Масленица – старинный славянский многодневный праздник проводов зимы и встречи весны – единственный крупный дохристианский праздник, который не получил нового истолкования. Если же строго следовать православному календарю, масленичная неделя – преддверие, своего рода начало Великого поста – по церковным традициям в течение этой недели запрещалось употреблять мясную пищу. "Святая Церковь, постепенно вводя верующих в подвиг поста, с наступлением Масляной недели ставит их на последнюю ступень приготовительного воздержания запрещением вкушать мясо и дозволением вкушать сыр и яйца, чтобы приучить отказаться от приятных яств и без печали переходить к посту".
Н. А. Павленко,
научный сотрудник отдела этнографии Карачаево-Черкесского института
гуманитарных исследований
Масленица – неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в славянском народном календаре два главных его сезона (зиму и весну), что нашло отражение в масленичных обычаях и обрядах: часть из них была посвящена проводам зимы, другая состояла из ритуалов весенних по смыслу. Это сочетание элементов весенней и зимней обрядности, переходный характер праздника – особенность Масленицы. Характерная особенность масленичного веселья в том, что в нем принимали участие все, без каких-либо половозрастных и семейных ограничений.
Начинается праздник за 56 дней до Пасхи по православной Пасхалии и приходится (по новому стилю) на вторую половину февраля, начало марта.
Масленица – старинный славянский многодневный праздник проводов зимы и встречи весны – единственный крупный дохристианский праздник, который не получил нового истолкования. Если же строго следовать православному календарю, масленичная неделя – преддверие, своего рода начало Великого поста – по церковным традициям в течение этой недели запрещалось употреблять мясную пищу. "Святая Церковь, постепенно вводя верующих в подвиг поста, с наступлением Масляной недели ставит их на последнюю ступень приготовительного воздержания запрещением вкушать мясо и дозволением вкушать сыр и яйца, чтобы приучить отказаться от приятных яств и без печали переходить к посту".
Обряды, которые совершались во время Масленицы, должны были приблизить наступление теплых дней, обеспечить богатый урожай и достаток в домах.
Имеющиеся в распоряжении автора материалы позволяют сделать вывод, что в казачьих верхнекубанских станицах Масленица отмечалась скромно и не отличалась большим разнообразием обрядов. На этой территории разделение масленичной недели на характерные для русской масленичной обрядности встречу, заигрыши, лакомку тещины вечеринки, золовкины посиделки и проводы, так часто описываемые в этнографической литературе , не происходит. Основные компоненты праздника, которые нам удалось выделить, – взаимные гостевые визиты с угощением ритуальной пищей, различные игровые и развлекательные элементы, вязание колодок и ритуал прощения в масленичное воскресение.
Приходилась Масленица на важный период земледельческого календаря – в верхнекубанских станицах начиналась подготовка к ответственным весенним и летним сельскохозяйственным работам. Вечерами после тяжелого повседневного труда отдыхали. Заканчивались зимние холода, большую часть свободного времени молодежь и детвора проводили в "улицах", играя в подвижные игры: "кляка" – городки, лапту, с мячом и т. п. Обязательными были песни и танцы. Очень распространенными танцами в врехнекубанских станицах были так называемые "Страдания" – медленный парный танец под гармонь.
Исполняемые на Масленицу песни отличались весельем, задором, по жанру напоминая частушки:
Ой, свет, моя Масленица,
Напилася я и скорчилася.
А когда и было тонко прясть,
А когда и было часто прясть.
* * *
Мы давно блинов не ели,
Да блинов мы захотели.
В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.
Растворили на дрожжах –
Не удержишь на вожжах.
* * *
Ох, и Масленица,
Да чево ж ты мала.
Кабы тебе семь недель,
А поста да одна.
* * *
Каждая хозяйка с утра радуется,
Эх, варенички варит,
Сегодня Масленица…
Большое место в ряду праздничных развлечений отводилось катанию на лошадях, джигитовке, которые вносили оживление и разнообразие в народные гуляния. Катания и джигитовка были своеобразным смотром – выезжали, чтобы показать наряды, лошадей, упряжь, – все должно быть самое лучшее и красивое. Лошадям в гриву вплетали разноцветные ленты и бумажные цветы, упряжь была с украшениями, иногда даже серебряными.
На территории Верхней Кубани традиционно готовили на Масленицу, в отличие от других регионов, не блины, а заправленные сметаной вареники с разнообразными начинками – капустой, картошкой, творогом, сыром, что было характерным для украинской традиции. Обязательными были всевозможные молочные продукты – сыры, творог, варенец, простокваша... Станичники называли масленичную неделю "заговины" (начало поста) , так как на этой неделе, несмотря на то, что был запрет на мясные продукты, есть "скоромное" (непостное) было все-таки можно.
Масленичную праздничную трапезу старались сделать особенно обильной, будто хотели наесться на весь наступающий семинедельный пост. В основе масленичного объедения, как и в обильной трапезе под Новый год (Щедрый вечер), лежат элементы карпогонической магии – оно должно было способствовать плодородию; позаботиться же об этом надо было именно в момент весеннего пробуждения природы.
Обязательными на Масленой неделе были походы в гости, где пришедших сажали за празднично накрытые столы. После трапезы взрослые пели, плясали, детвора же проводила свое время во всевозможных играх.
