В 2004 г. исполнилось 150 лет со дня рождения и 90 лет со дня смерти кубанского казака, общественного деятеля Кирилла Трофимовича Живило (30 января (11 февраля) 1854 года – (13) 26 ноября 1914 года). Кубанские исследователи в своих статьях широко раскрывают его деятельность как учителя, исследователя-практика, экспозиционера в области промышленности и сельского хозяйства, корреспондента, редактора журнала, первого освобожденного директора Кубанского войскового этнографического и естественно-исторического музея, инициатора создания Черноморско-Кубанской железной дороги. Однако ими слабо раскрыта его деятельность в Екатеринодарской городской думе – как гласного двух созывов (1897–1901; 1901–1905 гг.). Цель статьи – показать работу и ее результаты гласного К. Т. Живило в должности члена Садово-театральной комиссии первых лет ее существования (1897–1901 гг.).
О. Г. Садковская,
научный сотрудник
Краснодарского государственного
историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына
В 2004 г. исполнилось 150 лет со дня рождения и 90 лет со дня смерти кубанского казака, общественного деятеля Кирилла Трофимовича Живило (30 января (11 февраля) 1854 года – (13) 26 ноября 1914 года). Кубанские исследователи в своих статьях широко раскрывают его деятельность как учителя, исследователя-практика, экспозиционера в области промышленности и сельского хозяйства, корреспондента, редактора журнала, первого освобожденного директора Кубанского войскового этнографического и естественно-исторического музея, инициатора создания Черноморско-Кубанской железной дороги.
Однако ими слабо раскрыта его деятельность в Екатеринодарской городской думе – как гласного двух созывов (1897–1901; 1901–1905 гг.). Цель статьи – показать работу и ее результаты гласного К. Т. Живило в должности члена Садово-театральной комиссии первых лет ее существования (1897–1901 гг.).
В начале 90-х годов ХIХ в. 36-летний К. Т. Живило бросает успешную учительскую карьеру в станице Расшеватской и переезжает в Екатеринодар. Устраивается работать в войсковую канцелярию, затем в Кубанское областное правление и статистический комитет. Он занимается общественной деятельностью, которая сделала его известным в городе и области.
В 1892 г. К. Т. Живило стал секретарем Кубанского экономического общества. Под его руководством общество открывает бюро по выдаче справок и рекомендаций по всем отраслям сельского хозяйства, выписке и продаже семян (1893 г.), проводит ряд сельскохозяйственных выставок, рассказывающих о достижениях в области садоводства, плодоводства, виноградарства, виноделия (1893 г.), домашнего животноводства (1895 г.) [1].
В середине 90-х гг. ХIХ в. Кирилл Трофимович приобрел дом в Екатеринодаре по улице Крепостной, 22, получив, таким образом, избирательное право в городе. Им он воспользовался в 1897 г. В списках избирателей в Екатеринодарскую городскую думу он был зарегистрирован под № 296 [2]. Эти выборы явились для К. Т. Живило началом нового вида его общественной деятельности. Он сам был избран гласным в состав Екатеринодарской городской думы 7 созыва (1897–1901 гг.) и вошел в состав ревизионной комиссии.
1 (12) мая 1898 г. Екатеринодарский городской сад и летний театр возвращались городской думе, после окончания контракта с арендатором Бадюло. Чтобы взять их под свой контроль, 1 (12) декабря 1897 г. дума учредила садово-театральную комиссию [3]. Помня о познаниях Кирилла Трофимовича в области сельского хозяйства, гласные выбрали его в ее состав. Из-за этого К. Т. Живило вынужден был выйти из состава ревизионной комиссии.
Помимо него в состав садово-театральной комиссии вошли братья Иван Григорьевич и Яков Григорьевич Семенцовы. Председательствовал городской голова Василий Семенович Климов, а с марта 1900 г. – Гаврила Степанович Чистяков. Уже 4 (16) декабря 1897 г. комиссия рассмотрела вопрос о необходимых затратах на благоустройство сада и театра. Городская управа составила смету на 1898 г. Сумма 1145 рубля включала в себя: заработную плату садовника (300), четырех рабочих (360), покупку инвентаря (235), саженцев (150), устройство и окраску скамеек (100) [4].
