Заместитель председателя совета стариков Гулькевичского районного казачьего общества Виктор Демьянович Батраков поздравлял своего внука Сережу, который только что присягнул кубанскому казачеству. Я сфотографировала их, и Сергей, сверкнув улыбкой, тут же умчался с друзьями праздновать счастливый для них день. Батраков с гордостью сказал: «Внук мой, со мной живет. Нынче в армию пойдет. С детства в казачатах, а сегодня вот настоящим казаком стал».
Двадцать лет спустя
Казачья Кубань отметила две знаменательные даты – 150-летний юбилей войска и 20-летие возрождения казачества. 16 октября мне довелось побывать в Гулькевичском РКО на праздновании этих великих событий в истории Кубани.
День был насыщен до предела официальными и всевозможными развлекательными мероприятиями. Более 300 казаков со знаменами под звуки военного оркестра прошли парадным маршем по улицам города, а затем вместе со своими семьями заполнили зал культурного центра, где церемония награждения сопровождалась концертными номерами фольклорных коллективов.
Ставшие доброй традицией куреня распахнули свои двери и зазывали гостей отведать блюда казачьей кухни. И все же самым важным событием этого дня стало пополнение казачьего общества новобранцами – 26 молодых казака принесли присягу под сводами церковного собора. Почти все они дети или внуки казаков Гулькевичского РКО.
Заместитель председателя совета стариков Виктор Демьянович Батраков поздравлял своего внука Сережу, который только что присягнул кубанскому казачеству. Я сфотографировала их, и Сергей, сверкнув улыбкой, тут же умчался с друзьями праздновать счастливый для них день. Батраков с гордостью сказал: «Внук мой, со мной живет. Нынче в армию пойдет. С детства в казачатах, а сегодня вот настоящим казаком стал».
- А вы, Виктор Демьянович, когда казаком стали?
- 20 лет назад пришел в Лазаревское казачье общество Черноморского округа. Вскоре был избран председателем совета стариков. Так что сегодня и у меня юбилей.
- Наверное, 20 лет назад назвать себя казаком, надеть форму, выйти в ней на люди – это было поступком?
- Не хочется повторяться, что в глазах общества, еще недавно бывшее советским, мы были чем-то инородным и зачастую слышали в спину нелестные эпитеты. Слава богу, сегодня все изменилось. Вот и молодежь уже не стыдится, а гордится званием казака.
- И все же, какая причина была главной, чтобы вдруг изменить свою жизнь?
- Думаю, зов крови. Мои предки – казаки с Иртыша, приехавшие на Кубань, наверное, в 19 веке. Здесь уже пошло сродство с кубанскими казаками. Сохранились старые фотографии, на которых мои дед, его братья в казачьей форме. Здесь в Гулькевичах на кладбище 11 родных могил. Так и потянуло меня с Черного моря на малую родину.
- Как же складывалась жизнь и судьба кубанского казака?
- Знаете, в казачьих семьях всегда росло много детей, вот и у меня было 8 братьев и 1 сестрица. Голодновато, конечно, но как мы любили друг друга, как уважали родителей своих и вообще старших почитали. Отец мой был коновал, а таких тогда на селе ценили. Ушел на войну и погиб, так же еще двое братьев не вернулись.
- Вы по возрасту на войну не попали, но вряд ли она обошла вас стороной?
-В 44 году я был включен в бригаду №15, которая занималась ремонтом паровозов. С ней побывал на фронтах, даже до Кенигсберга дошел. А в 48-м был призван в армию, и до сих пор горжусь тем, что служил в ракетных войсках, это где «Катюши» базировались. Закончил службу командиром отделения радистов. Потом учился, работал.
- В казачестве большое значение придается семейному воспитанию, основанному на православных и исторических традициях. А как в вашей семье?
- Верность, любовь, ответственность, исполнение заповедей «Не убей, не укради… и прочие» - вот на чем держится семья. Со своей женой я прожил 60 лет в любви, согласии и уважении. У меня три сына, четыре внука – все казаки. Один внук закончил высшее Кремлевское училище, служит. Вот младший, Сережа, тоже казак, будущий воин. Все хорошо у меня, не зря жизнь прожил.
- Вы являетесь наставником в классах казачьей направленности. Каким Вы видите будущее казачат?
- Во-первых, они сами наше будущее, нашего казачества и всей Кубани. Уже сегодня они постигают Закон божий, историю казачества, историю своего рода, своей семьи. Девочкам прививают навыки традиционного казачьего уклада в семье, мальчики осваивают не только приемы рукопашного боя, но и джигитовку, владение шашкой, казачьи виды спорта. Если даже это впрямую не пригодится в их жизни, все равно даст закалку, обозначит принадлежность к древнему роду казаков. У меня есть
уверенность, что у этих детей все получится в жизни.
- Исполнилось двадцать лет Кубанскому казачеству, которому Вы служите тоже 20 лет, и что изменилось за это время?
- Отношение общества к казачеству изменилось – от руководителей на местах до простого хуторянина. Нас уважают, прислушиваются к нашему мнению, ни одно событие в жизни любого населенного пункта не обходится без казаков. Вот сегодня церковь была заполнена не только казаками, но их семьями, детьми. Молодые ребята принимали присягу на верность казачеству, а детишки смотрели на них и понимали, что скоро и они станут казаками. Это главное, для этого все и затевалось 20 лет назад.
Екатерина Пелымская помощник атамана Кавказского отдела ККВ