На страницах массовых изданий многократно писалось о возвращении в 1962 г. на историческую Родину в СССР 1000 человек потомков атамана Игната Некрасова, который в начале ХVIII столетия, после поражения крестьянского восстания под руководством Кондратия Булавина, увел свои отряды в Турцию.
Работа выполнена при поддержке РГНФ. Грант № 00-04.00255а
Н.Г.Денисов
старший научный сотрудник
Научного центра русской церковной музыки
Московской государственной консерватории (Москва)
"Мы пришли к своему языку"
(из высказываний казаков-некрасовцев)
На страницах массовых изданий многократно писалось о возвращении в 1962 г. на историческую Родину в СССР 1000 человек потомков атамана Игната Некрасова, который в начале ХVIII столетия, после поражения крестьянского восстания под руководством Кондратия Булавина, увел свои отряды в Турцию. Исследователи разных специальностей проявили большой интерес к этим людям. Не сосчитать числа экспедиций в два села (п.Новокумский и Кумскую Долину) Ставрополья, где они поселились. Появились научные публикации о жизни и культуре казаков-некрасовцев (Тумилевич Ф. Неопубликованные песни об Игнате Некрасове //Народная устная поэзия Дона. Ростов-на-Дону. 1963.; Тумилевич Ф. Казаки-некрасовцы //Дон. 1958, №8. Буганов В.И.,Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. М.,1991г. Обрядовая поэзия. Книга 2.Семейно-бытовоой фольклор. М. ,1997. и мн.др.).
Впервые с культурой казаков-некрасовцев мне удалось познакомиться в 1989 г. в ходе комплексной экспедиции археографов МГУ им. М.Ломоносова. После этого начались регулярные поездки к ним. Предметом изучения стала церковно-богослужебная и певческая культура некрасовцев. Выводы, полученные в ходе исследования, были изложены автором в ряде статей (Н.Денисов. Устные традиции пения у старообрядцев: пение по "напевке", вопросы интерпретации. М.,1996.Афтореферат диссер. канд. иск. Н.Денисов. Церковно-певческая культура старообрядцев казаков-некрасовцев //История церкви: изучение и преподавание. Материалы научной конференции, посвященной 2000-летию христианства. Екатеринбург, 1999 г.; Н.Денисов. Церковно-богослужебные традиции казаков-некрасовцев //Христианство и христианская культура в степном Предкавказье и на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 2000.).
Данная же работа посвящена несколько иному аспекту, тому, в каком состоянии находится культура казаков-некрасовцев в настоящее время, каково их религиозное мировоззрение в связи с происходящими современными жизненными и политическими событиями, как оно менялось на протяжении уже сорока лет жизни в России, каковы формы взаимоотношений казаков с окружающим населением, с исследователями, занимающимися их изучением.
Пальма первенства и приоритета в исследовании казаков-некрасовцев принадлежит фольклористам - Ф.Тумилевичу, В.Медведевой, И.Иванову, M.Maзо и др. Самобытность некрасовцев, их история, этнографические костюмы, музыкальный фольклор - весь собранный фольклористами материал поражал научный мир. Неудивительно, что сразу начались приглашения народных певцов на всевозможные смотры, фестивали в разные города и даже страны. В итоге, в каждом селе сформировались особые коллективы. Их нельзя назвать самодеятельными, они этнографические, постоянного состава.
Насыщенная научная экспедиционная и концертная жизнь в 80-е - нач. 90-х гг. привела к определенным результатам. Так как казаки проживают в двух селах (соответственно получились и два коллектива), возникла своеобразная конкуренция хоров. Начались обиды на тех или иных исследователей по поводу внимания или приглашения на выступления. Появились и сложности во взаимоотношениях между самими певцами. Это обстоятельство усугубилось тем, что в п. Новокумский директором дома культуры становится деятельный человек-Людмила Васильевна Евдокимова (Автор выражает благодарность Л.В. Евдокимовой за постоянную помощь и содействие в работе с некрасовцами во время экспедиций.). Ее энтузиазм и энергия привели к тому, что в 1992 г. в Новокумском открылся Центр традиционной культуры казаков-некрасовцев и молокан (В п. Новокумском вместе с некрасовцами живут сектанты-молокане, также вернувшиеся из Турции в 1961г.). Сотрудники Дома культуры в Кумской Долине не проявили к работе такого же рвения. Приглашения же на выступления не переставали приходить, и у хористов появилась возможность выбора, где они хотят выступать, а где не хотят. Людмила Васильевна рассказала о таком случае. Пришло приглашение из Новосибирска. Казаки были там несколько лет назад. Предстояла вторичная поездка. Они наотрез отказались по причине того, что «мы там уже были. Больше не поедем».