7 (19) февраля 1898 г. было решено, что деньги, полученные с устроенных комиссией платных гуляний, пойдут на наем оркестра музыки [5]. В этом году на них был нанят войсковой оркестр.
С этого времени на протяжении 20 лет в Екатеринодарском городском саду звучал оркестр, нанимаемый садово-театральной комиссией. Часть денег из бюджета выделяла дума, а остальные доплачивали спонсоры.
Приняв на свой баланс летний театр, Екатеринодарская городская дума решила произвести в нем капитальный ремонт и выделила для этого на 1899 г. 2700 рублей. Их оказалось недостаточно. Только на приобретение материала для ремонта помещения пришлось израсходовать 3300 рублей. На благоустройство ограды части сада, запасное освещение театра было израсходовано больше денег, чем запланировали. Вне составленной сметы был меблирован домик из 8 комнат, перенесенный в сад с городского места.
Перерасходы вызвали недовольство членов ревизионной комиссии, поэтому вопрос обсуждался на заседании екатеринодарской городской думы 19 июня (1 июля) 1899 г. [6]. К. Т. Живило напомнил присутствующим, в каком запущенном состоянии был принят сад в ведение садово-театральной комиссии. Он отметил, что комиссия значительно увеличила стоимость сооружений в саду не только на городские средства, но и благодаря пожертвованию частных лиц. Что касается перерасходов по сооружениям, то они были неизбежны. Он привел пример относительно предложения исправить киоски для касс. Практически, их пришлось выстроить заново. Не удалось бесплатно перенести на другое место эстраду для музыкантов. Она оказалась такой ветхой, что при переноске разрушилась. Пришлось строить новую.
Его поддержал председатель садово-театральной комиссии городской голова В. С. Климов, заявивший, что тщательно составленные сметы не гарантированы от перерасходов, так как дума всячески стремится их урезать, а также возможны непредвиденные случайности.
Дума единогласно постановила: предложить комиссии, заведующей садом, воздерживаться от перерасходов сметных назначений. На этом все и закончилось.
После окончания ремонта здание летнего театра со всеми его подсобными постройками было сдано в аренду антрепренеру Новочеркасского зимнего театра Семену Ивановичу Крылову 11 (23) декабря 1899 г. сроком на 3 года для устройства в нем драматических, опереточных и оперных представлений [7]. Его деятельность понравились городской думе. На ее заседание 3 (16) июня 1900 г. ему была объявлена благодарность от имени городского общества за его участливое отношение к учащимся Екатеринодара, которые, благодаря ему, получили возможность разумного, воспитательного и приятного развлечения. Отмечалось, что доход города от театра, по сравнению с прошлым годом, возрос с 8563 до 11555 рублей, с меньшими ценами за места [8].
За время работы садово-театральной комиссии (1897–1901 гг.) в городском саду, помимо буфетов в зданиях летнего театра, клубах Первого и Второго общественных собраний были открыты и сдавались в аренду: летний буфет (1899 г.), пивная (1900 г.), две шашлычные (1900 г.). Здесь же в 1901 г. для екатеринодарцев, любителей велосипедной езды, был построен специальный павильон, а на детской площадке появилась руководительница детских игр [9].
Территория сада благоустроилась. Расчищены свалки, насыпана горка, изображающая Эльбрус. На месте зарослей построили велотрек. Появились новые аллеи, на которых установили ларьки для торговли, статуи Венеры Мидийской, Венеры Милосской, Фавна, бюст Пушкина… Вместимость сада увеличилось с 1500 до 5000 посетителей в день.
С декабря 1900 г. к центральным северным воротам городского сада был пущен первый в городе электрический трамвай. Здесь проходили народные гулянья. Городской сад стал излюбленным местом отдыха екатеринодарцев и гостей города.
