Вполне закономерно, что на Кубани, где традиции христианства имеют тысячелетнюю историю и связаны с именем апостола Андрея Первозванного, начавшего проповедование учения Христа еще в 40-х годах I в. сначала в Закавказье, а потом и на Тамани, почитание христианских праведников было всегда значимым. Известно, что в 519 г. на Константинопольском соборе Православной Церкви присутствовал епископ Фанагории Иоанн. Значит, на Тамани уже в VI в. существовала православная епархия. К сожалению, после возникновения Османской империи (на месте православной Византии) на Кавказе и в Причерноморье началось насильственное насаждение ислама. И только переселившиеся на Кубань в XVIII в. запорожские казаки восстановили здесь православие. Объективная роль православия в становлении социокультурных традиций казачества заключается в том, что на протяжении веков оно было и остается живительным источником формирования его культуры и духовного облика, непоколебимой базой его уверенности в правоте своего «святого дела по защите веры, земли и Отечества».
Вполне закономерно, что на Кубани, где традиции христианства имеют тысячелетнюю историю и связаны с именем апостола Андрея Первозванного, начавшего проповедование учения Христа еще в 40-х годах I в. сначала в Закавказье, а потом и на Тамани, почитание христианских праведников было всегда значимым. Известно, что в 519 г. на Константинопольском соборе Православной Церкви присутствовал епископ Фанагории Иоанн. Значит, на Тамани уже в VI в. существовала православная епархия. К сожалению, после возникновения Османской империи (на месте православной Византии) на Кавказе и в Причерноморье началось насильственное насаждение ислама. И только переселившиеся на Кубань в XVIII в. запорожские казаки восстановили здесь православие. Объективная роль православия в становлении социокультурных традиций казачества заключается в том, что на протяжении веков оно было и остается живительным источником формирования его культуры и духовного облика, непоколебимой базой его уверенности в правоте своего «святого дела по защите веры, земли и Отечества».
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор справедливо подчеркивает, что «православный храм в жизни казаков-переселенцев занимал особое место, являясь средоточием их духовного и материального мира. Известно, что строительство первых сорока куреней на кубанской земле начиналось с церкви, вокруг которой впоследствии размещались жилые постройки. Православный храм организовывал вокруг себя не только внешнее, но и внутреннее гражданское пространство казачьего общества... Церковь являлась также средоточием культурной жизни станичников. В течение первых ста лет единственными учебными заведениями во многих станицах были исключительно церковноприходские школы... Наконец, православные храмы в казачьих поселениях 6ыли первыми музеями, потому что по казачьей традиции от всякого военного похода в местные храмы приносились различные трофеи - свидетельства набожности или военной доблести их прихожан. Именно такую функцию - быть не только местом богослужения, но и древнехранилища официальных казачьих регалий: подарков императоров, боевых знамен и т. п. - нес на себе главный войсковой собор города Екатеринодара - храм святого благоверного князя Александра Невского».
В материалах к летописи «Екатеринодар - Краснодар, века города в датах, событиях и воспоминаниях» (Краснодар, 1993) воспроизводятся архивные материалы об этапах строительства Войскового Александро-Невского собора, называемого в народе Белым собором. Потребность казачества в нем была настоятельной. Поэтому учащиеся Петербургской Академии художеств братья Иван и Елисей Черники, обучаясь в академии за счет войско казны, начали готовить его проект.
В 1834 г. Иван Черник известил из Петербурга войсковую канцелярию о ходе работы над проектом в варианте византийских традиций храмостроительства «о пяти главах». Но смета на ее постройку была составлена им (вместе с братом Елисеем) лишь в 1848 г., а 30 декабря 1849 г. войсковое правление Черноморского казачьего войска направило во Временную строительную комиссию утвержденный проект и смету финансирования строительства. Местом для возведения величественно храма была определена центральная площадь города, позднее получившая название Соборной (ныне это сквер имени маршала Г. К. Жукова на улице Красной). Срок строительства первоначально был определен в четыре года, но его начало задержали исправление чертежей и поиски подрядчика.