Особенно напряженная ситуация возникла, когда пришел вызов из США. Исследовательница Маргарита Мазо пригласила на международный фестиваль «Корни и ветви» группу певцов, которая должна была представлять лучших, с ее точки зрения, исполнителей из двух сел. Казаки и одного, и другого села не согласились с таким предложением. Все попытки Л.В.Евдокимовой и директора Фольклорного Центра из Москвы А.Каргина разрешить вопрос не могли привести к положительным результатам. Особенно негодовали представители Кумской Долины. Возникли конфликты в семьях самих исполнителей, вплоть до разрыва супружеских пар. Поездка все же состоялась, но рана, нанесенная людям, дает о себе знать и в настоящее время. Обиды на мероприятие, на исследователя, организовавшее его, живы по сей день. Теперь, когда приезжает к ним собиратель, его встречают и провожают рассказом об этой печальной истории. У некрасовцев она стала словно «вечевой песнью». Это важный момент этики во взаимоотношениях ученого и носителей культуры.
На бытовом уровне, во взаимоотношениях с местным населением и сектантами-молоканами казаки заняли лидирующее положение. При любых конфликтных ситуациях (ссорах с соседями, в спорах с молоканами, в спорах и разбирательствах на работе) некрасовцы гордо стали подчеркивать свое превосходство и смело заявлять: «Вы кто такие? Нас ученые приезжают изучать и записывать. А вы кто такие?» Больше того. Эту ситуацию стала использовать и администрация совхозов. Известно, что сектанты-молокане, в отличие от казаков, не любят выступать. Поэтому, в тех ситуациях, когда надо было выполнять ту или иную работу, бригадиры начали действовать своеобразными угрозами, что в случае неподчинения их так же, как и некрасовцев, заставят петь песни. Результат следовал незамедлительно. Молокане сразу приступали к работе.
Собирая памятники музыкального фольклора, используя их в концертной деятельности (как, например, ансамбль «Иван Купала»), проводя фестивали, издавая пластинки и книги - резонно встает вопрос о формах благодарности ученых к носителям культуры. Так, в настоящее время самая талантливая певица из некраеовцев – Анастасия Захаровна Милушкина тяжело больна. Чтобы сделать eй операцию на сердце, в Ставропольской краевой больнице запросили пять тысяч долларов. У нее таких денег нет. Людмила Васильевна Евдокимова обраща¬лась в разные инстанции, к ансамблю «Иван Купала», к исследова¬тельнице Маргарите Maзо в США - и везде получила отказ.
Многолетняя фольклорная научная деятельность у некрасовцев не привела до сих пор к выпуску сборников расшифровок их песен (Изданные в 50-60-е гг. сборники некрасовского фольклора Ф.Тумилевичем давно стали библиографической редкостью.). Местные работники культуры лишены возможности воплощать некрасовский фольклор в жизнь, распространять его среди населения, учить ему детей. Из-за отсутствия этих сборников не могут вести научно-исследовательскую работу этномузыкологи и музыковеды-медиевисты. Иными словами, собранный за сорок лет проживания в России колоссальный материал по музыкальной фольклорной культуре некрасовцев не имеет достаточного научного обобщения, анализа, недоступен широкой публике.
