«Вектор», информационно-аналитический журнал Кубани: Казачий генерал Николай Александрович Долуда волею казаков Кубани избран атаманом Кубанского казачьего войска в ноябре 2007 года. Бремя атаманской власти воспринимает как то, что пришло по судьбе и за что он ответствует перед Богом и перед низовыми казаками, которые на вызовы истории реагируют всем сердцем и готовностью беззаветно служить Родине. И ждут атаманского слова…
- Николай Александрович, за 25 лет возрождения кубанское казачество не просто вернулось к себе памятью, обрело право на жизнь, но, пополняя ряды Кубанского казачьего войска, явило высокую степень воинской, социально-бытовой, управленческой самоорганизации, видную духовную стать, былую воинскую доблесть… Среди существующих на сегодняшний день 11 реестровых казачьих войск России Кубанское войско признано одним из лучших. Это, несомненно, достойный результат завершения первого этапа реализации государственной Стратегии развития российского казачества. Второй этап реализации ставит перед атаманами и всеми членами войска серьёзные задачи по восстановлению традиционного государственного статуса казачества, увеличению численности казачьих обществ и развитию их экономической базы.
Решение этих и других задач, нацеленных на организацию и укрепление казачества как базового сегмента российского общества, требует устойчивого идеологического вектора. Вам как атаману Кубанского казачьего войска в новом тысячелетии выпала историческая миссия провозгласить идеологию современного кубанского казачества. А значит, ответить на те животрепещущие вопросы, которые волнуют общество. И главные из них: кто такие казаки ХХI века? Какова главная цель и смысл их жизни? Какими путями им предстоит двигаться к этой главной цели?
– Считаю обозначенные вами вопросы как никогда актуальными. Ведь двоякое отношение к казакам у населения складывается именно оттого, что люди мало знают о современном казачестве. Кто мы – казаки ХХI века? Какие задачи стоят перед нами, какими путями нам предстоит двигаться, чтобы выполнить эти задачи? Эти вопросы требуют всестороннего рассмотрения.
Что такое казачество вообще? Моё видение – это особая форма государственной и социальной жизни самостоятельного народа. Именно народа – и никак иначе. Народа, который патриотически настроен, для которого понятия Отечество, Родина имеют глубокий смысл. Казачество всегда служило и будет служить России. Исторически статус казачества неоднократно менялся. И к началу ХХ века кубанское казачество сформировалось именно как служивый народ. У казаков на протяжении нескольких веков формировалась собственная история, не отделимая от России, самобытная культура, устойчивые традиции, колоритный говор, а главное – особые казачий менталитет и самосознание.
Считаю, что мы должны и в ХХI веке сохранить социальную нишу верного служения Отечеству и заступничества Святой Православной веры. Но чтобы состояться как народу в современной истории, казачеству необходимо не только возрождать традиции и обычаи, но и правильно интегрировать их в современную жизнь Кубанского региона и страны в целом. И я должен сказать: на сегодняшний день это сложнейшая задача, поскольку определённая часть населения Кубани воспринимает процесс возрождения казачества как «реанимацию исторических пережитков». Но опрометчиво называть пережитками то, что не истребимо временем, а значит – актуально.
Нашим соседям, горским народам, удалось адаптировать свои традиции к условиям современной жизни. Поэтому предложение губернатора края вернуть на Кубань казачий уклад жизни – историческая закономерность и веление времени. Для казачества данная позиция руководителя региона – огромная поддержка. И она вовсе не означает, что нужно вернуть всё, как было два века назад. Вернётся лишь то, что соответствует духу времени. Это и любовь к Родине, уважение к старшим, дань памяти предков, укрепление казачьей семьи, военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, и многое из того, что утрачено в современных условиях жизни.
Сегодня Кубанское казачье войско – лучшее среди одиннадцати реестровых казачьих войск России. В казачьих обществах Кубанского войска состоит 48 тыс. казаков, а вместе с членами семей – более 150 тыс. человек. Состав войска ежедневно пополняется теми, кто считает себя истинным потомком запорожских казаков. Единственным призванием современного казака, как и 400 лет назад, является служение Великой России.