Девятого мая 1853 г. после торжественной литургии состоялась официальная закладка храма. Наблюдение за работами по постройке было возложено на войскового архитектора, которым был к этому времени Елисей Черник. Однако вскоре началась Крымская война. Казаки ушли на фронт, остановился войсковой кирпичный завод, строительство храма было временно прекращено, и только после завершения войны оно было продолжено.
В 1872 г. в торжественной обстановке при огромном стечении народа Александро-Невский собор был освящен и открыт для прихожан.
Как отмечено в летописи «Екатеринодар - Краснодар», собор «представлял собой пятиугольное сооружение в традиционном для середины XIX в. «византийском» стиле с использованием деталей древнерусской и византийской архитектуры». Пять куполов храма, опирающихся на мощные пилоны и увенчанных ажурными крестами, завершал центральный купол с арочными оконными проемами. Многими деталями он воспроизводил элементы храмового строительства Москвы и других городов России.
Собор стал выдающимся произведением русской архитектуры XIX в., олицетворяющим доблесть и славу кубанского казачества, материальным воплощением его духовных традиций, отражением неразрывных духовных связей между столицей России и Кубанью. Названный в честь св. Александра Невского, он стал живой военно-исторической памятью доблестных побед российского воинства и кубанского казачества, главным собором Кубани. Начиная с 70-х годов XIX в. здесь совершались все торжественные церемонии Кубанского казачьего войска, а 12 сентября - день перенесения мощей св. князя Александра в специально построенную Александро-Невскую лавру - стало войсковым праздником Кубанского казачьего войска.
И невозможно было представить, что через шесть десятилетий он будет не только закрыт, но и взорван. Это произошло в марте 1932 г. в процессе широкой кампании наступления на «классово чуждые элементы», расказачивания и ликвидации «кулачества как класса», сопряженных с массовыми репрессиями.
В архивах сохранился документ, воспроизведенный в летописи «Екатеринодар - Краснодар. Два века города в датах, событиях и воспоминаниях». Это решение президиума Краснодарского горсовета от 10 марта 1932 г. по вопросу с оригинальной формулировкой: «Ходатайство РЖСКТ «Красный Октябрь» о передаче ему для разборки бывшего Белого собора». Варварская акция властей по разрушению главного собора Кубани - памятника архитектуры была завуалирована в виде инициативы «снизу» («ходатайства») жилищно-строительного товарищества одного из заводов города.
Весьма любопытной была «аргументация» этого варварства: «Имея в виду, что здание бывшего Белого собора, находящееся в ведении Горсовпрофа, пришло в такое состояние, что требует капитальных вложений для его ремонта, учитывая полное отсутствие средств на ремонт, а также принимая во внимание, что здание по своему характеру не может быть целесообразно использовано ни для каких целей, занимает много места на площади, могущей быть использованной под зеленые насаждения, не представляет собой никакой архитектурной или исторической ценности, признать разборку его с целью использования освобождающихся строительных материалов целесообразной...».
«Разборка» собора была поручена заводу «Красный Октябрь» с использованием освобождающихся стройматериалов его жилищным товариществом. Установлен был и срок исполнения - «не позже 1 мая». Это решение президиума горсовета стало окончательным приговором главному храму Кубани. Храм был взорван. Жилищно-строительное товарищество завода «Красный Октябрь» сколько могло выбрало из руин цельные кирпичи. Все остальное было свезено на свалку. Весьма характерно, что газеты города не обмолвились об этом ни единым словом.
И только в процессе радикального реформирования России в 90-х годах началось и духовное возрождение Кубани. Неистребимый созидательный дух казачества стремился возродить свою культуру и традиции. Началось переосмысление истории страны и Кубани. Вспомнились незаслуженно забытые, вычеркнутые из истории имена наших великих предков, радетелей земли кубанской.
