Этого дня кубанские казаки ждали не меньше, чем возвращения регалий войска. Получить благословение чешского духовенства на перезахоронение Федора Щербины оказалось непросто. Но такова была последняя воля великого кубанского сына, и казаки дали слово исполнить ее. И слово свое, слава Богу, сдержали. Вместе с представителями администрации края, Кубанского казачьего войска, духовенства, историками в составе кубанской делегации в Праге побывала фотокорреспондент «Кубанских новостей» Анна Бурлакова.
Чехия провожала Щербину слезами дождя
Ранним утром пятницы, 12 сентября, в православном храме на Ольшанском кладбище Праги как обычно началось богослужение. Но в этот день славословиям на чешском языке вторили молитвы на русском. Вместе с батюшками и прихожанами храма Успения Пресвятой Богородицы благословения Божьего просили кубанцы. Те, что прибыли сюда, чтобы исполнить последнюю волю всеказачьего дида — так при жизни называли нашего знаменитого земляка Федора Щербину — забрать его останки и придать родной земле.
В храме — много детей, которых молодые мамы держат на руках. Малыши любопытно вертят головами, прислушиваясь к тихой незнакомой речи, жмурятся от света камеры и вспышек фотоаппарата и улыбаются незнакомым, но таким светлым и торжественным лицам, ведь этого дня кубанские казаки ждали так долго. Диалог о передаче останков Щербины с переменным успехом
длился несколько лет, как и вопрос возвращения на родину регалий Кубанского казачьего войска, в спасении и сохранении которых Федор Андреевич принимал самое непосредственное участие. Светские и духовные власти Кубани не раз встречались с чешскими. И только после участия в переговорах губернатора Краснодарского края Александра Ткачева и патриарха Московского и всея Руси Алексия II наконец удалось достичь понимания и получить благословение митрополита Христофора, предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии, на перезахоронение летописца кубанского казачества.
Служба подходит к концу, и митрополит вместе с настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы отцом Сергием и другими священнослужителями спускаются в нижний придел храма. За ними под свод арки проходят члены кубанской делегации и работники Ольшанского кладбища. Здесь, в крипте, погребены немногие, самые уважаемые люди. Вот и табличка с надписью «Кубанский казак профессор Федор Андреевич Щербина. 25.02.1849 — 28.10.1936. Статистик и историк». На ней же выбита поэтическая метафора Тараса Шевченко: «Вщерть добром налите серце ввiк не прохолоне » — «До краев добром налитое сердце вовек не остынет». Гроб осторожно вынимают из склепа, снимают крышку. Его тут же окутывает легкое облако ладана. Под звуки молитвы начинается путь Щербины домой. Так он хотел, говоря, что нельзя умирать казаку за границей, и завещая, что если уж так распорядится Господь и не вернуться ему на родину живым, так хоть после смерти обрести покой там, где он был и мыслями, и сердцем, и душой. Это обещали его соотечественники в день похорон, кладя на его грудь землю с берегов Кубани. И вот спустя 72 года настало время этим словам сбыться. Останки Федора Щербины перекладывают в новый гроб, туда же опускают две шкатулки с личными вещами историка. — Вот и все. Теперь можно отправлять в последний путь — на родную землю. Это большое событие как для вашего края, так и для нашего храма, — говорит его настоятель отец Сергий.
В понедельник в этом же храме прошла прощальная служба. Как в осенний понедельник далекого 1936 года, 15 сентября 2008-го плачет небо и двери православного храма открыты с раннего утра. Тогда черный катафалк был прикрыт сине-малиновожелтым вольноказачьим флагом. Теперь рядом с гробом стоит почетный караул казаков возрожденного войска кубанского. Тогда гроб выносили к могиле, которая была за храмом, на главной аллее, возле могилы старого приятеля Федора Андреевича — писателя, запорожского потомка, казака Василия Ивановича Немировича-Данченко, возле сотен иных могил эмигрантских — сербских, болгарских и иных православных. Сегодня гроб доставят к трапу самолета, чтобы перезахоронить в Краснодаре, у СвятоТроицкого храма.
— Будем молиться, чтобы Господь нашу родину и родину нашего брата Андрея Федоровича сохранял, — говорит митрополит Христофор. Когда гроб с останками Щербины выносили из пражского храма, кто-то из участников кубанской делегации взглянул на небо: — Смотрите, прямо над нами — крест.
— Это добрый знак, — улыбнулся отец Сергий, — ну, слава Богу!
Материал подготовила Елена Рыжкова
Фото Анны Бурлаковой
На фото:
Здесь, в Праге, уроженец станицы Новодеревянковской Федор Андреевич Щербина провел последние годы своей жизни, мечтая о возвращении на родину.
Митрополит Христофор, предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии, не просто дал благословение на перезахоронение Щербины, но и участвовал в эксгумации, проводил поминальную службу.
Это кладбище в Праге называют русским. И мы действительно увидели здесь много могил выходцев с Кубани, казаков. Да и сам храм Успения Пресвятой Богородицы построен усилиями русских и, в том числе, кубанских эмигрантов.
Спустя 72 года останки Федора Щербины выносят из этой церкви, чтобы отправить их на родину историка – Кубань. Это стало значимым событием для всех православных Чехии.
Кубанский казачий вестник № 37// г. «Кубанские новости» 20.09.08 г.