Выдающийся ученый И. Зильберштейн назвал работников музеев «одними из последних святых на этой Земле». Ведь дело «собирания древностей» требует от человека не только профессиональных знаний, но прежде всего - бескорыстного служения и отдачи всех душевных, а зачастую и физических сил, не обещая взамен ни славы, ни вознаграждений.
Выдающийся ученый И. Зильберштейн назвал работников музеев «одними из последних святых на этой Земле». Ведь дело «собирания древностей» требует от человека не только профессиональных знаний, но прежде всего - бескорыстного служения и отдачи всех душевных, а зачастую и физических сил, не обещая взамен ни славы, ни вознаграждений.
Именно такими людьми создавалась история Кубанского Войскового этнографического и естественно-исторического музея, за более чем 130-летний период существования превратившегося из небольшого музея при статистическом комитете в главный музей Кубани. Сегодня это Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына.
Трудно начиналась биография музея. У его истоков стоял Евгений Дмитриевич Фелицын - секретарь кубанского областного статистического комитета. Как писал один из его преемников - И.Е. Гладкий, «…будучи большим знатоком истории Кубани и с большим вообще запасом научных знаний по разным отраслям, он отличался также как страстный любитель коллекционер. Всюду и везде, где только встречалась та или иная вещь, имеющая научное или историческое значение, он собирал и любовно хранил при Статистическом комитете и таким образом положил основание Кубанскому музею…».
После перевода Фелицына в Тифлис на короткий период деятельность музея была приостановлена. Возродился музей с назначением секретарем статкомитета В.А. Щербины, тоже большого любителя старины. Именно ему принадлежит первая программа развития музея. Как часто бывает, дело живет, пока есть преданные ему энтузиасты. Так произошло и с детищем Фелицына. Со смертью В.А. Щербины жизнь в музее надолго замерла. Снова обратимся к И.Е. Гладкому: «…Многое в наступившее для музея лихолетье было уничтожено молью, растащено, продано, просто затеряно. В общем, по рассказам, в музее все приняло вид ни для кого и ни для чего ненужного хлама, а самыя комнаты музея вид комнаты Плюшкина, личность которого исполнял сторож, заботившийся только о своем спокойствии».
Новая жизнь музея началась в 1908 г. В этом году был назначен первый официальный заведующий Кубанским Войсковым музеем. Им стал человек чрезвычайно энергичный, известный всей Кубани педагог, журналист, экономист, общественный деятель Кирилл Трофимович Живило. На долю «молодого» заведующего выпала труднейшая задача по приведению в порядок коллекций Е.Д. Фелицына. Он сумел организовать работу по изучению и учету сохранившихся экспонатов и издать первый каталог музейных предметов, что в будущем послужило залогом успешного развития Кубанского музея. К сожалению, широкий диапазон его интересов оставлял для музея мало времени и, увлекшись новым делом – строительством Черноморско-Кубанской железной дороги, по своему прошению 13 декабря 1910 г. Кирилл Трофимович был уволен с должности заведующего музеем.
Найти нового заведующего оказалось непросто. Зарплата ниже, чем у делопроизводителя в областном правлении, а дело очень хлопотное и беспокойное. Пытался помочь в этом вопросе историк Ф.А. Щербина, но безуспешно.
Решился на этот «смелый шаг» отставной войсковой старшина Иван Ефимович Гладкий. Его биография полна ярких страниц, связанных с историей нашего государства и Кубани. Это годы учебы в Ростове-на-Дону и в Ставрополе, военная служба в Закавказье, где у него появился интерес к истории, участие в праздновании 100-летия Войсковых певческого и музыкантского хоров кубанского казачьего войска (он стал автором юбилейного жетона), торжества по случаю 300-летия Дома романовых на Кубани, о чем напоминают документы тех лет, собранные Гладким и поныне хранящиеся в КГИАМЗ. Иван Ефимович пережил тяготы первой мировой и гражданской войн. Личной трагедией для него стало известие о гибели близких ему по духу людей – его помощника Д.Ф. Лапика и известного русского археолога Н.И. Веселовского. В 1920 г. – арест, заключение на 5 месяцев в концлагерь, а спустя четыре года в его судьбу вновь вмешиваются органы ВЧК-ОГПУ. Он вынужден навсегда уйти из музея. С тех пор его след затерялся. Мы не знаем, как сложилась дальнейшая судьба Ивана Ефимовича…
Музей стал главным делом жизни Ивана Ефимовича. Он утверждал, что только «при изучении всего прошлого можно легче избежать ошибок и рассчитывать на успех в будущем». Вся его последующая работа как заведующего и ученого-краеведа, при практической помощи единомышленников, способствовала все возрастающей известности Войскового музея на Кубани и в России как сокровищницы уникальных предметов старины и как просветительского учреждения. Музеем, как утверждал начальник Кубанской области и наказной атаман ККВ М.П. Бабыч «… с гордостью кубанцы могут похвалиться перед всей Россией».
