Утром 18 января 1810 г. закубанскими горцами с территории подконтрольной Турции было совершено нападение на Черноморскую кордонную линию.
Историческая справка составлена Ю. Зюзиным казачьим полковником, директором РИА «Сполох» ККВ, апрель 2001 г.
«Тиховские поминовения» — дань благодарности потомков полковнику Льву Лукьяновичу Тиховскому и его казакам за мужество и стойкость, проявленные при защите населения станиц Ивановской и Старонижестеблиевской от нападения горцев.
Утром 18 января 1810 г. закубанскими горцами с территории подконтрольной Турции было совершено нападение на Черноморскую кордонную линию. Нападавших было несколько тысяч конных и пеших (ориентировочно — 4 тыс.). Они прорвали границу и проникли на территорию России. Место прорыва находилось выше «Раздера», там, где от Кубани отделяется Протока и несет свои воды на север, (у современного хутора Тиховского).
Этому нападению предшествовала неудачная попытка горцев захватить 1-го января пост Съездной. Возможно, это была разведка боем.
Участок границы охранялся 4-м конным полком (командир Л. Л. Тиховский) Черноморского войска, штаб-квартира которого располагалась в Ольгинском кордоне, у юго-западной опушки Красного леса. Кордон не сохранился; в 30-х годах XX века ушел под воду. На кордоне находилось, примерно, 150 конных казаков, два младших офицера и командир полка. Гарнизон был вооружен ружьями, ратищами (короткая пика), холодным оружием и одной полевой пушкой.
Нарушение границы обнаружил дозор под командой сотенного есаула (унтер-офицера) Ивана Плохого в момент, когда пехота горцев устилала лед Кубани сеном для прохода своей некованой конницы.
Получив доклад И. Плохого Тиховский приказал подать сигнал тревоги тремя выстрелами из пушки и зажечь «Фигуру» (дымовой сигнал), а к месту прорыва выслал, под командованием зауряд-хорунжего Григория Жирового, сотню казаков, которая, спешившись у переправы, вступила в огневой бой с горцами.
Пешие горцы засели в приречных вербах, а конная лавина несколько тысяч всадников хлынула на север. Вскоре они разделились на четыре колоны. Две пошли на станины Ивановскую и Старо-Нижестеблиевскую, а две блокировали Славянский и Ольгинский кордоны, разграбив на пути казачьи хутора.
На сигнал тревоги, на помощь казакам 4-го полка, из Новоекатериновского кордона, расположенного на восточной опушке Красного леса, немедленно пошел через лес с полусотней казаков полковой есаул Гаджанов. Из селения Мышастовского на помощь вышел резерв под командованием есаула Голуба, но из-за дальности расстояния прибыл к месту боя слишком поздно.
В Ивановской горцы, получив жестокий отпор от стоявшей там роты егерей регулярной русской армии, и, слыша пушечные выстрелы в своем тылу, начали общий отход к переправе.
Опасаясь, что Гаджанов ударит им в тыл, горцы отошли от Ольгинского кордона на север и дали возможность Гаджанову войти в кордон.
Л. Л. Тиховский с остатками своих казаков и полусотня Гаджанова, выдвинулись к переправе, где вела бой сотня Жирового и, спешившись, вступили в бой.
В это время к переправе подошли толпы возвращающихся со стороны степи конных горцев. Казакам пришлось вести бой на два фронта. Более трех часов, казаки не подпускали горцев к переправе, но соотношение сил было явно не в их пользу. Кончились заряды, последний 50-тый раз выстрелила пушка, дважды ранен Тиховский, многие казаки ранены, часть убиты, и последний свой час они встретили в яростной рукопашной схватке по команде полковника: Хлопцы! В ратища! Коли!
Они все погибли. Их похоронили на другой день у Ольгинского кордона в братской казачьей могиле — 148 человек. На могиле установили деревянный крест.
В 1869 г. па могиле, по инициативе генерал-майора Василия Вареника, был установлен большой каменный крест, что стоит и сейчас.
В 1899 г. вблизи поля боя образовалось казачье поселение, получившее название хутор Тиховский.
До 1914 г. у могилы ежегодно проводили поминальную панихиду. Затем могила была утеряна и найдена только в 1973 г. благодаря старожилу Т. В. Савченко.
Организации возрождающегося Кубанского казачества — Кубанской казачьей Раде местоположение братской казачьей могилы известно не было, и вторично было обнаружено автором этой справки совместно с казаками казачьего общества г. Славянска-на-Кубани, которые и привели ее в порядок, после многих лет забвения.
С 1991 г. по решению правления Кубанской казачьей Рады и по приказу Атамана Громова В. П. церемония памяти героев была восстановлена и проводится ежегодно во второе воскресенье после Пасхи.