Будущее казачества России связываю только с постоянным развитием и самосовершенствованием. Именно казачье самоуправление и самодисциплина способствуют интеграции казачьих войск в общегосударственную систему. Этому способствует и достаточно сильная на сегодняшний день нормативно-правовая база, определяющая государственную политику в отношении казачества. Это и утверждённая Президентом РФ Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, и Концепции государственной политики Российской Федерации и Краснодарского края в отношении казачества, и 154-й Федеральный закон «О государственной службе российского казачества», и многие другие нормативно-правовые акты страны и нашего края. Данные документы во многом определили продуктивный вектор развития казачества на Кубани и в России в целом. За что мы благодарны руководству страны и региона. Впрочем, эти документы лишь отражают отношение государства к казачеству, но не определяют основные права и обязанности казаков и предназначение казачьих войск в общегосударственной системе. На сегодняшний день реестровые казачьи войска готовы осуществлять все виды государственной службы. Но ресурс казачьих войск пока востребован не в полной мере.
Именно поэтому нам крайне необходим абсолютно новый правовой акт – ЗАКОН О РОССИЙСКОМ КАЗАЧЕСТВЕ, в котором статус казачества будет определён на государственном уровне. И я как атаман Кубанского казачьего войска буду делать всё возможное, чтобы этот закон был разработан и принят в 2017 году.
Для более качественного развития казачьих войск необходима координация этой деятельности на федеральном уровне. И государство уже пошло по этому пути. Сейчас создан и действует Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества, который во многом оказывает поддержку реестровым казачьим войскам. Но, к сожалению, этот орган является совещательно-консультативным, а не управляющим.
Помимо вышеуказанного Совета курировать вопросы казачества поручено сегодня Федеральному агентству по делам национальностей Российской Федерации. Но и в этом случае казачество является лишь одним из многочисленных направлений деятельности этого агентства. Считаю, что для более плодотворного развития казачества на государственном уровне, организации взаимодействия и координации работы необходим отдельный федеральный орган власти, который будет заниматься только вопросами казачества – управление по делам казачества при Президенте или Правительстве РФ. Ведь казачьи общества созданы практически во всех субъектах РФ и им необходимо дать возможность развиваться централизованно и на равных условиях. В органах федеральной власти будут находиться лица, несущие прямую личную ответственность за качество выполнения поставленных задач.
Казачество – это огромная сила России. И нам необходимо всем вместе найти ту нишу в жизни страны, где мы будем востребованы в полной мере.
Современное Кубанское казачье войско на деле доказало свою способность верой и правдой служить Отечеству. Подтверждением тому служит подвиг, который совершили кубанские казаки весной 2014 года в Крыму. Всего за сутки 1000 полностью экипированных и подготовленных казаков добровольцами переправились на территорию Крымского полуострова и заняли оборону на основных участках возможного продвижения украинских сепаратистов – Турецком валу, Чонгаре и Перекопе.
Именно казаки были на передовой и не пропустили отряды бандеровцев, планировавших воспрепятствовать проведению крымского референдума и устроить на полуострове «второй Майдан». Уже к 1 марта казаки оборудовали полноценные оборонительные позиции по всем инженерным нормам, вырыли окопы и в течение трёх недель в снег, дождь и холод держали оборону с оружием в руках на границе Крымского полуострова и Херсонской области. И никто не дрогнул, не жаловался, не попросился домой, не бросил товарищей и вверенные боевые позиции. В это время ещё 5000 кубанских казаков в полной готовности ждали от меня команды в любой момент выдвинуться на Керченскую переправу. К счастью, такая команда не понадобилась.
Помимо обороны границы Крымского полуострова в круглосуточном режиме казаки производили досмотр поездов, прибывающих в Крым с территории Украины, охраняли здания Верховного Совета республики, где находился региональный избирком, и здание правительства, занимались охраной общественного порядка в городе-герое Севастополе.
