Территория нынешнего Отрадненского благочиния – это два соседних района, Отрадненский и Успенский – расположенных в юго-восточной части Краснодарского края, граничащей здесь с Карачаево-Черкесской республикой и Ставропольским краем. До революции эта территория подчинялась двум отделам – Баталпашинскому и Лабинскому. Храмы входили в несколько благочиннических округов, из которых округ №10, с центром в ст. Отрадной, содержал наибольшее число приходов.
Ложкина Ольга Анатольевна – историк-краевед, преподаватель воскресной школы
Прихода храма Успения Пресвятой Богородицы (с. Успенское Успенского района)
В истории Церкви можно проследить постоянное стремление церковной власти к разделению Церкви по епархиям, сообразно административному разделению государства. Объектом работы стала история христианства на Кавказе, а предметом – созданная весьма поздно, по сравнению с прочими епархиями дореволюционной России, Кавказская, а с 1886 года – Ставропольская епархия. Более узкие территориальные рамки: Отрадненский округ, в современных границах. Мы рассмотрим, как складывалась дореволюционная церковная жизнь приходов на территории современного Отрадненского благочиния в контексте общего хода развития христианства в регионе.
Территория нынешнего Отрадненского благочиния – это два соседних района, Отрадненский и Успенский – расположенных в юго-восточной части Краснодарского края, граничащей здесь с Карачаево-Черкесской республикой и Ставропольским краем.
До революции эта территория подчинялась двум отделам – Баталпашинскому и Лабинскому. Храмы входили в несколько благочиннических округов, из которых округ №10, с центром в ст. Отрадной, содержал наибольшее число приходов.
В наиболее концентрированном виде источники информации по названной тематике содержатся в архивных фондах учреждений духовного ведомства. Источники этого вида подразделяются на две большие группы «ведомости» – неопубликованные клировые ведомости церквей епархии синодального периода; и сведения из печатного органа – «Ставропольские (или «Кавказские») епархиальные ведомости».
Так, данные о времени постройки храмов имеются в клировых ведомостях, ежегодно предоставлявшихся причтами в Ставропольскую (Кавказскую) духовную консисторию, в распорядительных документах и переписке консистории с благочинными.
Клировые ведомости представляют собой своеобразный паспорт церкви или отчёт о работе причта за год. Экземпляр клировой ведомости ежегодно предоставлялся в духовную консисторию и содержал сведения о дате постройки и освящения молитвенного дома или церкви, дате открытия штата причта и его составе, размере земельного надела причта, финансовом состоянии церкви. Второй раздел составляли послужные списки священников, дьяконов и псаломщиков с указанием состава их семей. Здесь же приводятся сведения о семьях бывших членов причта – о вдовах священнослужителей, их детях. В ГАСК клировые ведомости хранятся в фонде консистории.
Другая группа источников – «Епархиальные ведомости» – интересна тем, что разносторонне и подробно освещает жизнь Ставропольской епархии в разные периоды её существования. Журнал был учрежден в 1873 г. по инициативе епископа Германа (Осецкого). Выходя еженедельно, он подшивался за год в объемные книги со сквозной нумерацией в тысячи страниц. Кроме рубрики «Официально», в ведомостях отражались ход миссионерской работы и просветительской деятельности, финансовое состояние епархии, сведения о пожертвованиях прихожан и многое другое. Стоит отметить и открытость «Ставропольских епархиальных ведомостей» для высказывания священнослужителями самых разнообразных мнений. Причём их статьи «на злобу дня» содержали предложения и замечания по исправлению наблюдающихся негативных явлений в епархиальной жизни. Всё это говорит о «Ставропольских епархиальных ведомостях» как о важном историческом источнике. На сайте вы найдете для себя много музыкальных сборников для дома, так же музыки для авто. Скачать бесплатно музыку через торрент не составит труда. Просто зайдите на наш сайт, найдите подходящий для вас сборники музыкальных новинок. И скачивайте на высокой скорости.
