На заре становления современного казачества на Кубани Николай Александрович присягнул ему и до сегодняшнего дня остается верен данному слову. Сегодня он бессменный председатель совета стариков в Кавказском ХКО, отвечает за работу дружины по охране общественного порядка. Его ценят за доброту и открытость, за бескорыстие, честность и готовность служить интересам православного казачества Кубани и России.
«Казак - родовой, знает свою родословную и историю своего народа. Стремится жить по традициям и обычаям своих предков. Не состоит не в каких тайных и явных организациях. Казак — вольный, знает свое оружие. Отдал долг Родине службой в Армии, воевал казаком, имеет боевые награды. У казака есть своя родовая община и станица. Его все знают и уважают как казака. У него большая семья, которую он содержит. Всегда участвует в казачьих учениях в походах. Любит и дорожит своей Верой Православной. Знает врагов народа своего, Веры и Отечества. Ходит в Церковь, знает молитвы. Форму свою ценит». (Толковый словарь)
Такая короткая, долгая жизнь
Говорят, в России нужно жить долго, чтобы что-нибудь понять в этой жизни. Оглядываясь на пройденный путь длиною почти в 75 лет, Николай Александрович вспоминает все, что происходило с ним и с его страной.
- Первые детские воспоминания, конечно, о хуторе Привольном, где родился, где вырос. Дед еще был живой — он прожил аж 102 года. Крепкий был казак. Мы казацкого роду, самого истинного. По указу Екатерины мои предки были переселены с Украины, с Сумской волости. Да в Привольном и Лосево каждая вторая семья из тех казачьих переселенцев.
Отец мой работал в колхозе трактористом, и у него была бронь от призыва на войну. Но он вступил в Пластуновский полк, который формировался в Пашковской, и с этим полком дошел до Праги. Вернулся домой победителем, с наградами, в казачьей форме - мы им очень гордились! Папа прожил 82 года, а мне сказал: «Сынок, если будет становиться казачество, иди к ним!».
Я был единственным сыном, старшим, после меня еще четверо сестренок — и все тяготы военного детства легли на мои плечи. Помню, как немцы вошли в селение — выбили окна в школе, учеников разогнали, а в школьном дворе лошадей разместили. Работать я начал с 10 лет прицепщиком на тракторе, а в четырнадцать уже сам сел за руль. Самоучкой работал, никаких курсов тогда не было. Первые подарки за ударный труд помню: фуфайку вручили, а через год настоящими ботинками наградили. Что ты, сколько радости было! Отслужил в армии и сразу женился — чтоб не избаловаться, не спиться. С моей дорогой Антониной Павловной прожили мы 50 лет, вырастили детей, всем дали образование, вывели в люди. Восемь внуков и 4 правнука продолжают наш род. Только Антонина уже не порадуется за их успехи, схоронили мы ее после тяжелой болезни. Певунья была — сорок лет в народном хоре пела. Царствие ей небесное.
Доброе семя дает добрый урожай
На заре становления современного казачества на Кубани Николай Александрович присягнул ему и до сегодняшнего дня остается верен данному слову. Его первая должность в ХКО — заместитель атамана по финансам, потом председатель ревизионной комиссии. Сегодня он бессменный председатель совета стариков в Кавказском ХКО, отвечает за работу дружины по охране общественного порядка. Каждую неделю в субботу и воскресенье он на дежурстве в штабе, раньше, когда ноги позволяли, принимал участие в рейдах мобильной группы по выявлению незаконного сбыта наркотических веществ.
Его ценят за доброту и открытость, за бескорыстие, честность и готовность служить интересам православного казачества Кубани и России. За 20 лет верного служения идеям казачества Николай Вошко награжден крестами «За заслуги перед казачеством России» и «За заслуги перед казачеством Кубани», орденом «Отечество» и наградным кинжалом. Личным примером он показывает, как надо жить и работать. Может, поэтому не только его внуки, но и внучки идут в казачество. Екатерине Подкопаевой 19 лет, а она уже лейтенант, работает дознавателем в станице Кавказской, и дед Николай Александрович докладывает ей о том, как прошло дежурство по охране общественного порядка и соблюдению «детского» закона.
О всех своих детях и внуках Николай Александрович говорит с нескрываемой гордостью: «Все хорошие, умные, грамотные. И в семьях у них порядок, и на работе их ценят, уважают. И в любом деле безотказные - и на дежурство по станице вечером, и в школу на мероприятия, и в народный хор или творческий кружок. Да и нам, старикам, всегда подмога».
«Бог не без милости, казак не без счастья»
Это любимая пословица кубанских казаков. Вот и наш герой Николай Александрович Вошко, пройдя долгий жизненный путь со всеми его бедами и победами, с надеждами и разочарованиями, сегодня также уверен в правильности своего выбора. Верит в могущество России, в силу казачества.
«Мы, прежде всего, должны помнить, о том, что мы казаки. Потому что, если мы сами об этом не будем помнить, другие и подавно забудут. Мы должны знать историю своей семьи, насколько это возможно, узнавать как можно больше о самих казаках, об их происхождении, об истории. За годы правления советской власти самый страшный удар, который мы понесли - отрыв от корней. И это общая беда всех русских, не только казаков. Нельзя стать достойным своих предков, не зная историю, обычаи, принципы казаков, потому что в них основы казачьего духа, который дает силы делать серьезные вещи».
На Кубань пришла осень, и на огороде у Николая Александровича уборочная страда в полном разгаре. На заборе толстый кот жмурит глаза от солнца, а птицы среди желтой листвы на деревьях устроили большой базар. Прощаемся у калитки. Рядом с Николаем Александровичем добродушная улыбчивая казачка, как он ласково говорит « бабушка моя» Вера Ивановна. Значит, действительно, и «бог не без милости», и «казак не без счастья».
Екатерина Пелымская, помощник атамана Кавказского отдела ККВ