В Крыму я совершенно по-новому узнал своих казаков – настоящих воинов, которые, не боясь самых худших последствий, добровольно стояли на передовой. Это был настоящий подвиг кубанского казачества, который навеки вписан в современную историю Российского государства. Я благодарен всем казакам и атаманам, которые тогда были со мной в Крыму и которые достойно выдержали это испытание, делили все тяготы казачьей службы во благо будущего великой России.
Спустя всего год после крымских событий кубанское казачество заявило о себе в масштабах всей страны в преддверии празднования 70-й годовщины Победы нашего народа над фашистской Германией. Как атаман войска я написал обращение на имя министра обороны РФ с просьбой рассмотреть возможность участия казаков Кубанского войска в юбилейном Параде Победы. Это прошение было одобрено на самом высоком государственном уровне. 120 кубанских казаков в составе парадных расчётов торжественным маршем прошли 9 мая 2015 года по главной площади страны.
Это было поистине историческое событие: спустя 70 лет с того момента, когда 200 кубанских казаков приняли участие в Параде Победы 1945 года, мы вернулись на Красную площадь и доказали, что современные казаки достойны памяти предков, сложивших головы в годы Великой Отечественной войны во благо нашего светлого будущего. Для казаков участие в Параде Победы 2015 года было своего рода испытанием. Ведь для того, чтобы один раз пройти по Красной площади всего 200 метров, они прошли сложнейший курс подготовки продолжительностью в шесть месяцев.
– Николай Александрович, какое направление в деятельности Кубанского казачьего войска вы можете выделить как главное?
– Исторически сложилось так, что казаки – народ служивый. На федеральном уровне сегодня принят основополагающий документ – Федеральный закон № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», в котором чётко определены основные виды государственной службы реестровых казачьих войск. И мы достаточно серьёзно относимся к выполнению требований этого закона. Кубанское казачье войско несёт все виды госслужбы, определённые данным законом. Но, на мой взгляд, это лишь малая часть наших возможностей. Государство не в полной мере использует потенциал казачества в рамках вышеуказанного закона. Ведь казак – это прежде всего защитник. И основой жизни казачества во все времена была именно военная служба.
Долг, честь, преданность России, готовность к самопожертвованию, готовность прийти на помощь товарищу, непринятие фальши, подлости, лицемерия, обмана, трусости, соблюдение традиций и обычаев, знание своих корней, опора на героическое прошлое казачьего народа – составляют фундамент любого казачьего войска России.
Ежегодные военно-полевые сборы казаков Кубанского казачьего войска стали обязательным мероприятием боевой подготовки служилого казачества. На этих сборах казаки обретают боевые навыки: владения огнестрельным и холодным оружием, современными средствами связи, тактической, физической и инженерной подготовки и многое другое. Девятый год подряд все исторические казачьи отделы выходят на военно-полевые сборы автономно: со своими палатками, полевыми кухнями, транспортными средствами, экипировочной одеждой.
Важным для нас является и подготовка молодых казачат к прохождению срочной службы в Вооружённых силах России. Ежегодно мы направляем до 800–900 человек в казачьи военные части, которые определены директивой Генерального штаба Министерства обороны РФ. Но при этом все прекрасно понимают, что данные казачьи части только называются казачьими. На самом деле отличаются от обычных воинских соединений лишь названием, да и процентная доля казаков-военнослужащих в них очень мала. Было бы целесообразно вернуть право называться войском в самом прямом смысле этого слова. Казачьи войска в России должны возродиться как регулярные боевые части, а не как общественные некоммерческие организации. И в этом я вижу один из главных путей дальнейшего развития казачества.
Мы располагаем возможностью комплектовать регулярные боевые части из числа казаков. Кроме того, я вижу необходимость создания в системе Министерства обороны казачьих резервных частей или казачьих частей территориальной обороны. Именно такие части смогут в случае необходимости отмобилизоваться в очень короткий срок. Уверен, давно настало время создания настоящих полноценных казачьих воинских частей в системе Министерства обороны, где и солдаты, и офицеры могут быть настоящими казаками, членами казачьих обществ. Форма одежды в таких казачьих частях должна быть казачьей военной формой. Причём это задача приемлема не только для Кубанского казачьего войска. Практика создания казачьих воинских частей должна быть реализована во всех одиннадцати реестровых казачьих войсках, которые в совокупности охватывают территорию почти всех субъектов Федерации.
