Не каждому посчастливится еще при жизни дать свою фамилию улице и парку, а потом заботиться о них. Эта удача выпала на долю сорокалетнего казака, дворянина, коллежского асессора Гавриила Степановича Чистякова.
О.Г. Садковская,
научный сотрудник отдела этнографии
Краснодарского государственного
историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына
Не каждому посчастливится еще при жизни дать свою фамилию улице и парку, а потом заботиться о них. Эта удача выпала на долю сорокалетнего казака, дворянина, коллежского асессора Гавриила Степановича Чистякова (25 марта 1867 г. – ?). Все даты даны по старому стилю.
Он, единственный сын генерал-майора Степана Ефремовича Чистякова (дворянина с 1876 г.), назначенного атаманом Екатеринодарского отдела в конце 80-х годов XIX в., прибывает в Екатеринодар в возрасте 25 лет. После окончания полного курса наук в Императорском Харьковском университете с дипломом 2-й степени Г.С. Чистяков зачислен со 2-го июля 1892 г. постановлением старшего председателя Тифлисской судебной палаты в список младших кандидатов по судебной должности при Екатеринодарском окружном суде. С собой он привез двух дорогих ему женщин православного вероисповедания – жену (дочь титулярного советника Платонова) Ольгу Михайловну и дочь Ольгу Гавриловну (родившуюся 30 июня 1891 г.).
На протяжении 20 лет Г.С. Чистяков постоянно участвует в выборах гласных в Екатеринодарскую городскую думу. Впервые мы встречаем его в списке избирателей за 1897 г. под № 1002. В 1901, 1905 г. – коллежский асессор, городской голова, 1 ч., Рашпилевская – Соборная, д. № 35/33, оценка имущества 16 000 р. (17 160 р.); в 1908, 1912 г. – титулярный советник, Рашпилевская и Соборная, 35/33 – 17 800 р.; в 1912, 1916 г. – дворянин, угол Рашпилевской и Соборной 35/33, 34 800 р. [1].
23 октября 1899 г. Г.С. Чистяков избран гласными членом управы (заступающим место городского головы) (24:11), с жалованием 2500 рублей в месяц [2]. Он должен был наблюдать и распоряжаться: «А) По заведыванию бухгалтериею и казначейством Городской Управы. Б) По наблюдению за своевременным и безнедоимочным вступлением всех статей приходной сметы. В) Принять меры к понудительному взысканию недоимок. Г) По оценке недвижимых имуществ, как для сборов в доход города, так и по другим случаям. Д) По сдаче в аренду и заведыванию городскими оброчными статьями. Е) По устройству и заведыванию ярмарками. Ж) По выдаче документов на право торговли и промыслов. З) По своевременному взысканию и сдаче в казначейство всех казенных сборов. И) По выдаче данных и купчих на недвижимые имущества. К) По выдаче удостоверений об оценке недвижимых имуществ по разным случаям. Л) По штрафам и взысканиям в пользу города. М) По выдаче разрешений на содержание заведений трактирного промысла. Н) По заведыванию делами торговой депутации. О) По выдаче разрешённых пенсий, пособий, стипендий и наград» [3].
После смерти 5-го городского головы В.С. Климова, с 19 марта 1900 г., Г.С. Чистяков становится 6-м городским головой Екатеринодара (в возрасте 33 лет). Его обязанности изменяются. «Кроме надзора за правильным ходом Городского управления вообще и каждого городского учреждения в особенности, относится ближайшее наблюдение и распоряжение по следующим делам: А) Об избрании городских гласных и всех должностных лиц, замещение коих предоставлено Городской думой. Б) По делам, подлежащим рассмотрению и решению Городской думы. В) По искам и ответам на суде по имущественным делам города. Г) По Городскому банку. Д) По народному образованию и учебным заведеньям. Е) По попечению о народном здравии и призрении. Ж) По принятию пожертвований в города пользу» [4].
Как же на карте города Екатеринодара появилась эта фамилия – Чистяков?