Ярче всего духовное возрождение проявилось в возвращении Православной Церкви в духовный мир жителей Кубани. Стали открываться порушенные в 30-е годы храмы, монастыри, воскресные школы. С приходом митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора к руководству епархией в 1987 г. духовное возрождение Кубани стало особенно ощутимым и зримым. Кубанская епархия превратилась в одну из крупнейших в России. Возрождаются высокие принципы религиозной морали. Люди безбоязненно пошли в храм, в быт народа вернулись православные праздники и обряды. Церковь возвысила свой голос на поприще нравственного очищения народа.
Большую роль в духовном обновлении Кубани стало играть возрождающееся казачество. Начали возникать первые казачьи объединения и официально признанные властью казачьи клубы. В октябре 1990 г. состоялся первый Учредительный съезд кубанских казаков, на котором была создана региональная Кубанская казачья Рада во главе с атаманом В. П. Громовым. Активизировались контакты и связи возрождающегося казачьего движения на Кубани с зарубежными казачьими организациями. В октябре 1992 г. состоялся Всекубанский казачий съезд, на котором войсковым атаманом вновь был избран В. П. Громов. Был принят Устав кубанского казачества. В декабре 1997 г. оно вошло в Государственный Реестр казачьих обществ России, имея в своих рядах 68 районных обществ, 19 городских, 176 станичных и 204 хуторских.
В 1999 г. Указом Президента РФ атаману Кубанского казачьего войска Громову В. П. был присвоен высший казачий чин генерала. Казачьи организации активизировали свою деятельность в патриотическом воспитании, в охране общественного порядка, профилактической работе по борьбе с правонарушениями, распространением наркотиков, по невойсковой охране государственной границы, объектов государственной и федеральной собственности, охране леса, в сопровождении грузов, ликвидации стихийных бедствий, возрождении традиций и духовного облика казачества.
Неоценимую роль в духовном обновлении Кубани играет Кубанский казачий хор под управлением В. Г. Захарченко, который не только возродил традиции кубанского Войскового певческого хора, но и обогатил их уникальным народным песенным и танцевальным искусством. Хор стал первоклассным художественным коллективом страны, популярным и любимым в России, ближнем и дальнем зарубежье. В 1993 г. он получил высшее художественное звание - академического. Большую роль в возрождении казачьих традиций играет созданный на базе хора Центр народной культуры Кубани.
В процессе многообразного и мощного духовного возрождения Кубани, естественно, возник вопрос и о возрождении Александро-Невского собора как символа военно-исторической памяти кубанского казачества, символа воинской чести и верности Отечеству. И это закономерно. Как уже отмечалось выше, кубанскому казачеству исстари была свойственна традиционная верность православию, психологическая готовность защищать его от всех опасностей, «живот за веру положить», «претерпеть всякие муки за Святой Крест». При этом в традициях Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова и других прославленных полководцев верность православию органически сочеталась в казачестве с преданностью Родине. Принимая активное участие в охране и закреплении границ, казачество рассматривало защиту Родины как одну из святых обязанностей.
Преданность стране психологически идентифицировалась с любовью к своей малой родине («отчине и дедине»), к родной Кубани; гимн кубанских казаков, а сегодня и всей Кубани, начинается словами: «Ты, Кубань, ты наша Родина». Это и предопределило высокий статус в системе ценностей таких качеств казачества, как беспредельное мужество, отчаянная храбрость, абсолютное бесстрашие, отвага, смелость, ловкость, находчивость и физическая выносливость. Они высоко оценивались общественным мнением, о них помнили станичники и память о них передавали потомкам.
Совместное участие в боевых действиях сформировало в казачестве ощущение «святого товарищества». Казаки хорошо помнили заповедь Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Поэтому принцип «Сам погибай, а товарища выручай» редко нарушался в казачьей среде. Если такое случалось, то позор падал не только на виновного, но и на членов его семьи.
