлович уделял особое внимание воспитанию подрастающего поколения. Ни одно из мероприятий, проходивших в сочинской школе № 10, не обходилось без участия казачьего наставника Владимира Павловича Дмитрусенко.
Владимир Павлович – наследник сразу нескольких казачьих семей: как со стороны отца – кубанского казака, так со стороны матери терской казачки. В его генеалогическом древе переплетены судьбы семей Григорьевых, Скирда и Митрухов, которые и положили начало роду Дмитрусенко.
В прошлом году в рамках конкурса «История семьи в истории государства» ученик школы № 10 города Сочи Денис Давыдов выполнил исследование истории этих казачьих семей.
Семья Григорьевых
Дед по материнской линии, Григорьев Семён Тихонович, родился в казачьей семье под Пятигорском в 1889 (1890?) году. Дед был начитан, увлекался историей, особенно периодом наполеоновских войн. Одно из детских воспоминаний Владимира Павловича связано с тем, как дед однажды побывал в роли учителя. «Я учился в 4 классе, выхожу из школы, вижу – дед идёт. Спрашиваю: «Ты куда?» «К Сашке (моему двоюродному брату, 1937 г.р.) в школу». Я, естественно, увязался за ним. Заходим в класс, а там шум и гам: их учитель истории заболел, подменяла его молоденькая учительница ботаники, которая не справлялась с биологией. Тогда дед стал вести урок сам. Дети утихомирились, стали слушать внимательно, потому что дед рассказывал о том, чего не было в учебнике. Мне кажется, я нигде об этом не читал».
Одна из главных реликвий семьи Дмитрусенко – свадебная фотография деда и бабушки Григорьевых – Семёна Тихоновича и Анны Степановны. В семье было четверо детей: сын Дмитрий, три дочери – Галина, Анна и Антонина - мать Владимира Павловича (1918 - 2001).
Дед, судя по всему, в Пятигорске занимал какой-то высокий пост, подробнее ничего неизвестно. Когда начались лихие времена, дед почувствовал, что его могут арестовать, за одну ночь собрал семью и вывез на Кубань. Передвигались исключительно по ночам, чтобы меньше привлекать внимания. В детстве Владимир Павлович случайно подслушал разговор, смысл которого понял позже. Дед беседовал со своим близким другом, который только-только приехал из мест поселения. Его в 1918 - 20-е годы арестовали, раскулачили, осудили, а реабилитировали лишь в 1948 году. «А мой дед сумел и сам спастись, и семью спасти. Хотя, конечно, путешествовать по ночам с маленькими детьми, да ещё и неизвестно куда, было очень сложно». Такой была судьба многих казачьих семей – или расказачивание и утрата своих традиций, гибель семьи, или бегство. Безусловно, трудный выбор, ведь побег для казака, по его мировоззрению, - это позор. Однако, когда на кону не только твоя жизнь, но и жизнь твоей семьи, сохранение традиций казачества – это единственно верное решение.
Осела семья в Кореновске. Здесь Семён Тихонович вместе с Мироненко Григорием Ивановичем в 1921 году организовал Кореновское казачество Советской власти. Событие это запечатлено на фотографии, которая хранится в семье Дмитрусенко. В казачьем календаре-справочнике по кореновскому району с 1775 по 2001 годы есть упоминание о Григории Ивановиче Мироненко: «20 января 1883 года родился Мироненко Григорий Иванович - «красный казак» станицы Раздольной, командир 1-й ударной советской Шариатской колонны. Позднее, видный советский работник, персональный пенсионер». Однако ни слова не написано о самом «красном» казачестве, нет сведений и о Григорьевых. В одном из комментариев на сайте я прочёл сообщение правнучки Мироненко и связался с ней. Также мы отправили запросы в кореновский архив, связались с Сынча Светланой Ивановной, составителем Казачьего календаря-справочника по кореновскому району, чтобы внести в списки нашего героя и добавить ставшие известными нам факты в истории города.
Поскольку дед Григорьев сам был образованным, он беспокоился об образовании детей, а потом и внуков. Одна из его дочерей, Антонина (мать Владимира Павловича) в 1935 году окончила курсы мужского парикмахера. Другая дочь, Анна, скорее всего, окончила институт, факультет иностранных языков, стала переводчиком. Безусловно, в том, что Анна получила такое образование – большая заслуга деда, ведь для поступления в ВУЗ в те годы требовалось «правильное» происхождение. Все поступки деда продиктованы были заботой о сохранении семьи, поэтому и переезд состоялся, и советскую власть дед принял, перейдя в «красные» казаки.