Музейная экспозиция размещалась в здании по улице Рашпилевской, 3, арендованном с 1907 г. у Свято-Михайло-Афонской пустыни. В небольших музейных залах были выставлены специально изготовленные витрины с дарственными коллекциями. Стены украшали портреты малороссийских гетманов и запорожских казаков, старинное оружие и кольчуги воинов. В 1915 г. новый колорит экспозиции придали выполненные в Польше восковые манекены в костюмах различных времен и народов.
Уже в первые годы существования музея была заложена традиция тесного сотрудничества с общественными деятелями, учеными, краеведами. Очень быстро музей стал центром, объединяющим людей, искренне увлеченных изучением родного края. И.Е. Гладкий сумел привлечь к сотрудничеству лучшие научные силы края и России. Велика была роль музея и в общественной жизни края.
Одной из сложнейших проблем культурной жизни Кубани начала века были хищнические археологические раскопки, угрожавшие гибелью многих историко-культурных памятников мирового значения. Областной музей стал инициатором многих мероприятий по их предотвращению. Фактически в это время он становится единственным учреждением Кубани, координирующим изучение археологических памятников. И.Е. Гладкий сам принимал активное участие в раскопках, проводившихся на Кубани Н.И. Веселовским. Так было заложено одно из главнейших и по сей день направлений научной деятельности музея – археологические исследования.
К 1917 г. музейный фонд Войскового этнографического и естественно-исторического музея составил 11 396 предметов. Наиболее значительными стали коллекции, пожертвоваванные К.И. Мазаевым, Г.М. Гречишкиным, семьей Сушковых, Е.А. Маковкиным, В.В. Соколовым, Х.Г. Шапошниковым, А.Ф. Корсуном, вдовой атамана Ейского отдела А.Я. Кухаренко А.И. Кухаренко.
Стабильное развитие музея прервала гражданская война. Бурные политические события и военные столкновения не могли не отразиться на его работе и на сохранности музейных коллекций. Все же музей удалось не только сохранить, но и пополнить новыми экспонатами! Так, осенью 1918 г. И.Е. Гладкий производил археологические раскопки в ст. Новоплатнировской. Собирались и материалы о событиях самой гражданской войны.
В фондах музея сохранились немногочисленные документальные свидетельства того времени. Среди них - записка заведующего музеем И.Е. Гладкого о самовольном изъятии музейных экспонатов красноармейцами, декрет СНК Кубанской Советской республики, подписанный комиссаром по делам просвещения Е. Полуян, о неприкосновенности музейного фонда, документы, связанные с передачей музея летом 1918 г. по решению Советской власти в ведение Совета обследования и изучения Кубанского края. Созданная Советом музейная комиссия фактически не приступила к работе и музей, таким образом, был лишен необходимой поддержки. Смена власти в августе 1918 г. привела к созданию в музее отдела «периода борьбы с большевиками», дабы «дать последующим поколениям возможность знакомиться с тем тяжелым временем», как утверждалось в приказе по Кубанскому казачьему войску от 24 апреля 1919 г. Осенью 1919 г. музей был передан в ведение Ведомства Народного просвещения Кубанского краевого правительства.
В 1920 г. на Кубани устанавливается Советская власть. Сразу же музей испытал на себе влияние новых идеологических установок. Был отстранен от должности заведующий музеем И.Е. Гладкий. На второй план отошла важнейшая музейная работа по сохранению музейных предметов, что обернулось утерей многих уникальных экспонатов. Только возвращение (к сожалению, на короткий период) Гладкого позволило спасти остатки бесценных коллекций.
В 1920-30-е годы музей испытал на себе многочисленные реорганизации и преобразования. Сначала бывший Войсковой музей, картинная галерея им. Ф.А. Коваленко и городской музей наглядных пособий были объединены в один Кубано-Черноморский областной музей (1920-1924 гг.). Фактически это объединение, как и вторая его попытка в 1925-1927 гг., стали неудавшимся экспериментом в развитии музейного дела на Кубани и остались только на бумаге. Слишком различными по характеру и задачам были входившие в него музеи.