Научно-собирательская детальность фольклористов, концертные выступления некрасовских коллективов, издание пластинок с их песнями - все это приветствовалось в СССР. Фольклорное искусства было поставлено на службу официальной идеологии советского государства. Не было запрета на изучение фольклора и его пропаганду, на обучение ему детей. Однако, как это ни парадоксально, фольклорные обряды и искусство некрасовцев оказались
жизненными в настоящее время. Дети и внуки переселенцев не знают песен своих родителей. Причин этому много. Одна из них заключается в том, что детей некрасовцев до сих пор в школе обзывают турками. Многие стесняются своего происхож¬дения, и, соответственно, своей культуры. Но есть и другая причина. Она как раз кроется в активной научной деятельности исследователей казаков. Также как в жизни есть примеры нанесения вреда природе и обществу от научно-технического прогресса, так и в духовной сфере - гуманитарная наука может наносить урон культуре. Случай с казаками-некрасовцами достаточно показательный. Активная научная работа по собиранию фольклора и, как следствие, насыщенная концертная деятельность певцов, способствовали тому, что в сознании людей их культура и искусство стали восприниматься как нечто, что является предметом внимания ученых, других людей, концертного исполнения, но не должно быть частью жизни их самих и их потомков. Данное убеждение очень сильно. Людмила Васильевна Евдокимова с большим трудом набирает в организованный ею фольклорный ансамбль детей из семей некрасовцев. Не помогают беседы с родителями. Именно они говорят ей, что эти песни не нужны их детям и внукам.
Резонно встает вопрос о способах сохранности казаками-некрасовцами своей культуры в будущем, о сохранении себя как субэтноса. Неслучайно данная статья открывается словами: «Мы пришли к своему языку». Вернувшись на Родину, перед казаками отпала необходимость сохранять себя как нацию, сохранять свой язык и культуру (Данные вопросы неоднократно поднимались на страницах районной и краевой прессы сотрудниками местных органов культуры. Этим проблемам посвящены специальные документальные фильмы, снятые ставропольским телевидением. Все это делается под руководством Л.В.Евдокимовой.) – и этот процесс не изменить. В новых условиях жизни процесс трансформации традиции приобретает необратимый и ускоренный характер. Трудно будет сохранить прежнее состояние культуры. Скорее, возможно только задержать процесс ее исчезновения.
Таким образом, изучение фольклора казаков-некрасовцев привело к неутешительным результатам. Если тот или иной район становятся местом пристального внимания ученых, в некоторой степени даже «избалованным» - это приносит ряд отрицательных факторов в жизнь носителей культуры. У них появляется повышенная самооценка, возникают конфликты между собой, чреватые почти трагическими событиями (как это имело место в случае с приглашением из США).
С одной стороны, фольклористы способствуют тому, что старое поколение не забывает, помнит свой фольклор и культуру, но именно из-за них и не происходит
его возвращение в жизнь, к своим наследникам. Сами носители культуры превращаются в некие «музейные экспонаты». Неоднократно приходилось слышать от казаков в Москве (включая священников) такие высказывания: «А почему к нам перестали ездить? Почему к нам давно не приезжают ученые?»
Остается надеяться, что собранные богатства некрасовского фольклорного искусства не пропадут в фондах Лабораторий, личных архивах собирателей, последует их изучение и выход в свет. Что же касается возрождения данной культуры среди детей, то необходимо уповать только на представителей местных органов культуры. Ярким примером является опыт работы Л.В.Евдокимовой. Собранный и созданный ею музей, постоянные контакты с некрасовцами, функционирующий фольклорный коллектив – все это даст свои плоды. Ее деятельность заставляет помнить о своей истории и культуре, а не вычеркивать их из памяти.
Для того, чтобы комплексно охарактеризовать культуру казаков-некрасовцев в настоящее время, следует рассмотреть другую часть их жизни и быта, их духовного богатства - культуру церковную.
По своему вероисповеданию казаки-некрасовцы являются старообрядцами белокриницкого согласия в юрисдикции Русской Православной старообрядческой церкви, центр которой расположен в Москве на Рогожском кладбище. Приходы некрасовцев входят в состав Донской-Кавказской епархии.
Церковно-общинная культура казаков, их певческая культура - интересны. Данным аспектам посвящены специальные публикации автора, указанные выше. Здесь будут затронуты вопросы взаимоотношения некрасовцев с государственной властью, то, как протекала церковная жизнь на протяжении сорока лет жизни в России и какие формы она носит сейчас.