Семья Скирда
Девичья фамилия бабушки Владимира Павловича по отцовой линии – Скирда – больше похожа на прозвище. По крайней мере, Владимир Павлович знает историю происхождения именно прозвища. Дед занимал в станице немалый чин, старался сберечь в гражданскую войну продовольствие для всей станицы. Когда пришли в станицу корниловцы и потребовали отдать фураж, он отказался, высказавшись, что, наверное, советская власть лучше, потому что «защищает от бандитов. Главное для неё – вовремя сдавать продналоги». Обозвав его «краснопузым», корниловцы привязали его к хвостам лошадей и пустили их вскачь. Разорванное тело сбросили у скирды соломы в поле и не разрешали похоронить. Так эта семья стала именоваться Скирда. В семье было три дочери: Елена, Ксения и та, которая стала бабушкой Владимира Павловича, имени её он не помнит. Судьба их подобна судьбе многих. В 20-е годы открыли ликбезы, в один из которых и поступила Елена. Окончив его, она получила разнарядку в Сочи, во 2-ю горбольницу, где и проработала медсестрой многие годы. Ликбез и переезд в Сочи спас её и от голода, и от расказачивания, чего не сумела избежать бабушка Владимира Павловича. Семью Скирды «крепко раскулачили», лишив дома, имущества. Ксения уехала в Донбасс. А бабушка героя моего исследования умерла от голода в 1932 (1933) году, до женитьбы сына.
Семья Митрухи
Фамилия семьи деда по линии отца сначала звучала как Митрухи. По всей вероятности, предок, который пришёл на землю Кореновска, был Митрий. Его потомки – дети Митрия, или Митрухи. Дмитрусенко стали после переписи в 1937 году. Посчитали, что так фамилия звучит благозвучней.
В роду Митрухи есть атаман Кореновска, о котором ничего неизвестно: отец Владимира Павловича до конца дней боялся говорить о своих казачьих корнях. В этой семье было трое сыновей: Иван, Семён и Тит. Семён и был дедом Владимира Павловича, служил в армии, участник Первой мировой войны, офицер казачьей сотни, не принял революции и пропал без вести в 18-20-е годы. Поэтому семье не удалось избежать расказачивания.
Семья Дмитрусенко
В Кореновске встретились мать и отец Владимира Павловича, создали свою семью и жили вместе с дедом и бабушкой Григорьевыми, их незамужней дочерью Анной на улице Береговой, 5. Родились дети – Лидия (1938 г.р.) и Владимир (1939 г.р.). Однако недолго семья оставалась полной. Когда в 30-е годы начался новый виток раскулачивания, чтобы спасти семью от возможного преследования, Павел Семёнович уехал на Каспий, причём уехал официально – вступил в рыбацкую артель. На Каспии он пробыл, пока не пришла ему повестка в армию. Сразу после рождения сына Павел Семёнович уходит в действующую армию, где и застанет его война. Великая Отечественная война, конечно, затронула большую семью Дмитрусенко.
Интересна судьба Анны. Как только пришли в Кореновск немцы, Анна пропала, и семья не знала, где она. Уже после освобождения Кубани бабушка получила письмо, в котором её взвывали в Новороссийск ухаживать за заболевшей дочерью. Так узнали, что Анна была переводчиком на Малой земле. «Приехав в Новороссийск, бабушка поразилась количеству мёртвых людей в море. Из-за этого Анна заболела тифом. Её выходили, но она осталась инвалидом – в ней развилась душевная болезнь».
Отец, Павел Семенович, был танкистом. Ещё в 1939 году он оказался в 115-м отдельном разведывательном батальоне 15-й танковой дивизии, которая входила в 16-й механизированный корпус. С началом Великой Отечественной войны в 9 часов утра 22 июня 1941 года 15-я танковая дивизия вышла в район Топоровцы, Боян, Коцман. К 16 часам 30 минутам 22 июня полки дивизии вышли к переправам через Збруч. К утру 23 июня танковые дивизии в основном закончили сосредоточение в отведенные им районы, а отвод войск 16-го механизированного корпуса за реку Днестр начался 2 июля 1941 года. У селения Беричева, на участке Маркуши, Хажин в бой был введен танковый полк 15-й танковой дивизии, который успешно продвинулся в направлении Быстрик и вышел к юго-западным окраинам Бердичева, откуда немцы открыли сильный огонь из своих противотанковых орудий. Большего достигнуть танкистам не удалось, сказались авиаудары противника и слабая связь во всех звеньях структуры дивизия-полк-батальон и как следствие слабая слаженность действий подразделений. 12 июля командованием Группы части 15-й танковой дивизии были отведены из Бердичева, так как противник, овладев Райгородком, стал реально угрожать флангу и тылу советских войск штурмовавших город. В районе села Комсомольское батальон попал в окружение. Танк Дмитрусенко, вспоминает герой моего исследования, завяз в болоте. «Просидели там трое суток, пока не пришла подмога. Экипаж вытащили, машину спасти не удалось. Павел Семёнович заработал сильный радикулит».