С 1922 г. музей вошел в число государственных музеев страны как хранитель коллекций исторического и научного значения. С 1924 г. он получил название Кубанского научного музея. Возглавил его педагог, археолог и краевед А.Ф. Лещенко. Он достойно продолжил дело, начатое его предшественниками – хранение исторической памяти Кубани. Его опыт и знания позволили внести много нового в жизнь Научного музея. Его мечтой было «превратить музей в ценнейший культурный уголок с большой притягательной силой». Благодаря ему в жизни музея появилось много нового: особое внимание уделяется изучению истории адыгейского и украинского населения Кубани, устраиваются различные выставки. Развиваются его связи с краеведческими организациями региона (ОЛИКО, ЛИЭТО и т.д.). Музей вновь активно участвует в археологических раскопках, проводившихся А.С. Башкировым и А.А. Миллером. На страницах научных журналов (в основном украинских), в сборниках краеведческих обществ г. Краснодара и Ростова публиковались статьи А.Ф. Лещенко по материалам музея и результатам исследования археологических памятников. Для изучения музейных коллекций привлекались краеведы и исследователи, преподаватели и студенты кубанских вузов (профессор Г.Г. Григор, ассистент пединститута М.В. Покровский и др.). С 1928 г. в жизни музея активное участие принимает будущий известный кубанский археолог Н.В. Анфимов.
После нескольких лет беспрерывных преобразований первой половины 1930-х годов музей становится Краснодарским историко-краеведческим музеем. На долгие годы музей становится прежде всего идеологическим учреждением, первоочередная задача которого - проведение политики партии. Фонд музея к этому времени составил 40 000 предметов. В основном коллекции пополнялись за счет археологических и палеонтологических экспедиций. В этом большая заслуга директора музея Ф.В. Навозовой и ее заместителя Н.В. Анфимова. По-прежнему в работе музея особое внимание отводилось проблеме охраны памятников далекого прошлого. Сотрудники музея систематически выезжали на места их разрушения. К концу 1930-х годов, несмотря на трудности: неприспособленное помещение, нерегулярное выделение специальных средств и т.п., музей вошел в ряд наиболее известных научно-просветительных учреждений Северо-Западного Кавказа.
Период Великой Отечественной войны в деятельности музея слабо изучен. Известно, что он оказывал помощь фронту изучением природных богатств Кубани и выявлением сырьевых ресурсов. В 1942 г. директор музея С.Е. Иванов перед уходом на фронт вместе с сотрудниками составил списки и сформировал ящики с ценными экспонатами для передачи их в Кировский финансовый отдел г. Краснодара.
Во время фашистской оккупации музей продолжал работать, но документов этого периода сохранилось очень мало. Они свидетельствуют, что в это время в музее работал новый штат сотрудников: директор – А.В. Назаревский, сотрудники – Н.Н. Анфимова и А.И. Кукалева, художник А.А. Федотова-Заботина. Известно, что с археологическими экспонатами работал немецкий профессор Матес, а их зарисовку выполнял сотрудник штаба Розенберга Пишке. 9 октября 1942 г. музейная комиссия составила акт о недостаче предметов, возвращенных из штаба Розенберга.
После освобождения города музей стал одним из первых учреждений культуры, открывших двери для посетителей. Музей сразу включился в работу по сбору материалов. Одновременно продолжались археологические и палеонтологические исследования в ст. Ладожской и на Тамани.
В послевоенное время на материалах музея были подготовлены диссертационные работы: «Кубань в естественно-исторических условиях» (Ф.В. Навозова), «Скифо-сарматская культура Прикубанья» (Н.В. Анфимов), «Партизаны Кубани в Отечественной войне» (Новак П.Н.).
Традиционно Краснодарский краеведческий музей поддерживал тесные связи с различными музеями и научными учреждениями страны. Это Палеонтологический и Государственный Исторический музеи, Институт музейно-краеведческой работы, ИИМК Академии Наук СССР, Карстово-спелеологическая станция АН СССР, Краснодарский пединститут.
В 1951 году Краснодарским книжным издательством была выпущена книга «Краснодарский край». Автор ее – Ф.В. Навозова. В 1960 г. издан первый музейный сборник «Наш край» с вступительной статьей нового директора И.И. Давиденко.
С июля 1961 года музей располагается в одном из красивейших зданий города – бывшем особняке Богарсукова – на улице Гимназической (Ворошилова), 67. Осенью того же года директором музея стала И.В. Шевченко. В этот период создаются экспозиции отделов природы, археологии, истории, частично сохранившиеся и в настоящее время.