Когда казаки-некрасовцы собирались переезжать на Родину и вели переговоры с представителями советского консульства, одним из условий их согласия на возвращение была просьба свободно исповедовать свою веру. Советская сторона щедро обещала это выполнить. По приезде в Ставрополье они первое время молились на дому (в каждом селе). Затем, действительно, им разрешили зарегистрировать общины и построить храмы. Не надо забывать, что возвращение некрасовцев пришлось на известные хрущевские годы, т.е. время второй волны борьбы с религией в СССР. Живя в Турции 254 года, некрасовцы вообще не знали, что такое религиозные гонения. Один раз им пытались запретить учить русский язык, но они отстояли свое право на знание родного языка. Неведомы были им и страшные гонения на церковь в 30-е гг. ХХ века. Казаки были явно неподготовлены к каким бы то ни было религиозным притеснениям. Первыми с ними встретились дети. В школе с детей насильственным образом были сняты нательные кресты. Это для некрасовцев казалось страшным, непостижимым. Казаки пытались оказать сопротивление, но оно было безуспешным. Возникшие волнения были усмирены в административном порядке. В настоящее время люди не скрывают, что их вызывали в определенные инстанции и вели резкие разговоры по поводу вообще каких-либо недовольств.
Другая причина быстрого поражения кроется во взаимоотношениях с местным населением, которое в основе своей было уже безбожным. В адрес казаков послышались насмешки, оскорбления: за ношение бороды, национальной одежды, в том числе и за кресты. Следует заметить, что православие в этих местах вообще слабое. Здесь нет чтимых в народе святых мест, знаменитых монастырей, храмов.
Наконец, следует сказать и о большой силе советской идеологической системы. Все, с чем казаки встретились, узнали, увидели: знания в школе и на работе, новые идеи, образ жизни, социальные услуги - все это оказало на людей, живших до этого в Турции в условиях XVIII вв., огромное влияние и перевернуло их мировоззрение. В конечно итоге - старое поколение выдержало удар атеистической атаки, а молодёжь пошла в ногу со временем. Сложилась классическая, в таких случаях, ситуация: подрыв семейных устоев, потеря власти родителей над детьми. Казакам не позволили иметь и атамана. Стали разрушаться формы общинного самоуправления. На молодёжь основное влияние оказала школа, ВУЗ, армия и учреждение, где начиналась трудовая жизнь.
За первыми годами атеистических ударов последовало медленное потепление. Наступили так называемые брежневские времена, которые теперь принято называть «застоем». К основной массе некрасовцев, являвшихся работниками совхозов и других местных учреждений, уже не было придирок по поводу религиозного мировоззрения. В отстроенных двух храмах регулярно шла литургическая жизнь. Казаки хранили заведенные еще в Турции общинные традиции. Представители каждого прихода ездили в гости друг к другу на престольные праздники. Совместно, двумя общинами, провожали в последний путь своих одноверцев. Им удалось сохранить обычай в сопровождении священника: выносить гроб с покойником из дома, нести его в церковь, а после отпевания, с хоругвиями и церковным пением, завершать погребение на кладбище. В СССР в те годы это было повсеместно запрещено. Казаки поголовно крестили всех детей. При вступлении в брак молодые некрасовцы обязательно венчались. Девушка при этом надевала национальный костюм. За сохранение этих традиций уже никто не преследовал казаков. Религиозные гонения в стране в целом начинали ослабевать. Но новое поколение, уже оторванное от церкви, не возвращалось в храм. Прихожанами были только люди преклонного возраста. Как и в других старообрядческих местах, здесь постоянно слышались разговоры: «Старики умрут, и верующих больше не будет. Церкви закроют».
В то же самое время местное окружающее население прекрасно знало о существовании двух казачьих храмов. Не все понимали, что они старообрядческие. Традиция же крещения детей в СССР продолжала существовать. Пользуясь тем, что некрасовские храмы были расположены в ceлax, а не в городе или райцентре, далеко от начальства, начался процесс крещения в них всех желающих, включая районное руководство. Это способствовало мягкости взаимоотношений священников с местными властями. Подчеркнем, что Ставропольский край являлся тогда одним из оплотов партийного строительства и дал ряд известных людей в руководстве страны. Правда, данная практика могла иметь плохие последствия со стороны духовного руководства старообрядческой церкви, имеющей строгие правила взаимоотношений одноверцев с иноверцами. Поэтому в курс дела был поставлен возглавлявший в те годы епархию епископ Анастасий. Будучи человеком преклонного возраста, мудрым и рассудительным, он разрешил священникам проводить такие крещения, но обязал брать в качестве крестного представителя старообрядческой церкви, т.е. кого-то из некрасовцев.
Религиозность самих казаков в целом поддерживалась в наличии венчаний, посещении храма в очень большие праздники (на Рождество, Пасху и в престольный день) и, конечно, в отпевании и поминовении усопших.