В станицах верхней Кубани Масленичное воскресение называлось прощеным и занимало особое место в праздничном цикле. После литургии раздавался колокольный звон, извещавший о том, что веселье закончилось, приближается пост и пора подумать о покаянии и примирении. По окончании праздничного "благовеста" родственники, близкие и знакомые спешили просить друг у друга прощения за причиненные обиды, после чего обменивались поцелуем.
Важную роль в масленичных обрядах играли общинные традиции. Значительная их часть так или иначе была связана с темой семейно-брачных отношений. Брачные мотивы в весенней календарной обрядности встречаются не случайно, т.к. возвеличение брака совершалось не только в целях пожелания семейного благополучия, но и для воздействия на плодородие земли.
Обряд "вязания колодки"
И общинные традиции, и любовно-брачная тематика нашли свое отражение в масленичном обряде "вязания колодки". Этот обряд, в котором публично осуждали тех, кто не выполнил своего жизненного долга, являлся как бы противопоставлением традиционного для славянской масленичной обрядности чествования молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года.
По бытующему в этнографической литературе мнению, обряд "вязания колодки" специфичен для украинской и южнорусской масленичной обрядности, у русских же этот обряд встречался как исключение. Имеющиеся в распоряжении автора полевые материалы показывают, что он бытовал и в станицах Верхней Кубани.
"Вязание колодок" было посвящено наказанию парней и девушек, не вступивших в брак в течение прошедшего года. Наказание бывало шуточное и символическое, но для того, над кем оно совершалось, весьма чувствительное.
В верхнекубанских станицах парню или девушке, не выполнившим, по мнению казаков, своего жизненного предназначения, к ноге привязывали "колодку" и заставляли некоторое время ходить с ней. "Колодки" были очень разнообразны, это мог быть кусок дерева, полена, ветка, а также лента или кусок материи. Иногда "колодку вязали", перевязывая куском материи через плечо. Такие разновидности, как полено, деревяшка и прочее – наиболее архаичная и универсальная форма, материя и лента – поздние формы "колодок".
Самыми активными исполнителями обряда были замужние женщины всех возрастов.
Чтобы отвязать "колодку", откупались деньгами или угощением, если же возможности избавиться не было, приходилось носить её целый день, а то и до окончания Масленичной недели.
Нередко "вязали колодку" в Желевый понедельник и на праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 окт.), причем, в отличие от масленичного "вязания", совершая обряд над девушкой, приговаривали: "Пришла Покрова – заревела девка, как корова", подразумевая, что не вышедшие замуж должны очень переживать.
С течением времени глубинный смысл ритуала забылся, и основной его задачей стало получение "откупа".
"Вязание колодки" относится к первому типу эротических обычаев, т. е. к тем, которые касаются взаимоотношений полов и в которых наиболее отчетливо проявляется традиционный общинный дух – явственно проявляется заинтересованность общины в увеличении своей численности. На центральное место обряда выходит его социальная функция – контроль над сферой брачных отношений и выполнением всеми важнейшей гражданской обязанности: вступать в брак и рожать детей.
С четверга в станицах праздновали широкую масленицу, устраивали праздничные застолья, веселились. Однако при всем веселье помнили, что Масленица предваряет Великий пост. Казаки говорили: "Эх, Маслена, да кабы тебя семь недель, а поста одна неделя".
Последний день масленичной недели – воскресенье – называли Прощеным. Обязательными для него были праздничные застолья, молодежные "улицы" с песнями и плясками. Несмотря на веселье, царившее в станицах, в этот день уже начинали внутренне готовиться к Великому посту и при встрече просили друг у друга прощения: к приветствию обязательно добавляли: "Прости меня, если чем обидел", на что следовал ответ: "Бог простит, и я прощаю".
Анализ масленичной обрядности верхнекубанских казаков показывает, что она в основном имеет агарный характер, отмечавший переход от весны к лету, к обрядам такого характера можно отнести и обряды с брачной тематикой. Важное место занимали общинные традиции. В целом же масленичный комплекс не очень развит.
Источники и литература:
1. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. – М.: Наука, 1979.
2. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 (Репр. изд. 1913 г.).
3. Энциклопедия российских праздников. – Санкт-Петербург: Респекс, 1997.
4. Инф. Долгова В. И., 1920 г. р. Ст. Зеленчукская. Беседа, август 1998.
5. Инф. Шитова М. А., 1927 г. р. Ст. Преградная. Беседа, август 1999.
6. Инф. Басова Н. М., 1929 г. р. Ст. Кардоникская. Беседа, август 1998.
7. Инф. Почача Е. В., 1914 г. р. Ст. Кардоникская. Беседа, август 1998.
8. Белецкая М. В., Великая Н. Н., Виноградов В. Б. Календарная обрядность терских казаков // ЭО. – 1996. – № 2.
9. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. – Л., 1963.
10. Инф. Супрунова А. А., 1915 г. р. Ст. Зеленчукская. Беседа, август 1998.
11. Бондарь Н. И. Календарные праздник и обряды Кубанского казачества. – Краснодар, 2003.
12. Инф. Почача Е. В., 1914 г. р. Ст. Кардоникская. Беседа, август 1998.
13. Токарев С. А. Эротические обычаи // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы.
14. Исторические корни и развитие обычаев. – М.: Наука, 1983.
15. Инф. Призов Г. А., 1927 г. р. Ст. Кардоникская. Беседа, август 1998.
Конференция «Научно-творческое наследие Ф.А.Щербины и современность», 2005 г., Краснодар