16 декабря 1898 г. на собрании учителей и попечителей екатеринодарских учебных заведений было принято решение о введении для учащихся Кубанской учительской семинарии, городских шестиклассного и начальных училищ праздника древонасаждения. Для его проведения необходима была земля, и собрание обратилось в Екатеринодарскую городскую управу с этой просьбой. Поиском места для городской рощи занималась садово-театральная комиссия, возглавляемая городским головой.
6 ноября 1900 г. на заседании Екатеринодарской городской думы зачитан протокол ее заседания от 22 октября 1900 г. В нём говорилось, что комиссия наметила место под рощу на выгоне, с северной стороны города, находящееся на бугре, между дорогами Титаровской и Динской. Оно должно будет, служа местом для праздника древонасаждения, дать в будущем городу хороший строевой лес и сделаться загородным парком для жителей города, так как в войсковой лес Круглик доступ запрещён, а городская роща Панский Кут слишком отдалена от города и находится в нездоровой местности.
В будущем сюда будет пущен трамвай. Площадь для рощи было решено выделить в размере 30 десятин, разбив её на правильные участки и аллеи, обсадив их декоративными деревьями. Засаживать её предполагалось по 5 десятин в год. В дополнение к протоколу Г.С. Чистяков заявил, что в городе давно следовало бы устроить рощу, так как соседи обогнали Екатеринодар, в Ростове и Таганроге уже приступили к насаждению рощ. Для этого необходимо использовать даровой труд воспитанников училищ в проведении праздника древонасаждения и бескорыстную помощь лесничего И.А. Шумилина и садовника семинарии Г.П. Беляева.
Расход на устройство рощи незначителен, потому что лет через десять доход от прореживания одной десятины может составить до 40 рублей. Гласный С.М. Невзоров высказал сомнения в правильности выбранного места и заниженности сметы расходов на посадку рощи. Его мнение поддержал гласный А.Р. Яловый, добавивший, что говорить о доходе с будущего леса рано, а цель – устроить рощу только для прогулок – неоправданна для города, у которого масса насущных нужд и очень скудные средства. Им возразил гласный Скидан, обратив внимание собрания на воспитательное значение праздника древонасаждения. А гласный К.Т. Живило указал на то, что при составлении сметы положен опыт казённых лесничеств. В результате голосования (32:1), городская дума, одобрила изложенный в докладе управы проект насаждения городской рощи [5].
Весной 1901 г. в Екатеринодаре прошёл первый праздник древонасаждения, положивший начало закладки городской рощи.
В 1905 г. прошли выборы в 9-ю Екатеринодарскую городскую думу, и Гавриила Степановича вновь утвердили в должности городского головы. Летом 1907 г. Г.С. Чистяков подал прошение об отставке Начальнику Кубанской области (по состоянию ухудшившегося здоровья). В ноябре прошение было удовлетворено. Однако он не собирался отказываться от звания гласного думы. Его привлекала деятельность на благо города в составе садово-театральной комиссии, в которую он был избран (22:7) 12 декабря 1907 г. [6].
На этом же заседании было зачитано заявление 14 гласных городской думы с просьбой именовать городскую рощу «Чистяковской». А гласный Т.Т. Сидоренко предложил назвать Чистяковской дамбу через Карасун, устроенную близ сада Тротнера (1896 г.) по инициативе и настоянию Г.С. Чистякова. Это предложение вызвало бурную дискуссию между собравшимися. Гласный М.И. Лавриненко посчитал, что роща создана всем городом, поэтому Чистяковской её называть не следует, а можно назвать так одну из аллей рощи.
«Мы хотим увековечить память Чистякова наименованием рощи, – сказал К.Г. Богинский. – Лучше было бы наименовать Чистяковским городской 1 ½ миллиона долг. Это была бы хорошая память, об уплате этого долга, будут знать, кому они обязаны этим долгом» [7]. Ему возразили новый городской голова И.Н. Дицман, гласные С.С. Бейм, В.И. Яновский, указав на то, что займы пошли на устройство городских предприятий, школьных зданий, электрической станции, водопровода и прочих предприятий.