Окружившая и поглотившая людей повседневная жизнь советской страны сыграла не меньшую, если не большую роль в потере некрасовцами религиозного мировоззрения, нежели сознательно направленная атеистическая работа. На казаков крайне отрицательное влияние оказали такие формы жизни, которые для советских людей являлись почти нормативными. Кратко их перечислим.
1. Алкоголизм. По приезде в Россию казаков поселили в места, где находились винодельческие совхозы, в которых они и стали работать. Алкоголизм, которого они не знали и не имели в Турции, стал подрывать генетику некрасовцев в силу их неподготовленности. Он быстро проник в их среду, т.к. вина было предостаточно, и пользоваться им можно было бесплатно.
2. В СССР они узнали о так называемом узаконением воровстве. Тайно можно было пользоваться государственным имуществом (с полей, с заводов). Воровство во все времена считалось преступлением. Государство наказывает за это одним образом, а церковь - другим. Верующий всегда должен каяться об этом на исповеди. Здесь же иное дело. За государственное имущество (взятое с полей, заводов) - каяться не надо. Этому научили казаков местные жители.
3.Свободные межнациональные браки. В первые годы жизни в СССР некрасовцы находились в полном недоумении от увиденного. В Турции казаки принципиально не смешивались с окружающим населением. Здесь же это являлось не только свободным, но и поощрялось.
4.Сводобная с точки зрения некрасовцев, этика. Распад института семьи: неподчинение детей родителям, право разводиться, и, наконец, право совершать аборты. Для людей, воспитанных в средневековых религиозно-этических нормах все вышеизложенное имело сильное отрицательное воздействие и большие последствия. Подчеркиваем, что все новые нормы жизни влияли не меньше, а, возможно, больше на потерю религиозного мировоззрения, «страха Божьего», - как выражались сами казаки. В первые годы проживания это производило на них почти шоковое впечатление. Но, как всегда бывает, отрицательные явления быстро привились, стали затрагивать жизнь, судьбу многих семей и, особенно, детей.
Данные события в жизни казаков протекаем на фоне начавшегося роста материального благополучия в стране, и, в особенности, в Ставропольском крае. Церковная же жизнь и ее нормы стали превращаться у многих в форму соблюдения обрядов, порой, достаточно внешнюю.
В старообрядческих храмах кроме священника, есть прихожане, отличающиеся сильной религиозностью, «намоленностью», строгостью жизни т.е., те, кого в народе называют «святые люди». В п. Новокумский до начала 90-х гг. таким человеком был Тимофей Ястребов. В настоящее же время ни в одном приходе таких людей нет. В обеих общинах, несмотря на достаточно многочисленную паству, сейчас существует проблема с уставщиками, и даже с просвирнями, хотя есть много вдовиц.
Изменениям подвергся и похоронный обряд. У старообрядцев после кончины человека полагается молиться сорокоуст. Это особое правило, которое включает: поминовение усопшего в течение сорока литургий. В течение сорока дней необходимо ежедневно полностью вычитывать книгу Псалтырь. После каждой кафизмы (их всего двадцать в книге) надо делать по семнадцать земных поклонов. Данное правило трудное. Большинство старообрядцев еще при жизни готовят деньги, чтобы их родные после кончины специалъно наняли человека для совершения этого обряда. Такая практика существовала и у некрасовцев в Турции. В России же она исчезла, и не по причине отсутствия денег, а по причине отсутствия людей, которые бы согласились молиться. Вместо этого существуют поминки по усопшему. Проведение одних поминок может обойтись в пять тысяч рублей.
Из-за секуляризации жизни некрасовцы не достаточно строго стали соблюдать посты. А это крайне нетипично для строгих норм старообрядческой церкви. Наконец, следует остановиться еще на одном явлении в жизни общин, которое влияет как на позитивные, так и на негативные стороны существования приходов. Это - мужское начало. Помимо священников, все руководство в храмах у некрасовцев представлено исключительно мужчинами. Некрасовцы до сих пор сохраняют только мужскую традицию пения. В 80-е гг., когда проводились первые экспедиции, такая картина несколько разочаровывала специалистов. Молодёжь в церковь не приходила, а стариков становилось меньше. Они ходили молиться, будучи бритыми и в обычных костюмах, а не в кафтанах. Но воистину, человек предполагает, а Бог располагает. Под воздействием политических событий, возрождения религиозности в стране и в некрасовские церкви стали больше ходить людей, в том числе, и мужчин. Если бы священнослужители проводили активную работу в данном направлении - прихожан, включая детей, было бы еще больше.
