Чтобы по достоинству оценить экономическую сторону творчества Ф. А. Щербины, обратим внимание на объективные процессы развития материальных и социальных условий жизни людей, историческую тенденцию их развития – и отражение в творчестве нашего выдающегося соотечественника.
М. И. Лукомец,
доктор экономических наук, профессор кафедры
экономической теории
Кубанского государственного аграрного университета
Чтобы по достоинству оценить экономическую сторону творчества Ф. А. Щербины, обратим внимание на объективные процессы развития материальных и социальных условий жизни людей, историческую тенденцию их развития – и отражение в творчестве нашего выдающегося соотечественника.
У славян, как и у других народов, исконной формой организации народной жизни, формой организации земельной собственности как экономической основы этой жизни, землепользования, власти, суда, исполнения наказаний, церкви служила община. Тем не менее, уже в период Киевской Руси, Х–ХII вв., под воздействием общественного разделения труда противоречия в общине нарастали. Выделяются "лучшие люди" с претензиями на общинные земли. Возникает частное землевладение – княжеское и боярское, которое в удельный период, ХII–ХVI вв., полностью торжествует над общинным – община оказалась на господской земле на положении землепользователя.
Основные этапы развития частного землевладения: ХII–XVI вв. – княжеское и боярское; XVI–XIX вв. – расширение частного землевладения за счет поместного; середина XIX–начало XX вв. – крестьянская реформа и первые шаги реформаторов на пути разрушения общинного и перевода его в частное землевладение.
Тенденция развития общинного землевладения к частному – процесс объективный и закономерный. Она обусловлена действием экономических факторов: общественным разделением труда и накоплением материальных сил. На этой почве возникают разделение экономических интересов общины и личности, усиление противоречий между ними, которые перерастают в борьбу между общинным землевладением и частным (княжеским и боярским). Происходит неуклонное усиление частного землевладения за счет общинного – ввиду экономических и политических преимуществ первого над вторым.
Годы жизни и творчества Ф. А. Щербины совпали с периодом трансформации феодально-крепостнической системы землевладения в России в рыночную, капиталистическую систему. Начало этому периоду положено земельно-крестьянской реформой 1861 г.
Вопреки сложившейся в советский период негативной оценке реформы 1861 г. ее основные положения, определявшие условия перехода земли от одного класса к другому, соответствовали объективной исторической тенденции развития, поэтому отвечали интересам обоих классов, как помещиков, так и крестьян. Это – отмена крепостного права и провозглашение личной свободы для крестьян, уважение прав собственности помещика на землю, добровольность выкупа крестьянином земли у помещика, возмездность (земля, полученная помещиком за годы службы от верховной власти, не просто уступалась крестьянам, а за выкуп), постепенность выкупа, финансовая поддержка крестьян со стороны государства.
Однако реформа, освободив крестьян от личной и имущественной зависимости от помещика, не сделала их равноправными гражданами, а передала в руки общины для упрощения взыскания повинностей и выкупных платежей. Перешедший на выкуп крестьянин хотя и становился формально собственником земли, реально таковым не являлся, поскольку входил со своей землей в общину, а она имела над ним власть.
Сохранение общины – несомненно, темная страница реформы 1861 г. Волнения крестьян в 1905–1907 гг. заставили верховную власть изменить свое отношение к крестьянской общине. Указ от 9 ноября 1906 г. был направлен на разрушение общины и введение частной собственности на надельные крестьянские земли. С обнародованием Указа началась реализация в жизнь столыпинской аграрной реформы, рассчитанной на 20 лет.
Причины формирования устойчивых казачьих сообществ в России, начиная с XV в., были обусловлены нарастающими внутренними и внешними противоречиями государственного и экономического развития страны. С одной стороны - создание централизованного государства, введение поместной системы, на ее основе – усиление крепостного права, земельное утеснение из-за скученности под давлением кочевников с юга основной массы населения в северо-восточной части страны, отличающейся относительно суровым климатом. С другой – расширение государственной территории за счет более благоприятных в климатическом отношении и свободных для колонизации земель "дикого поля" на юге и юго-востоке страны.
В казачьей общине происходили те же объективные внутренние процессы, что и в крестьянской. Запорожская казачья община, не имея своей государственности, не могла закрепить свои земли в собственность на законном основании; она занимала их на правах пользования. Земли было много, людей – мало, поэтому правило "свободной заимки" устраивало всех; каждый член общины мог пользоваться тем участком, который был свободен, а количество земли в пользовании – по мере надобности.
Все усилия запорожцев, направленные на то, чтобы добиться у верховной власти прав владения своими землями, были тщетными. Противостояние закончилось тем, что в 1775 г. Запорожская Сичь была разрушена правительственными войсками и прекратила существование.
В 1788 г., в связи с возникшей войной с Турцией, запорожцы были снова собраны правительством и образовали Черноморское казачье войско с расселением на землях между Бугом и Днестром.
30 июня 1792 г. последовала Грамота Екатерины II на пожалование войску "в вечное владение" вновь присоединенных к России земель на Кубани, и переселение началось в тот же год.
Высшее право собственности на выделенные земли оставалось за государством; земля со всеми на ней угодьями жаловалась войску, т. е. общине, юридическому лицу, а не отдельным ее составляющим членам; жаловалась в вечное владение, а не в собственность; право пользования обеспечивалось в первые годы обычаем свободной заимки.
Дальше происходит то, что и должно было произойти – выделение из казачьей массы "лучших людей", т. е. казачьих чиновников, и их экономическое обособление на войсковых землях.
Как только казачья община получила землю во владение, казачье сообщество разделилось на рядовых станичников и казачью старшину, которая, в силу своих экономических и властных преимуществ, перестроила земельные отношения в собственных интересах.
Обычай свободной заимки был хорош для Запорожья, когда все казаки были равны по правам состояния, военные чины не имели постоянных званий, а лишь избирались свободными голосами куреней и на определенный срок, после которого избранники опять становились в общий ряд с остальными. Здесь же, на Кубани, казачья старшина получает от правительства офицерские чины – и сразу закрепляет свои преимущества юридическим письменным актом "Порядок общей пользы", принятым уже на втором году пребывания черноморцев на Кубани (январь 1794 г.).
Открыть в Word и прочесть статью целиком