После окончания службы однослуживцы создавали свое «полковое братство», в складчину покупали для храма икону, чаще всего Георгия Победоносца или Александра Невского, считая их покровителями своего братства, служили им благодарственные молебны. Высокий статус православия в менталитете казачества вел к тому, что оно пронизывало всю жизнь, быт и культуру казаков начиная с рождения, и не только по инициативе войсковой администрации, атаманов и казачьей старшины, но и всей семьей, самим обиходом Казачьей жизни. Казачьи поселения начинали строить с закладки храма, который воздвигали на горе или возвышенности — месте сочинения земли и неба, земного и небесного миров. В храме хранились казачьи регалии, знамена, грамоты и другие духовно значимые Ценности. Напутственным молебном провожали казаков на службу, в Поход или на войну, а встречали благодарственным служением. Возвращаясь из военных походов, часть военной добычи отдавали на содержание церкви, «на помин души погибших в бою».
Все это укрепляло боевой дух казачества, закрепляло и развивало его патриотические и духовно-нравственные традиции, в значительной степени благодаря храмам и духовенству. И вот теперь в процессе духовного возрождения Кубани и казачества вопрос о воссоздании Александро-Невского собора приобрел особую актуальность.
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор вспоминает: «Призывы о восстановлении собора Александра Невского - символа былой мощи и красоты Кубани впервые, насколько помнится, прозвучали в начале 90-х годов на одном из сборов Кубанского казачьего войска. Идея эта тогда буквально витала в воздухе, и ее поддерживали самые различные слои населения».
Первоначально, еще в 1995 г. на месте разрушенного собора и в память о нем был сооружен храм-часовня в честь св. Александра Невского, в 2004 г. она была реконструирована с добавлением нижней церкви храма-часовни, освященной во имя святых Царственных мучеников. Однако этот храм-часовня в силу ограниченности церковных площадей (даже после пристройки нижней церкви) не мог выполнять ту величественную роль, которую когда-то выполнял Белый собор.
Настойчивые предложения казаков о воссоздании собора нашли отклик на форуме интеллигенции Кубани в июле 1998 г. Форум обратился в краевую администрацию с просьбой поддержать эти предложения и помочь в проведении проектно-изыскательских работ. Одновременно персональная творческая мастерская В. Т. Головерова провела историко-архитектурные проектные исследования. На основании сохранившихся чертежей архитектора И. Д. Черника институт Краснодаргражданпроект выполнил эскиз реконструкции собора. Комитетом по охране культурных ценностей была проведена экспертиза представленных работ и выдано заключение.
Позднее в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края была организована выставка эскизных проектов. По итогам выставки проект одобрили. Усилиями многочисленных энтузиастов, епархии, православной общественности и казачества при поддержке администрации края в начале 2003 г. было принято решение приступить к воссозданию собора в створе улицы Красной, в самом ее начале. Новое расположение храма предопределено исторически: именно здесь более двух веков назад воздвигалась войсковая крепость.
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор в связи с этим отмечает, что «завершение проекта восстановления храма - это еще не начало строительства, нужны были большие средства, а главное - творческая воля людей, готовых взять на себя эту огромную ношу. Не без промысла Божия таким человеком стал глава администрации края - Александр Николаевич Ткачев». Было принято решение «построить собор заново там, где когда-то остановились казаки, положив начало Екатеринодару-Краснодару. Отсюда запряженная пара волов пропахала борозду, которая превратилась в улицу Красную». Здесь, в самом начале улицы Красной, где прежде стояла деревянная церковь, теперь начиналось строительство белоснежного войскового казачьего собора.
17 декабря 2003 г. при большом стечении народа, прихожан, губернатора края А. Н. Ткачева, председателя Законодательного Собрания В. А. Бекетова, атамана Кубанского казачьего войска В. П. Громова в торжественной обстановке митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором был осуществлен чин закладки Александро-Невского храма. К 2005 г. усилиями спонсоров, прихожан, епархии и при финансовой поддержке администрации края поднялись стены, а затем и купола великолепного собора. 15 июня 2005 г. во время пастырского визита на Кубань Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил колокола собора.
Из книги «Великий подвиг святого благоверного великого князя Александра Невского»/Упр. по взаимодействию с обществ. объединениями, рел. организациями и мониторингу миграц. процессов адм. Краснодар. края; Краснодар. краев. духовно-патриот. общ-во «Наследники Александра Невского»; сост. Л.Ф. Логинов – Краснодар: Диапазон-В, 2006.