Рассматривается возможность и формирования казачьих частей в структуре войск Национальной гвардии.
На добровольных началах мы оказываем большую помощь в охране государственной границы на всех пограничных заставах края. И у нас есть возможность сформировать и казачьи погранзаставы, которые будут действовать в системе Пограничного управления Федеральной службы безопасности страны. Ведь испокон веков казачьи хутора и станицы размещались территориально на границах Российского государства именно потому, что казаки охраняли приграничные рубежи России.
И сегодня казаки могут возродить это воинское ремесло. Но этот процесс должен проходить профессионально, с полным циклом отбора, подготовки и выполнением конкретно поставленных задач. Было бы исторически закономерно, если бы наши юные казаки на территории дислокации казачьих войск призывались именно в Погранвойска ФСБ РФ для защиты государственной границы. Понятно, что для этого потребуется изменение законодательной базы. Но уже сейчас мы готовы к такой службе.
Казаки Кубанского казачьего войска совместно с полицией участвуют в охране общественного порядка на территории всех 44 муниципалитетов края. Мы доказали свою способность достаточно эффективно нести данную службу во время проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи в 2014 году, а также этапов международных гонок «Формула-1» в течение уже 3 лет. При этом 1552 казака оказывают помощь полиции на постоянной основе, а 980 человек – на добровольных началах.
Во время проведения краевых или всероссийских мероприятий более 5000 казаков охраняют общественный порядок совместно с сотрудниками полиции во всех населённых пунктах нашего края. В том числе и на объектах транспорта – в аэропортах, на ж.-д. вокзалах, а также на стационарных постах ДПС. И результаты этой деятельности достаточно неплохие.
Создав муниципальную казачью милицию, которая бы занималась только охраной общественного порядка, мы и здесь можем значительно больше принести пользы населению региона и страны в целом. Финансироваться такая муниципальная казачья милиция должна из бюджета муниципалитета или края. Подобная практика уже применялась ранее, когда милиция общественной безопасности финансировалась на местном уровне. Форма одежды у сотрудников казачьей милиции, естественно, должна быть казачьей, а комплектоваться такая милиция должна исключительно из числа казаков Кубанского казачьего войска.
Казачья муниципальная милиция могла бы иметь двоякое подчинение: в общем организационном порядке – она бы подчинялась главе района, а в порядке оперативной деятельности – начальнику районного управления внутренних дел. С учётом сокращений и дефицита сотрудников полиции это решило бы множество задач и в разы снизило уличную преступность.
При этом сотрудники федеральных органов МВД продолжили бы заниматься оперативной работой и имели бы больше времени для решения серьёзных задач по борьбе с организованной преступностью, криминалом и бандитизмом, грабежами и разбоями.
Государственная служба казачества и стремление к возрождению казачьей воинской службы, несомненно, является основной и главной задачей современного казачества. Но мы никогда не сможем достичь выполнения этой задачи, если не будем делать основной упор именно на позиционирование казачества как народа со своей богатейшей культурой и историей.
Мы должны достичь того уровня, тогда наши дети будут не потребителями традиционной культуры, а её носителями и станут передавать традиции и обычаи кубанского казачества уже своим детям. Именно для этого мы развиваем систему казачьего образования. Через казачьи кадетские корпуса, казачьи классы, творческие коллективы мы пытаемся привить детям любовь к самостоятельному изучению истории и культуры казачьего народа, любовь к Православной вере.
Наша история, овеянная славой предков, наша Православная духовная культура – это фундамент жизни казачьего народа, на котором далее держится, в том числе и казачья государственная служба.