По времени возникновения храмов на территории современного Отрадненского благочиния, расположенных в Отрадненском районе (в нынешних его границах), приходы распределились так. В 1856 году была выстроена Константино-Еленинская церковь ст. Попутной, в 1858 году – Покровская церковь ст. Отрадной. В 1859 году завершается строительство сразу нескольких станичных храмов: Свято-Димитриевской церкви в ст. Передовой, Свято-Георгиевская церкви в ст. Подгорной, Свято-Успенской церкви в ст. Удобной. К 1860 году возведена Николаевская церковь в ст. Спокойной, а в 1860 – 1861 гг. – Михаило-Архангельская церковь в ст. Надёжной.
Ближайшим к Ильичёвскому городищу населенным пунктом является станица Передовая. Историю её храма по состоянию на 1914 год мы рассмотрим подробнее.
Возглавлял Епархию в это время преосвященный Агафодор (Преображенский, 1893 – 1919 гг.). Он стал последним Кавказским владыкой синодального периода. Ни одному из прежних ее архипастырей не довелось столько потрудиться для Епархии, ведь на своей кафедре он был 26 лет! Период его управления стал временем расцвета церковной и миссионерской деятельности Ставропольской епархии. Ведь основную ставку владыка делал на просвещение народа Божия, на истинно христианские отношения пастырей и пасомых. Развитие приходских школ, библиотек, миссионерские и катехизаторские курсы – все это было поставлено во главу угла развития жизни Епархии.
Вид первых, временных церквей при постройке в большинстве был таким: деревянное здание на каменном фундаменте. А вот храм ст. Передовой имел некоторые особенности: это было покрытое камышом деревянное здание на деревянных столбах, пространство между которыми заложили камнем.
Храмы были временными до тех пор, пока не появлялась возможность перестроить церковь или построить новый храм. Строили прихожане своими силами и на свои средства с добавлением сумм от Кубанского казачьего войска.
Новая Свято-Димитриевская церковь ст.Передовой была построена в 1885 г. тщанием прихожан и на Высочайшее пожалование в 9 000 рублей. Возведение храма с иконостасом и ограждением обошлось в 27 000 рублей. В 1886 г. церковь освятили. Была она деревянной, с такой же колокольней, на каменном фундаменте, холодная, крытая железом, крепкая. Церковная ограда была тесовая. Престол в церкви был один – во имя св. вмч. Димитрия Мироточивого.
Утварью церковь была снабжена вполне достаточно. Книг церковного круга для совершения богослужений также хватало. Приходской библиотеки, по-видимому, не было. Последний факт был скорее исключением чем правилом в приходах Отрадненского района накануне революции 1917 года. Например, свои библиотеки и читальни имели церкви станиц Отрадной, Попутной, Спокойной, Подгорной.
Причтовый земельный участок Свято-Дмитриевской церкви дал в 1914 г. 660 р. дохода: из них 260 руб. пришлось на долю священника, а по 200 р. – диакону и псаломщику. При церкви было 957 кв. саженей земли, 60 десятин пахотной, 50 десятин сенокосной земли, а также около 39 десятин «сплошного камня» в 10 верстах от церкви. В целом, земля оценивалась как малопригодная для хлебопашества. Приходу принадлежали здания сторожки и церковно-приходского училища с квартирой для учителя и кухней в отдельном здании. Состояние домов признавалось удовлетворительным.
С 1885 года, по Синодальному определению, в приходах, где жило менее 700 душ мужского пола, устанавливался двухчленный состав причтов (священник и псаломщик), а для более крупных приходов – трёхчленный (священник, диакон и псаломщик). На Кубани в начале XX в. почти половина причтов были трёхчленными. Таким же был и приход ст.Передовой. По штату в этом храме в 1914 г. служили священник, диакон и псаломщик.
Отметим, что при бурном росте строительства новых церквей в Закубанье в конце XIX – начале XX века, остро ощущалась нехватка священнослужителей. Первоначально, по мнению генерала А.Евдокимова, священники должны были назначаться из числа «охотников», т.е. желающих, по вызову из других епархий, а если и их окажется недостаточно, то предлагалось посылать на Кубань окончивших курс семинаристов. Для «охотников» намечалось установить денежное пособие и ряд льгот. План генерала Евдокимова предусматривал для всякого без исключения духовенства, назначаемого на службу в Закубанский край, в течение трёх лет выплачивать офицерское жалованье, а также единовременное пособие: священникам по 200 руб., а причетникам по 50 руб. После официального принятия этого предложения закубанское духовенство поступило в подчинение главного священника Кавказской армии протоирея Стефана Гумилевского. Таким образом, процесс формирования духовенства в Закубанье должен был складываться совершенно иначе, чем за 70 лет до этого в Черномории, где оно выбиралось из среды самих казаков.