В целом корпус сильно пострадал после операции: по состоянию на 17 июля корпус имел всего 73 танка и 16 бронемашин, колесных и вспомогательных машин всего 903 штуки, из них - легковых 29, грузовых ГАЗ - 620, грузовых ЗИС - 304, тракторов - 50, представляя собой слабую мотострелковую дивизию, поэтому был расформирован. Исходя из записей Красноармейской книжки, Павел Семёнович оказался в 231-м корпусном артиллерийском полку 45-й стрелковой дивизии 5-й армии. В августе – сентябре 1941 года дивизия сражалась на киевском направлении, принимала участие в боях за Чернигов и Киев. Под Киевом, скорее всего и был ранен Павел Семёнович. Ранение было отягощено полученным ранее радикулитом. Дмитрусенко оказался в госпитале № 2323, который с 23 сентября по 20 января 1942 находился в Орджоникидзе.
Выздоравливая, стал учиться водить автомобиль. При выписке прошёл экзамен, получил направление в 554-й отдельный автотранспортный батальон 62-й армии. Попал сначала на Сталинградский фронт. За оборону города награждён медалью «За оборону Сталинграда», затем в составе своего автобата, переименованного в 6-й автобатальон 66-го ордена Красной звезды автополк освобождал Будапешт, Берлин, за что тоже был отмечен медалями. В феврале 1944 года был удостоен нагрудного знака «Отличный шофёр».
Как следует из записей Красноармейской книжки, «демобилизован на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25.09.1945года». Вернулся с фронта домой зимой 45-46 года.
Сам Владимир Павлович тоже запомнил войну. Анна, знавшая немецкий, научила племянников дразнилкам против немцев. Так детям было проще воспринимать всё происходящее. Когда немцы захватили Кореновск, сразу заполонили собой все хаты, в том числе хату Дмитрусенко. Двое немцев делали обход, осматривая все углы, и увидели маленького Володю, выглядывавшего с печки. Один поманил мальчика пальцем, протягивая шоколадку. Казачонок слез с печи, схватил шоколадку и стал дразнить немцев, как тётка учила. Второй выхватил маузер и навёл дуло в лоб, в последний момент первый немец ударил другого по руке, и пуля вошла в потолок. На выстрел прибежал офицер, на счастье моего героя, увёл солдат из хаты. Больше немцы не заходили. Да и вообще, больше бесчинствовали полицаи, а не немцы. «Поэтому я против переименования милиции в полицию. Слово ассоциируется с полицаями». Владимир Павлович вспоминает, как полицаи отобрали у семьи войлок, чтобы укрывать лошадей. Причём на войлоке в это время лежали брат с сестрой. Ткань выдернули со всей силы прямо из-под детей.
Запомнил Владимир Павлович и день Победы. В 300-400 метрах от центра Кореновска располагался корпус авиашколы, которая неизменно притягивала любопытного мальчишку. «Однажды возле этой авиашколы увидел я офицера, который бежал и стрелял из автомата.
-Дядя, что, опять немцы пришли? – спросил мальчик.
-Нет, сынок, это Победа!
-А что такое победа?
-Война заканчивается!
-Дядя, а ты мой папа, раз меня сынком называешь?
-Нет.
Стреляли со всех сторон, и я побежал домой. Дома мне задают вопрос, где был.
-Там победа!
Тогда дед надел не то пиджак, не то пальто и ушёл. Его не было весь день, а под вечер пришёл навеселе: не пил до этого никогда. И мы поняли: война действительно окончилась».
После войны семья Дмитрусенко недолго жила в Кореновске, практически сразу переехали в Выселки, но и там не задержались и уехали в Краснодар. Сняли квартиру на улице Кирова – не совсем удачным оказался выбор места: на углу располагалось здание НКВД. А напротив него – парикмахерская, в которую устроилась работать мать. Её клиенты – работники НКВД. И однажды ей предложили работу в Органах. Может быть, и ничего страшного, но семья испугалась, сразу переехали к родственникам в Усть-Катаву. Здесь жила семья Василия Скирды. Однако его жена написала донос, что в их доме поселились «беглые казаки». Пришёл участковый, проверил документы и из уважения перед боевыми заслугами отца предупредил о доносе, предложив уехать подальше, где никто не будет семью знать.