В этом и заключается путь развития современного казачества. И мы уже идём этим путём: выполняем поручения губернатора в отношении земельного вопроса, развития казачьих классов, казачьих частных охранных предприятий, создания союза молодых казаков и многое другое.
Достижение поставленных целей немыслимо без авторитетных казачьих руководителей – атаманов казачьих обществ. Безусловно, мы делаем упор на современных, профессиональных, честных, добросовестных, образованных и принципиальных атаманов. Они должны быть хорошими организаторами, управленцами и лидерами в своих обществах. Должны уметь выстраивать отношения в том числе и с властью различного уровня. И мы будем освобождать ряды казачьих обществ от тех атаманов, которые присосались к атаманскому креслу, которые не занимаются развитием казачьих обществ и думают только о своём кармане, используя казачество в своих личных интересах. Такие атаманы наносят вред всему Кубанскому казачьему войску.
Наш край – казачий, и 48 тыс. реестровых казаков для Кубани – это очень малая численность казачьего войска. Казаков в станицах и хуторах значительно больше, но многие из них до сих пор занимают выжидательную позицию. И именно в работе с ними огромная ответственность ложится на плечи атамана. Придут к нему казаки или нет? Авторитет казачества зависит от конкретных дел. И оценку результатам этих дел дают жители края.
– Нерушимая крепость самоорганизующей силы казачества, идущая от времён Запорожской вольницы, кроется в казачьей демократии. В ХХI веке реализация исторической казачьей миссии возрождения Русского мира осуществляется в условиях гражданских свобод и демократий, следствием которых является уничтожение гражданского самосознания, разрушение семьи, традиционных нравственных ценностей. В этой связи, каким образом казачья демократия должна ответить на вызовы современности?
– В современном мире процессу разрушения и искоренения подверглись не только отдельные элементы культуры, традиций, обычаев, но и социальное звено – та основа, которая и создавала эти традиции. Я говорю про институт семьи.
Именно в семье у молодого человека формировалось казачье самосознание, прививалась любовь к Родине. Именно в семье казак изучал историю своего народа, воспитывался в казачьих традициях. Именно в семье казак становился казаком.
Сейчас же институт казачьей семьи утрачен. Именно поэтому мы стараемся прививать эти основы жизни в казачьих классах, кадетских корпусах, военно-патриотических клубах, творческих коллективах, казачьих обществах. Пытаемся хоть как-то помочь казачьей семье. Но заменить её полностью невозможно.
Поэтому основной нашей целью и средством, которые казачество может противопоставить разрушению духовно-нравственных ценностей гражданского общества, является возрождение института казачьей семьи. А это уже приведёт к пополнению казачьих рядов.
Да, это очень сложный путь, но он является единственно правильным. Невозможно в один миг переломать самосознание людей, которое на протяжении всей их жизни формировалось в совершенно других нравственных ценностях. Но вполне возможно воспитать подрастающее поколение на основе казачьих традиций и обычаев, чем мы сейчас активно занимаемся. Нужно время для того, чтобы высокие духовные традиции казачьей жизни окончательно были интегрированы в социально-культурное пространство российского общества.
Казачья демократия, по законам которой строится жизнь казачьих обществ Кубанского войска, не является чем-то недосягаемым. Это набор устоявшихся норм и правил, которые позволяют казачьему народу организовывать свою жизнь.
Первый и основной принцип казачьей демократии – это всеобщая гласность. Любые решения в Кубанском казачьем войске принимаются не в закрытых кабинетах, а обсуждаются на казачьих сборах и советах атаманов. После того как обсуждение состоялось, тот или иной вопрос выносится на голосование. Причём голосование в Кубанском казачьем войске – открытое. Если у тебя есть своё мнение – его должны знать все. Это исключает возможность подтасовки казачьих голосов. Более того, при голосовании в Кубанском казачьем войске нет такого понятия, как «воздержался». Казак должен чётко отстаивать свою позицию – или «за», или «против».