Во второй половине 70-х годов в стране возрождается интерес к этнографии. Спасти и сохранить для будущих поколений частицы национальных культур Кубани позволили этнографические экспедиции музея. Каждая из них давала новую информацию и, самое главное, замечательные экспонаты. Например, экспедиция в Приморско-Ахтарский район пополнила музейную коллекцию предметами, позволившими более ярко представить в экспозиции культуру казаков-некрасовцев.
В систематизации палеонтологической коллекции большую роль сыграл знаменитый ученый академик Н.И. Бурчак-Абрамович. По его инициативе регулярно организовывались экспедиции с целью изучения древней природы Кубани; многие находки украшают экспозиции центральных музеев страны. Наш музей и сегодня гордится замечательными экспонатами, позволяющими представить себе давно забытый мир прошлого Земли.
По-прежнему приоритетным направлением в научной деятельности музея оставались археологические исследования. В 1970-1980-е годы наш музей фактически стал координационным центром всех раскопок на Кубани, с привлечением специалистов из Москвы, Ленинграда, ведущих музеев и вузов страны. Результаты их работы вызвал живой интерес всей научной общественности. Одни из наиболее ярких открытий в этой области связаны с именем выдающегося ученого с мировым именем Н.В. Анфимова. Археологические коллекции, собранные им за долгие годы упорного труда, и поныне являются основой музейного фонда. Достойный итог его научной деятельности – книга «Древнее золото Кубани».
В 1977 г. на базе Краснодарского краевого, Анапского и Темрюкского краеведческих музеев, археологических памятников федерального значения «Античный город Горгиппия» в Анапе и городища «Гермонасса-Тмутаракань» в станице Тамань создается Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник. Позже в его состав вошли музей семьи Степановых в Тимашевске, Литературный музей М.Ю. Лермонтова и археологический музей в станице Тамань, Литературный музей Кубани.
Вся эта большая работа была бы невозможной без таких преданных своему делу людей, как Л.А.Булава, К.Е. Волкова, Е.И. Приходько, Е.Н. Кирьян, Л.Н. Дубикова, В.Н. Каминского (к сожалению, уже ушедших из жизни), А.Ф. Ачкасова, В.А. Гаранина, Т.С. Середа, Л.Ф. Пустынникова, В.А. Цыганкова, Н.А. Корсакова, Н.Н. Суворова и многие другие.
Несмотря на все проблемы нашего непростого времени, в музее открываются новые выставки, пополняются коллекции, ведется большая научно-просветительная работа. Благодаря выставкам в Японии, Колумбии, Швейцарии, Югославии и других странах о бесценных находках кубанских археологов узнал весь мир.
Тайны подводного мира Черного моря приоткрываются благодаря находкам одной из немногих подводных археологических экспедиций в России, руководит которой один из ведущих археологов музея А.В. Кондрашев. Открытия подводных археологов позволили внести существенные коррективы в историю края.
В лапидарии музея хранится одна из лучших в мире коллекций половецких изваяний. Ее хранитель, старший научный сотрудник Ю.В. Зеленский, единственный исследователь истории половцев на Северо-Западном Кавказе.
Трепетное отношение вызывает коллекция документов Войскового музея, позволившая прочитать многие страницы истории музея и в целом общественной жизни Кубани конца 19-начала 20 веков. Так, с первых лет существования музея ведет свою историю фонд редкой книги; многие книги здесь – с дарственными надписями ученых и краеведов Кубани – П.П. Короленко, Н.И. Веселовского, Б.М. Городецкого, В.С. Шамрая и других.
Сегодня музей – многоплановое научно-исследовательское учреждение. Исследования сотрудников музея публикуются в различных научных изданиях Кубани, России и за рубежом. Вклад Б.Е. Фролова и Е.А. Хачатуровой в развитие кубановедения был отмечен присуждением им краевой премии в области науки и культуры имени К.В. Россинского. Велика роль музея в деле формирования у народа национального самосознания и воспитания любви и бережного отношения к историческому наследию и понимая исторической связи прошлого с настоящим и будущим.
По-прежнему жизненно важной задачей для музея остается сохранение и приумножение бесценных сокровищ, собранных многими поколениями энтузиастов музейного дела. Слова заведующего музеем И.Е. Гладкого: «Все мы сойдем с арены жизни, а здесь, в музее, должны остаться дела рук и разума нашего, достойные для передачи будущим поколениям» воспринимаются нынешним поколением музейных сотрудников как духовное завещание.
Материал с сайта Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына http://www.museum-felicina.ru