Потомок запорожских казаков живёт в Ильском. Несмотря на свои годы, Владимир Иванович Миненко выглядит бодро. Ему, потомственному казаку, исполнился 81 год.
Потомок запорожских казаков живёт в Ильском. Несмотря на свои годы, Владимир Иванович Миненко выглядит бодро. Ему, потомственному казаку, исполнился 81 год.
По своим законам
- Наша родовая фамилия - Мынэнко, - рассказывает Владимир Иванович, - Миненко мы стали с приходом советской власти. Семья, в которой родился отец, была очень большая. 13 дядьёв было у меня. И дедов не меньше. Но в 37-м приехали, забрали, и всё – больше их никто не видел. Кто-то из наших в числе 65 казаков был расстрелян в Ильской крепости в 1921 году. Имя его затерялось во времени…
Славные казаки Мынэнко защищали наши крепости от турок, напиравших с моря, дрались с горцами, а в мирное время, как и все, занимались хозяйством, которое, к слову сказать, было великим.
- До революции усадьбы у казаков были большими, - говорит Владимир Иванович. - Как рассказывал мой отец, одного сада у нас было 50 га. Держали английских свиней, лошадей, барашков, птицы много. Зайдёшь в амбар - там колбасы домашние гроздьями висят, бочки с капусткой, огурцами, грибочками, всякой прочей снедью. Ульев было много. И своих работников казаки не обижали: за год работник свой дом «поднимал». Дети с младенчества росли в казачьих традициях. Младенцу в люльку шашку клали, чтоб «принюхивался» к оружию, в три года на лошадь сажали, в пять - в поле выводили, а в десять мальчик мог полностью заменить отца по хозяйству, если тот в отлучке.
Семьи у казаков были человек по тридцать. Все работали, полностью сами себя обслуживали и обеспечивали продовольствием.
Трудные времена для казаков начались с приходом советской власти. Красные забирали все обмундирование, оружие, даже кожухи. Но Мынэнко удалось сохранить родовую саблю, которая верой и правдой служила предкам лет 300, и кинжал, которому уже 200 лет. Свято хранили в семье и веру православную, соблюдали посты, возносили молитвы пред иконами.
Сегодня Владимир Иванович гордится тем, что ему удалось не стать комсомольцем. Несмотря на то, что в школу ездил за тридевять земель на лошади, учился в классе лучше всех, потому особых «напрягов» со вступлением в комсомол не было.
У казака другая кровь
Владимир Миненко начинал работать на ильском кирпичном заводе, получал 650 граммов хлеба на двоих. Жили настолько скудно, что подался Владимир Иванович в нефтяники. Бурил скважины, поднимал отрасль. С большим воодушевлением воспринял времена возрождения казачества на Кубанской земле. Стал одним из самых активных подвижников, за что награждён грамотой атамана Кубанского казачьего войска.
- В 91-м восстановили церковь, - вспоминает Владимир Иванович, - взяли из колхозов старую технику, засеяли поля, вырастили урожай, продали, купили новую технику, вернули колхозам то, что взяли. Защищали людей от произвола, который творился в стране в начале 90-х. Наркоманов гоняли. Помню, окружили дом, где они собирались, да нагайкой по спинам. Лупили так, что кожаные куртки на спинах лопались. Так же «работали» и с алкоголиками. Как-то пригласили нас в Григорьевскую. Там бандиты повадились у работяг зарплату отнимать. Выследили мы таких, да и проучили по-своему. Вся эта шушера нас боялась. На местном уровне решали и национальные конфликты. Как-то пришёл к нам парень, избитый весь. Сказал, чьих рук дело. Мы собрались, да и порубали шашками машины обидчика так, что он и жаловаться никуда не пошёл. Понял, за что.
Сегодня в ильском казачьем обществе около 400 человек. Большинство работающих, но 120 из них всегда «начеку». Недавно приняли в свои ряды ещё 14 урядников.
- У казака другая кровь, другая душа, - говорит Владимир Иванович. - Потому в свои ряды мы принимаем только казаков по роду. Казак – это пахарь и защитник. Сегодня для казаков хорошее время: власть повернулась к нам лицом, пенсии хорошие. Два сына у меня, тоже казаки, живут крепко. Одним словом, жизнью я доволен. А если что случится - вы меня зовите, я научу, как с хулиганьём бороться.
Владимир Иванович не лукавит, предлагая свою помощь. Лихой нрав казака известен всем соседям. На его квартале даже бумажку от конфеты никто на дорогу не бросит. А уж если что посерьёзнее произойдёт, народ знает - Мынэнко всегда придёт на помощь, с нагайкой или без…
г. "Зори" Северского района Краснодарского края
Материал с сайта http://www.media-kuban.ru