Общее мнение выразил гласный С.С. Бейм: «Честь тому городскому голове, который умеет идти на встречу культурным потребностям населения и удовлетворять эти потребности» [8]. В итоге голосования решили: наименовать Чистяковской городскую рощу (26:2), с выражением благодарности лесному ревизору И.А. Шумилину, заведующему Кугойским лесничеством, за труды по её созданию, и дамбу через Карасун у сада Тротнера (единогласно).
22 сентября 1910 г. садовая комиссия попросила думу высказать свои взгляды на дальнейшую эксплуатацию городской рощи, так как она открывалась для всеобщего посещения жителями, а к южным воротам был пущен трамвай. Центральной, в обсуждении этого вопроса, стала речь члена садово-театральной комиссии Г.С. Чистякова. Он высказался за дальнейшее увеличение площади рощи и устройстве её «наподобие заграничных парков, с особой широкой аллеей для езды в экипажах, с аллеей для велосипедистов, прудом, площадками для игр и т.д. Буфетов с продажей спиртных напитков разрешать не следует. Можно разрешить продажу прохладительных напитков в киосках и затем небольшую пивную с продажей пива кружками, причём последнюю можно сдать какому-нибудь солидному предпринимателю, заводчику, во избежание возможности тайной продажи спиртных напитков» [9].
22 декабря 1910 г. городская дума (24:12) разрешила продажу пива в буфете Чистяковской рощи только в кружках, определив ей, таким образом, безалкогольный статус [10].
В начале марта 1920 г. Г.С. Чистяков эмигрирует, а след его теряется. В декабре 1920 г. Екатеринодар становится Краснодаром. Ещё несколько лет фамилия Чистяков остаётся на карте города. Но в 1923 г. постановлением Кубано-Черноморского областного исполнительного комитета № 212 от 24 мая: «В ознаменование четвёртого первомайского празднества на Кубани и в память светлых часов, проведённых Краснодарским Пролетариатом в этот день в городской роще (бывш. Чистякова), наименовать Краснодарскую Городскую Рощу, бывш. Чистякова – ПЕРВОМАЙСКАЯ РОЩА» [11].
Так наш город потерял на своей карте имя одного из своих замечательных жителей. Вернулось оно в 2005 г. На первом этаже нового многоэтажного здания, находящегося на углу улиц Московской и Зиповской (бывшая северо-восточная окраина питомника Долгова, граничащая с Чистяковской рощей), был открыт ресторан, носящий имя городского головы, – «Торговый дом Чистяков».
Источники
1. ГАКК (Государственный архив Краснодарского края). Ф. Р-1547. Оп. 1. Д. 45, ч. 1, 2. С. 75, 200, 222, 257, 341, 383.
2. Журнал Екатеринодарской городской думы (далее – ЖЕГД) 1899. № 15 от 23 октября. П. 7. С. 8.
3. Доклад Екатеринодарской городской управы (далее – ДЕГУ) 1899. № 10. П. 3. С. 21.
4. Там же. С. 20.
5. ЖЕГД 1900, № 13 от 6 ноября. П. 4. С. 8–11; ДЕГУ 1900. № 6, ноябрь. С. 7–10.
6. ЖЕГД 1907. № 36 от 12 декабря. П. 3. С. 3.
7. ЖЕГД 1907. № 36 от 12 декабря. П. 4. С. 4.
8. Там же. С. 4.
9. ЖЕГД 1910. № 22 от 22 сентября. П. 4. С. 9.
10. Безалкогольный статус Чистяковской рощи // Третьи Кубанские литературно-исторические чтения. – Краснодар, 2001. – С. 216–219.
11. Действия и распоряжения Советской власти // Приложение к № 116 (923) газете «Красное Знамя» от 31 мая 1923 года.
Конференция «Ф.А.Щербина, казачество и народы Северного Кавказа в исторической ретроспективе», 2007 год, декабрь, г. Краснодар
Фото: http://www.krd.ru