Итак, мужское начало, мужские традиции чтения и пения продолжают храниться в некрасовских общинах. Последние годы внесли свои причины в то, чтобы данная ситуация не менялась, а укреплялась. Когда в стране начались экономические реформы, инфляция, развал экономики и сельского хозяйства, это существенным образом затронуло и казаков. И хотя сложности не коснулись некрасовцев в той форме, как жителей средней полосы страны, они, привыкшие к жизни 70-80-х гг., были явно ущемлены новым экономическим положением. Зарплату перестали выдавать вовремя. В жизни началась свобода вероисповедания. В данной ситуации место певца в церкви стало иметь несколько иное значение. Прежде чем его объяснить, необходимо обязательно коснуться еще ряда факторов.
Приехав в СССР, казаки поменяли географическое место жизни. Сменился климат, условия труда, пища. В стране в последние десятилетия происходили отрицательные экологические перемены. У казаков, как уже говорилось, прижился порок алкоголизма. В последние годы на молодое поколение обрушилось новое горе - их захлёстывает наркомания. Эта трагедия коснулась многих семей. Следствием всего стала высокая смертность у казаков, постепенно стали исчезать долгожители. После 70-и лет человек, как правило заболевает и наступает кончина, часто из-за болезни. Молодёжь гибнет из-за пороков алкоголя, наркомании, несчастных случаев. Поэтому похороны и поминовения являются теперь, к сожалению, основной требой в храме, основным источником дохода общины и священника. После отпевания и похорон усопшего поминают на третий, девятый, сороковой дни, на год, два, три года. Для совершения поминок, кроме обильной трапезы из традиционных казачьих блюд, необходимо заказывать служение Литургии. Она так и называется - заказная Литургия. В этом случае покупается лампадное масло, свечи (около 300 штук) чтобы они горели у каждой иконы на вечерней службе и утром на Литургии от начала до конца службы. На таком богослужении полагается совершать заупокойные три литургии вечером и одну после Литургии. Во время Литии все поющие мужчины должны быть оплачены тем, кто заказывал службу. И так делается на каждом заупокойном богослужении. В силу большой смертности таких молений в храме бывает по несколько на каждой неделе. В итоге, в сложные годы инфляции, для мужчин и их семей полученные деньги стали важным источником дохода.На них можно было приобретать товары первой необходимости. Это одна из причин того, что в общинах некрасасовцев сохраняется мужское начало. Мои беседы о привлечении женщин к чтению и пению в храме встречали резкое сопротивление со стороны прихожан- мужчин.
Если все вышеизложенные причины негативного воздействия на религиозное сознание казаков были как бы объективными, независящими от конкретных лиц, то кроме них имели места и причины субъективные. В 70-е годы из числа некрасовских прихожан были выдвинуты кандидаты в священнослужители. Старообрядческая церковь в те годы испытывала острую нехватку пастырей. Вскоре кандидаты были рукоположены в сан священнослужителей и стали служить в разных старообрядческих приходах. Однако, сами некрасовцы считали, что не все из них достойны быть священниками. Жизнь показала правоту людей. Недостойные представители лишились права священнодействовать и вскоре ушли из жизни в мир иной. Данные примеры до сих пор имеют плохие последствия в сознании верующих людей. В итоге, как выражается прихожанин церкви из Кумской Долины Семен Иванович Милушкин: «0ни опозорили нас перед руководством старообрядческой церкви, а мы охладели к вере».
Итак, речь шла об основных тенденциях в жизни некрасовских общин, которые отрицательно влияли на религиозное мировоззрение людей. Здесь не затрагивался вопрос личного вероисповедания каждого отдельного человека. Kpoмe того, как бы в противовес всему этому, существовал целый ряд факторов, кото¬рые способствовали сохранению религиозности казаков, противостояли разрушительным тенденциям. Эти примеры свидетельствуют как раз о глубокой религиозности в среде прихожан. Так, некрасовцы именно по-христиански относятся к смерти. В том случае, если кто-то в селе заболевает и ожидается его кончина, люди приходят к больному и просят у него прощения. Он в свою очередь просит у них прощения. От человека не скрывают, что его ожидает смерть.
