День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего это событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным:«Я возвещаю вам, — говорит Ангел вифлеемским пастухам, — великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».
День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего это событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным:«Я возвещаю вам, — говорит Ангел вифлеемским пастухам, — великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеке благоволение!»
Православная Церковь о величии праздника Рождества Христова возглашает: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе». В пределах предпразднества и попразднества праздник Рождества Христова продолжается двенадцать дней.
В последний день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества, ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками.
В Православной Церкви в навечерие совершаются часы, называемые Царскими, потому что издавна на этом Богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорожденному Царю царей.
Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храмов, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам, в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами новорожденному Христу.
Сам день Рождества Христова во плоти как важнейший и торжественнейший в Богослужебных книгах Православной Церкви называется пасхою, праздником тридневным.
В этот день, по гласу Церкви, «всякая радости наполняются», «ликуют Ангели вси на небеси, и радуются человецы: играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки».
Свою духовную радость в день Рождества Христова Церковь начинает и выражает пророческим утешительным пением на великом повечерии, которым начинается всенощное бдение: «С нами Бог. Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог».
Великая радость Церкви в праздник Рождества Христова проистекает из благодарственного воспоминания снисхождения и единения Бога с человеком, о чем и благовествуется в евангельском чтении на утрени (Мф. 1,8-25).
В древние времена бдение продолжалось всю ночь. «От ночи до утра славословим Тебя, человеколюбче», — говорит св. Козьма Маюмский в каноне на Рождество Христово.
Божественную Литургию в праздник постановлено совершать «порану труда ради бденного».
Сообразно великой радости, принесенной миру Рождеством Спасителя, Церковь издревле постановила: совершать Богослужение в день Рождества Христова без коленоп реклонений, кроме благодарственного молебна за избавление Отечества от врагов; разрешать пост, в какой бы день недели ни случился праздник; и весь день церковного праздника сопровождать церковным звоном. Торжественное прославление Рождества Христова после Богослужения в храмах переносится и в жилища верующих. Подобно Ангелам, которые возвестили великую радость вифлеемским пастухам и пели хвалу Богу, священнослужители начинают славление в храме, в навечерие праздника, после Литургии: «Постановлено вжигать свещник и поставлять его посреди церкви; а ликам стать вкупе среди храма и петь возгласно: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума» и прочее».
С древних времен православные христиане проводили праздник Рождества Христова благоговейно. Также и мы должны избегать развлечений и увеселений, нарушающих святость праздника.
Как питаться в Рождественский сочельник
Последний день Рождественского поста называется сочельником, потому что уставом в этот день положено есть сочиво. Сочиво готовится из пшеницы (или риса) с медом. Есть сочиво принято, в подражание посту вспоминаемых перед праздником Рождества Христова Даниила и трех отроков, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан. 1,8); а так-же согласно со словами Евангелия: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13, 31—36).
В сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа. В Рождественский сочельник трапеза предписана один раз после Божественной Литургии. На трапезе правилами Церкви постановлено вкушать с елеем, «сыра же и подобных ему, и рыб, никакоже дерзнем ясти».
Материал с сайта http://www.xpam-xpicta.ru