В 1914 г. настоятелем храма ст. Передовой служил священник Георгий Лукич Лукьянов, 39-ти лет; из духовного сословия. Он учился в Ставропольской духовной семинарии, в 1899 г. окончил по второму разряду её полный курс и архиепископом Агафодором был сразу назначен учителем-диаконом к Димитриевской церкви ст. Передовой. Через полгода он был рукоположен во священники к этой же церкви. Свято-Димитриевский храм оказался первым местом его служения в сане священника. Со времени рукоположения о. Георгий стал заведующим и законоучителем церковно-приходской школы, а также местного министерского одноклассного училища. В 1903 г., когда открылось министерское одноклассное училище для девочек, о.Георгий стал преподавать и там.
Все эти, несомненно, прогрессивные начинания владыки Агафодора, имели твердую основу: его справедливое убеждение в том, что новые условия взаимоотношений пастырей и паствы приведут к настоящему обновлению и возрождению жизни приходских общин, подтвердилось. Преосвященный Агафодор считал, что дети и школа – вот тот путь, который выведет священника из сложившегося в епархии отчуждённого положения. Поэтому церковно-приходские школы стали предметом постоянных забот владыки. «… Во имя вашего апостольского служения и ради собственной пользы усугубьте вашу ревность о Господе, отдайте свой досуг школьному обучению детей, а паче же непрестанному наставлению их в Законе Божием», – так горячо он призывал священников.
Во время частных поездок по епархии он обязательно после осмотра храма навещал местную церковную школу, не только проверяя уровень знаний учеников, но также вникая во все материальные нужды школы. Благодаря заботам владыки, количество церковно-приходских школ в епархии более чем удвоилось, достигнув 475, а число учащихся в них почти утроилось. Так, в ст. Передовой действовали школы: одноклассная церковно-приходская и две министерские – двухклассная мужская и одноклассная женская. В церковной школе в 1914 г. обучалось 58 мальчиков и 10 девочек.
Большинство школ Епархии получило собственные хорошие здания, располагая всеми необходимыми принадлежностями, учебными пособиями и библиотеками для внеклассного чтения. В строительство новых школ было вложено около двух миллионов рублей. Из числа законоучителей начальных школ только 76 получали плату, остальные наставляли детей Закону Божьему безвозмездно.
Отец Георгий не только преподавал и выполнял пастырские обязанности. По решению духовенства округа он был избран депутатом окружного миссионера, а в 1905 г. назначен миссионером благочиния. За примерную службу отец Георгий в 1908 г. был награжден набедренником. Проработав в церковной школе 12 лет, он был в 1912 г. освобожден от преподавания Закона Божия по причине «умножения обязанностей».
Действительно, епархия в то время представляла собой обширное поле для миссионерской деятельности. В её состав входили Кубанская область: 1 млн 925 тыс. жителей и Ставропольская область: 875 тыс. жителей. Кроме православных, среди населения были приверженцы ислама, католики, армяне-григориане, протестанты, а также до 40 тыс. сектантов различного вида и старообрядцев различных толков. Поэтому в Духовной консистории был учрежден особый «миссионерский стол», позже были избраны окружные миссионеры, а в 1908 году в епархии были учреждены должности пяти уездных миссионеров. В 1910 году «Епархиальные ведомости» писали о приходских миссионерских кружках. Ставропольский епархиальный Миссионерский Совет напечатал распоряжение для причтов епархии, об открытии миссионерских кружков. Возглавляемые приходским священником, в своем составе миссионерские кружки должны были иметь: членов причта, учителей церковноприходской школы, церковных старост. Поимённые списки сдавались в двух экземплярах в Миссионерский совет. Членство в кружках было добровольным и бесплатным, а его члены имели довольно широкие права, свобода деятельности, как правило, «сверху» не ограничивалась.