Одной из основ казачьей демократии является подчинение меньшинства большинству. Каждый казак должен понимать, что живёт не один, он – часть одной большой семьи – казачьего общества, и он также, как и все, несёт своими действиями бремя ответственности за эту семью. Каждый имеет право высказаться, но если большинством голосов решение принято, то оно уже не обсуждается.
Есть и очень хорошая практика отчётности атаманов всех уровней. Каждый год атаман казачьего общества отчитывается о проделанной работе перед казаками, которые его выбрали. И не просто отчитывается, а получает за это от своих казаков определённую оценку. Данная оценка также устанавливается путём открытого голосования. И если казаки считают деятельность атамана по итогам отчётного периода неудовлетворительной, то этот атаман обязан сложить свои полномочия до истечения установленного срока.
Казачья демократия, несмотря на гласность, строится на основе строжайшей дисциплины. На основе казачьих традиций и уважении к старшим и друг к другу. Если на казачьем сборе встают со своих мест члены Совета стариков, то весь зал тоже встаёт и утихает, потому что дебаты привели стариков к возмущению. Такие же традиции присущи и горским народам. В современном же славянском гражданском обществе уважение к старикам практически свелось к нулю, что в корне недопустимо.
Большую роль играют также и казачьи суды. Любые разногласия между казаками должны решаться внутри казачьего общества и Кубанского казачьего войска. Эти разногласия не должны выходить за пределы войска и становиться достоянием всех подряд. И основную роль на этих казачьих судах также играют старики, которые имеют право осудить провинившегося, а осуждение со стороны стариков – это большой позор для казака.
В том числе казачьи суды применимы и к тем казакам, которые своими действиями вносят раскол в казачьи общества, к бунтарям и баламутам, к тем, чьи действия носят провокационный характер. Таких казаков решением казачьих судов исключают из общества.
Это и есть принципы казачьей демократии, на основе которых веками формировалось казачье самоуправление.
Вы спрашиваете, каким образом казачья демократия должна ответить на вызовы современности?
Этого можно достичь только в том случае, если казачья демократия сможет интегрироваться в жизненные устои всего гражданского общества. Все эти принципы казачьей демократии вполне возможно применять и в современном гражданском обществе. Ведь согласно Конституции источником власти в России является народ. Жители нашей страны, прежде чем принимать тот или иной законопроект, также могут инициировать собрание станичных или краевых народных сходов и обсуждать отдельные законопроекты с помощью народного голосования.
Вполне возможно ежегодно давать оценку деятельности того или иного народного избранника, чиновника или руководителя. И в случае неудовлетворительной работы – досрочно отправлять его в отставку.
Именно граждане страны своим большинством могут всенародно осуждать действия отдельных лиц, организаций или политических движений, которые пытаются расшатать Россию изнутри. И не просто осуждать, а применять к ним различного рода порицательные меры, чтобы раз и навсегда отпало желание выходить на площади и настраивать людей против политики руководства страны.
Всё это возможно и необходимо. Потому что, к сожалению, современная наша демократия основывается не на принципах самодисциплины, традиций, глубокой духовной культуры, а на принципах вседозволенности. Что в корне неправильно, так как неизбежно приводит к хаосу и деградации современного общества.
Поэтому именно в совершенствовании системы патриотического воспитания, основанного на историко-культурных традициях кубанского казачества, в укреплении института казачьей семьи и дальнейшем увеличении численности казаков Кубанского казачьего войска мы видим перспективы развития и мощь казачьей демократии на Кубани, которая сможет влиять на общественные процессы не спонтанно, а благодаря внутреннему осознанию земляками нерушимых духовных, моральных и нравственных устоев жизни, сформированных тысячелетней традицией православной культуры. Именно это осознание должно дать в дальнейшем мощный толчок возрождению на Кубани казачьего уклада жизни.
– Почему исторически возникло и в чем смысл деления казачества на реестровое и нереестровое? Возможны ли пути единения реестровых и нереестровых казаков как носителей единой казачьей культуры?