Дмитрусенко поселились в Краснокамске – город Пермского края. В школе Краснодара сестра учила английский язык, а когда приехали в Краснокамск, выяснилось, что там только немецкий, и Лидии пришлось ездить сдавать язык в школу им. Молотова (Пермь). Тяжело пришлось привыкшим к теплу Дмитрусенко, поэтому через год отец принял решение вернуться в Краснодар. Однако в 1953 году начались опять проблемы, попытались вернуться в Выселки – не получилось, тогда уехали в Серов (Свердловская область). Здесь Лидия окончила фармацевтическое училище, Владимир Павлович – ремесленное училище № 10, отсюда он ушёл в армию – служил на Тихоокеанском флоте, побывал даже на Индонезии. А после демобилизации приехал в Сочи к бабе Лене, сестре бабушки.
Первые казачьи общества стали появляться в Сочи еще в конце 80-х годов прошлого века, на данный момент действует три районных казачьих общества, которые входят в состав Черноморского казачьего округа Кубанского казачьего войска. Датой образования Центрального районного казачьего общества следует считать 12 декабря 1990 года. В этот день состоялся учредительный съезд Кубанского казачьего общества Центрального района Сочи, на котором был выбран атаман, правление и определена программа действий. Поскольку казачество возрождалось повсеместно по всему краю, наследникам казачьих фамилий поступали предложения вступить в ряды казачества. Так, Владимир Павлович Дмитрусенко в 1992 году получил по почте подобное извещение с указанием адреса районного общества. Встретившись сначала с атаманом (исполнял обязанности Остапец А.И.), а затем с Н.П. Куц (атаман ЦРКО с 1997 года), который уже был активным членом ЦРКО, Владимир Павлович принял присягу, ему было присвоено звание сотника ККВ.
Поскольку главным в деятельности ККВ считается участие казачества в охране общественного порядка, на территории края работает 187 казачьих дружин правоохранительной направленности, среди них, конечно, есть и дружина ЦРКО. Владимир Павлович – один из самых активных её членов. Когда был введён закон 1539, Дмитрусенко вместе с участковым и учителями нашей школы стал регулярно патрулировать улицу, помогать детям из неблагополучных семей.
С началом грузино-абхазского конфликта в 1992 году возросла значимость границы по реке Псоу в Сочи. Черноморским округом ККВ было принято решение - «взять границу под казачью охрану». Службу несли казаки всех районов Сочи, в том числе и В.П. Дмитрусенко, за что был отмечен медалью «За службу на Северном Кавказе», «Защитник Отечества».
В 2004 году в состав Черноморского округа ККВ вошёл Сухумский особый казачий отдел. Представители сухумских казаков принимают участие в празднованиях на Тамани, представители сочинских подразделений присутствуют на праздниках в Абхазии. На парадах в Абхазии принимал участие и герой моего исследования.
Без Владимира Павловича, впрочем, не обходится ни одно праздничное мероприятие ККВ: он участник всех парадов, посвящённых реабилитации казачества, парадов на 9 мая, поездок на Тамань.
Больше всего внимания Дмитрусенко уделяет работе с нами, с подростками. Будучи членом совета стариков ЦРКО, Владимир Павлович проводит спортивные соревнования, является наставником одного из классов нашей школы, принимает участие во всех мероприятиях школы. Именно Владимир Павлович помогал организовать работу самоуправления казачьих классов – казачий круг. Мои одноклассники прислушиваются к его мнению, ему верят, потому что он умеет найти с нами общий язык.
Справедливость, умение выслушать каждого, дать нужный совет, принять правильное решение способствовало назначению Дмитрусенко заместителем председателя Суда Чести.
У Владимира Павловича две дочери: Ирина (1966 г.р.) и Елена (1973 г.р.); трое внуков: Антон (1987 г.р.), Екатерина (1989 г.р.) и Дмитрий (1991 г.р.). Им он привил гордость за своё происхождение, воспитывая выносливыми, спортивными, достойными защитниками своей страны.
Дмитрусенко Владимир Павлович был награждён медалями и нагрудными знаками Кубанского казачьего войска:
Медалью "Атаман Захарий Чепега",
Знаком в память 300-летнего юбилея войска (1996г.),
Крестом за заслуги перед кубанским казачеством 1990-2005годы,
Крестом за заслуги перед кубанским казачеством,
Знаком отличия «За безупречную службу Кубанскому казачеству X лет»,
Знаком отличия «За безупречную службу Кубанскому казачеству XV лет»,
Знаком отличия «За безупречную службу Кубанскому казачеству XX лет»,
Крестом «20 лет возрождения кубанского казачества 1991-2011г.».
Правление, атаманы и казаки Черноморского округа Кубанского казачьего войска выражают искренние соболезнования родным и близким покойного.