— Кто такой этот человек — казак? — Юрий Александрович в задумчивости поглаживает ус. — Это, прежде всего, истинно верующий человек. Мы — рыцари православия, которые хранят и культуру, и обычаи, и традиции русского народа.
— Знаете, когда я казаком стал? Когда об этом и не думал. В далеком 1983 году после окончания краснодарского института культуры я пошел в армию. Служил в Смоленске. Кем? Конечно, военным музыкантом! Узнав, что я с Кубани, сослуживцы меня как окрестили кубанским казаком, так иначе и не звали. А вот понимание того, как это важно — чтить казачьи традиции, служить родному краю, пришло гораздо позже, как и то, что любой казак начинается с веры в Бога. Этому, а еще — музыке, и учу детей...
Так говорит Юрий Сопильняк, член Брюховецкого районного казачьего общества и руководитель станичного детского творческого коллектива «Казачий Спас». При этом его взгляд, устремленный на строгие, но всепрощающие лики святых, теплеет. Казак без веры не казак — это для Юрия Александровича прописная истина.
А еще плох тот казак, кто не знает корней своих. Юрий Сопильняк разыскивал своих предков тщательно, по крупицам собирая историю семьи. По материнской линии казаков не было, но храбрых и мужественных людей хватало. Прапрадед Иван Филиппович Телицын — из тамбовских крестьян, а сын его Дмитрий Иванович, Георгиевский кавалер, служил на крейсере «Рюрик», который вместе со знаменитым «Варягом» затонул во время русско-японской войны. Во время гибели корабля Дмитрий Иванович спасся: его, раненого и обессилевшего, выходили японские крестьяне и передали в русскую миссию. В те годы английская королева Виктория учредила приз, которым награждали Георгиевских кавалеров с «Рюрика» и «Варяга», и Дмитрий Телицын в числе других храбрых воинов получил 25 рублей серебром. На эти деньги он купил дом и пасеку и до 1943 года с семьей жил в Кировской области.
Особо долгими и кропотливыми были поиски предков по отцовской линии, ведь Сопильняк — исконно казачья фамилия. Знаменитые братья Марк и Тарас Сопильняк упомянуты в книге истории Севастопольской войны. К сожалению, родство с ними пока подтвердить не удалось. Удалось «вырастить» такую генеалогическую ветвь: отец — Александр Яковлевич Сопильняк, дед — Яков Павлович, прадед — Павел Антонович, прапрадед — Антон Иванович. Дальше цепочка прервалась, однако Юрий Александрович уверен, что общие корни с героями Севастопольской войны есть, и хочет обратиться к документам краевого архива — вдруг удача улыбнется казачьему сыну!
— Кто такой этот человек — казак? — Юрий Александрович в задумчивости поглаживает ус. — Это, прежде всего, истинно верующий человек. Мы — рыцари православия, которые хранят и культуру, и обычаи, и традиции русского народа. Вот возьмите балалаечку — это вам не просто треугольная деревяшечка с тремя струнками. В ее журчащей музыке, которая может быть и веселой, и грустной — радость и плач русской души. Так и казачество — элита русской нации. Да, былого казачества не возродить, но можно и нужно сохранить его основы.
Его занятия с детским творческим коллективом «Казачий Спас» начинаются с обязательной православной молитвы. Ребята на радость учителю ежегодно подтверждают свои таланты. «Казачий Спас» участвовал в районном конкурсе «Казачий край — казачья песня», в XIV Российском детском фестивале «Казачок-2007», региональном фестивале казачьей культуры, фестивале православной песни «Услышь талант, который дал Господь» и других. Еще Юрий Сопильняк ведет музкружок при детской студии «Икар», учит ребят из казачьих классов играть на трубе.
По словам Юрия Александровича, отдают ему самых что ни на есть сорванцов, и в каждом учитель ищет тайные струнки, настраивает их тонкую душевную мелодию. Но без любимчиков — все дружно, в коллективе, плечом к плечу. Мальчишки — народ очень наблюдательный, отличишь вниманием хоть одного, спуску ему не дадут. Музыка у Юрия Сопильняка неотделима от здорового образа жизни, курящим и хлипким в его группе не место. Почему? Так, труба — инструмент сильных, чтобы удержать его, нужна твердая рука, чтобы выдувать гаммы — здоровые легкие...
Музыка сопровождает Юрия Александровича с раннего детства, к ней он приучен мамой — культработником. Любовь к музыке свела его с супругой Ольгой, чета Сопильняк вместе работает в брюховецкой школе искусств. Чудесным сопрано обладает их дочь Серафима, о чем-то своем, младенческом, напевает в кроватке годовалый внук Антон. И среди казаков Брюховецкого районного казачьего общества немало людей музыкальных. Бывает, как затянут они «Ничь яка мисячна», так люди останавливаются, слушают и радуются: «Эх, хорошо поют наши казаки!».
Анжелика Абрамова
Фото Анны Бурлаковой
Кубанский казачий вестник//г. Кубанские новости от 26.12.2009 г.