Иерей Георгий с семьёй жил в «лично приобретенном» доме с надворными постройками. Семейство его в 1914 году составляли жена Ольга Ивановна 43-х лет и три дочери: 13-летняя Екатерина, 9-летняя Александра и 7-летняя Елена. Старшая дочь училась в Ставропольском епархиальном училище, остальные ещё жили дома. В феврале 1916 г. священник Георгий Лукьянов был перемещён по решению епархиального начальства к церкви ст. Дондуковской, а на его место в марте того же года был назначен священник с.Удельного Василий Булатов.
Диакон Свято-Димитриевской церкви Аркадий Григорьевич Кононов, 1876 г. рождения, происходил из казаков Кубанского войска. В 1898 г. он окончил курс Кубанской учительской семинарии, сразу после чего учительствовал в Хадыженском станичном министерском училище. В течение следующих семи лет последовательно занимал должности: с 1899 г. второго учителя в Старощербиновском двухклассном министерском училище; а потом – заведующего в трёх разных министерских училищах Кубани. В 1909 г., успешно выдержав испытания на принятие диаконского сана, оставил учительскую работу и был рукоположен в сан диакона к церкви ст. Передовой. В течение года стал учителем в церковно-приходском училище; в 1912 г. стал в нём и законоучителем, вероятнее всего, вместо о. Георгия Лукьянова. Доля о. диакона из братской кружки в 1914 г. составила 352 рубля; за земельный надел – 200 руб.; за преподавание Закона Божия в церковно-приходской школе – 60 р., столько же составляло квартирное пособие от станичного общества. Семейство о. Аркадия состояло из супруги, Софии Прохоровны 36-ти лет, и пятерых детей: Бориса 13-ти лет, Николая 12-ти лет, Вячеслава 9-ти лет, Всеволода 7-ми лет, и младшей дочери Нины 1 года 4 месяцев. Двое старших сыновей обучались в Ставропольском духовном училище, все остальные дети жили дома.
Псаломщик Пётр Павлович Вознесенский был 1873 г. рождения и происходил из духовного звания, в 1891 году окончил курс в Ставропольском духовном училище, в 1894 г. был зачислен в ратное ополчение, до перевода в ст. Передовую служил псаломщиком краткое время (в 1897 – 1898 гг.) в других церквах епархии. В ст. Передовую Пётр Вознесенский был переведен в 1898 г. Семья Петра Павловича в 1914 г. состояла из жены Стефаниды Васильевны, 34-х лет, и шестерых детей: Сергея 15-ти лет, Клавдии 12-ти лет, Антонины 9-ти лет, Марии 7-ми лет, Владимира 3,5 лет, и годовалой Зинаиды. Из кружечного дохода получил в 1914 г. около 176 р.; арендной платы за участок – 200 р.; и 30 р. за ведение письменной годовой отчетности по церкви. Семья Вознесенских жила в «лично приобретённом» доме с надворными постройками. Квартирное пособие равнялось 36 рублям.
Церковным старостой в 1914 г. был выбран и утвержден епархиальным начальством казак ст. Передовой Андрей Савельевич Болдырев, семейный, малограмотный. Получал жалованье от церкви в сумме 36 рублей.
Просфорней с 1907 г. была Мария Николаевна Конуринова, 44-летняя девица из духовного звания, имевшая домашнее образование. За работу она получала 25 р. от церкви, и еще 20 р. эмеритуры ежегодно. Имела собственный, «лично приобретенный» дом с надворными постройками.
На этом дореволюционные страницы открытой летописи жизни Свято-Димитриевского прихода ст. Передовой обрываются. Будем признательны всем, кто обладает информацией о дальнейшей судьбе людей, служивших в приходах на территории нынешнего Отрадненского благочиннического округа.
Источник: Вопросы истории Поурупья. Вып. I. Материалы научной конференции, посвящённой 50-летию открытия и изучения Ильичёвского городища как памятника средневековой археологии и церковной архитектуры / отв. ред. С.Н. Малахов; сост. С.Г. Немченко. Армавир, ст.Отрадная, 2012. – 234 с., илл.