В 1901 г. прошли новые выборы в Екатеринодарскую городскую думу 1901–1905 годов. К. Т. Живило, снова был избран гласным. Он составил объемный отчет о работе садово-театральной комиссии за 1897–1901 гг. и собирался представить его на обсуждение в городскую думу 11 (24) января 1902 г. Но отчет не успели отпечатать в типографии к данной дате, его рассмотрение отложили.
19 января (1 февраля) 1903 г. К. Т. Живило находился на очередном заседании Кубанского экономического общества. А в это время екатеринодарская городская дума решила вне программы проанализировать отчет садово-театральной комиссии. Больше всех критике подверглась работа Кирилла Трофимовича. Гласные Скидан, Мордмиллович, Невзоров, Апостолов обвинили его в слишком большой свободе действий в распоряжении денежными суммами и коммерческой частью. Они были против насыпанной горки, установленных "неприличных" статуй, уничтожении части растений на аллеях сада, заведении диких коз, устройстве неблагочестивых гуляний… У них вызвало подозрение пожертвование екатеринодарцев в пользу комиссии [10].
На следующем заседании городской думы 26 января (8 февраля) 1902 гг. К. Т. Живило попросил дать ему слово для объяснения и оправдания. "Мною руководит чисто нравственное чувство, которое остается неудовлетворенным в виду таких обвинений, давших основание Думе осудить меня в мое отсутствие, без объяснения, которого не лишает закон последнего преступника. Управа не откажет предложить мне опросы, на которые я дам пред Думою ответы" [11]. Он убедительно ответил на все обвинения гласных, но комиссия не приняла никакого решения по его выступлению. Выборы в садово-театральную комиссию были признаны недействительными. Они прошли вновь 27 апреля (10 мая) 1902 г. В ее состав вошли братья Семенцовы, Г. А. Ерошов, М. П. Данилов, Н. Н. Канивецкий, а К. Т. Живило был снова забаллотирован [12].
Несмотря на критику гласных, деятельность Кирилла Трофимовича Живило в садово-театральной комиссии, первых лет ее существования (1897–1901 гг.), необходимо считать положительной и плодотворной. 2 (15) марта 1902 г., проанализировав работу первого состава комиссии, городская дума приняла "Инструкцию садово-театральной исполнительной комиссии" [13]. Благодаря ей, последующие ее члены получили четкую программу работы. Неуемная фантазия, энергия, коммерческая жилка К. Т. Живило превратили городской сад в излюбленное место отдыха екатеринодарцев. Люди разных возрастов, социальных слоев и интересов могли еще много лет находить в нем себе занятия и хорошо отдыхать.
Список использованных источников
1. Летопись. Екатеринодар – Краснодар 200 лет. – Краснодар, 1993. – С. 180, 190, 204.
2. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). – Ф. 1547. – Оп. 1. – Д. 45. – Л. 192.
3. ГАКК. – Ф. 1547. – Оп. 1. – Д. 150. – Л. 13.
4. Журнал Екатеринодарской городской управы. – 1898. – № 2. – Февраль. – П. 11. – С. 30–31.
5. ГАКК. – Ф. 1547. – Оп. 1. – Д. 150. – Л. 15.
6. Журнал Екатеринодарской городской думы. – 1899. – № 9. – 19 июня. – П. 12. – С. 25–30.
7. То же. – 1899. – № 18. – 11 декабря. – П. 11. –С. 9–10.
8. То же. – 1900. – № 9. – 3 июня. – П. 30. – С. 55–56.
9. ГАКК. – Ф. 1547. – Оп. 1. – Д. 150. – Л. 18–21.
10. Журнал Екатеринодарской городской думы. – 1902. – № 1. – 19 января. – П. 11. – С. 23–30.
11. То же. – 1902. – № 2. – 26 января. – П. 10 – С. 16.
12. То же. – 1902. – № 8 – 27 апреля – П. 8. – С. 7; П. 9 – С. 8.
13. То же. – 1902. – № 5. – 2 марта. – П. 2. – С. 3.
Конференция «Научно-творческое наследие Ф.А.Щербины и современность», 2005 г., Краснодар
Фото: http://www.gipanis.ru