На похоронах у некрасовцев положено оплакивать усопшего.Голошение у них красивое, оно по-своему украшает похоронный обряд. Но прошли похороны, поминки, и люди продолжают жить своей жизнью.Они не убиваются, даже если это потеря ребенка, кормильца. «Бог взял», - отвечают казаки. Родственники находят силы, чтобы дальше жить и трудиться, а не впадать в депрессию. Безусловно, что в этом им помогает сильная вера в Бога.
Подводя черту под тем, что изменилось в жизни и культуре у казаков-некрасовцев за годы проживания в России, что они потеряли, что сохранили, возникает вопрос - возможно ли возродить казакам все, что они имели в своей жизни до возвращения на Родину, и что может этому способствовать? Ведь несмотря на все плохие веяния, у людей сохранилась сильная вера в Бога. Как показывает жизнъ, невозможного не бывает. Очевидно, возможно возрождение. Мне представляется, эту миссию на себя должны взять священнослужители. Этому есть подтверждения.
Несколько лет назад в приход п. Новокумский был поставлен новый священник из числа некрасовцев - о.Никифор Ялуплин. Пройдя длительную стажировку в Москве под руководством самого митрополита Алимпия - главы церкви, он, по прибытии в общину стал, если можно так выразиться, наводить ревизию в церковной жизни. Исходя из правил, новый настоятель строго запретил вино на похоронах и поминках. Это было страшным ударом для всех. Ему пытались сопротивляться, приводили разные доводы. Однако о.Никифор настоял на своем, вплоть до отказа отпевать и поминать усопших. Ему вынужден был последовать и второй священник в Кумской Долине о.Феофан. В итоге приходы смирились и вино перестали подавать на похоронах и поминках.
Изменились у некрасовцев и формы взаимоотношений с так называемой государственной собственностью. Пришедшее новое руководство бывших совхозов умудрилось поставить преграды к расхищению винограда, вина и т.д. Так что и эта слабость уходит из жизни из-за страха потерять работу. Трудно решить проблему стяжания. Некрасовцы очень трудолюбивые люди. Жить материально обеспеченно - до сих нор главный стимул жизни, порой, к сожалению, выше духовного. Каждый хозяин следит, что делает сосед у себя дома. После этого он делает то же самое, но лучше.
Вот почему люди, кроме основной работы, берут по два-три личных участка и работают вне всякой меры, губя себя физически. Личное благополучие не способствует и не приводит к осознанию того, что в храме, например, надо реставрировать иконы, приобрести паникадило, сделать какой-то ремонт. Может быть, в будущем, придет желание в первую очередь заботиться о Доме Бога. Но в целом, несмотря на многие проблемы, у некрасовцев жива вера в Бога. Именно церковь и вера помогли им сохранить себя и в Турции, и в России.
До сих пор каждая семья собирается вместе два раза в год - на Рождество и на Пасху. Как ни давила цивилизация и пороки общества, как ни угасали традиции - в целом у некрасовцев продолжает биться пульс живой церковной жизни. Если же есть живая вера в Бога, значит и сохранятся церковные культура и искусство.
Фольклорное искусство, при всех формах его фиксирования, успешных выступлениях хоров - в реальной практике не приняло жизненных форм. Думается, что фольклорное возрождение возможно, если и этим займется церковь. А в церкви все зависит от священников. Не один раз приходилось слышать из уст старообрядцев, что жизнь в приходе на 90% зависит от пастыря.
Говоря о своей жизни, о сложных перипетиях, которые выпали на казаков, когда они вернулась в Россию, о неспокойной обстановке в районе их проживания в настоящее время, некрасовцы находят объяснение своих бед в некой мистической причине. Когда они уходили из Турции в 1962 г. (это было накануне праздника Рождества Богородицы) - была ночь. Когда советский теплоход «Грузия» привез их в Новороссийск - также была глубокая ночь. Удивительно, что в 1994 г., когда группа из сорока человек некрасовцев ездила в родное село в Турцию, автобус также прибыл туда ночью. Ночью же они уезжали и обратно, и именно ночью вновь вернулись в свои Ставропольские села. Считаем, однако, что благодаря вере у казаков-некрасовцев будет светлое будущее.
Вопросы казачьей истории и культуры. Вып. 1. Майкоп: «Качество», 2002.