– К великому сожалению, современная история казачества сопряжена с делением его на реестровых и нереестровых. Думаю, что причиной тому послужила спонтанность процесса возрождения казачества на первоначальном этапе. В начале 90-х годов, когда казачество только начало возрождаться, обстановка в стране не располагала к системности и обдуманности данного процесса.
С момента начала возрождения казачьих войск все казачьи объединения в России были нереестровые. И каждое из таких объединений определяло собственный формат возвращения к истокам казачьей культуры и быта. Многие, а точнее большинство, ставили основной целью возрождение и реабилитацию казачьего народа, возобновление исконного права на историческую память, традиционную казачью культуру и образ жизни. Другие казаки ставили основной целью полный возврат казачьим обществам всех земель, которыми ранее владели исторические казачьи войска, не понимая того, что на современном этапе это невозможно осуществить, так как это вновь приведёт к смуте и повтору событий, которые развернулись в России в начале XX века. А некоторые, к счастью их меньшинство, и вовсе требовали создания на базе казачьих войск отдельных казачьих республик, коих исторически никогда не было.
Казачьи войска всегда развивались в неразрывной связи с государством, а основной их целью была служба Отечеству, защита государственных интересов и Православной веры. Именно поэтому с момента создания Государственного реестра казачьих обществ большинство казачьих объединений приняло решение о вхождении в данный реестр. Эти казаки не допускали мысли об обособленности казачества, создания каких-либо независимых казачьих республик и прочих самостийных образований вне Российского государства.
Другие же казаки, которых не устраивало возрождение казачества в рамках государственной системы, в реестр не вошли. А значит, автоматически они отказались от служения. Реестровыми стала именно служилая часть казачества. Сегодня именно реестровому казачеству уделяется государством основное внимание, потому что реестровые казаки не мыслят себя вне Российского государства и готовы жить, работать и развиваться в условиях совершенствования государственной системы, а не самостийно. И государство в свою очередь даёт поддержку и гарантии таким казачьим обществам. Но и взамен требует от казаков выполнения обязательств по несению государственной и иной службы, определённой 154-м Федеральным законом «О государственной службе российского казачества».
Это не чья-то прихоть, так сложилось исторически. Но в условиях современной жизни формат государственной службы казаков естественно изменился. Если раньше это была преимущественно военная служба, то сейчас её направленность большей частью связана с правоохранительной деятельностью. Таковы условия времени.
Те казаки, которые не входят в Государственный реестр казачьих обществ, в большинстве своём не желают принимать на себя обязательства по несению государственной службы. И проблема эта имеет более глубокие корни: нереестровые казаки не хотят нести службу не просто потому что не хотят, а потому что не желают выполнять те требования, которые сегодня предъявляет к современному казачеству государство, хотят выполнять только те государственные задачи, которые им по нраву и только тогда, когда «душе будет угодно», хотят быть вольными казаками. В этом и кроется основная причина разногласий внутри современного казачества.
Жизнь и деятельность именно реестровых казаков регламентируются принятыми на федеральном уровне нормативными правовыми актами. Например, несмотря на то что любой человек, считающий себя казаком, имеет право на ношение казачьей традиционной формы одежды, только реестровые казаки имеют право на ношение казачьих погон в сочетании с этой формой.
Казачьи чины сегодня могут на законных основаниях присваиваться только реестровым казакам, и присваивают их лишь те должностные лица, которые определены указом Президента России. А именно: казачьи чины до старшего урядника присваиваются атаманом казачьего отдела или округа; от младшего вахмистра до подъесаула – атаманом казачьего войска, от есаула до казачьего полковника чины присваиваются полномочным представителем Президента России в том или ином федеральном округе. Высший чин – казачий генерал, присваивается только лично Президентом России.
Все остальные случаи присвоения казачьих чинов и ношения казачьих погон, в том числе и казаками казачьих обществ, не включённых в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, являются незаконными.
Пути единения реестровых и нереестровых казаков, естественно, существуют. Их множество. Но не один из них не будет действенным, пока казаки сами своим глубинным казачьим самосознанием не поймут, что как исторически, так и в современных условиях сильное казачество не мыслимо без теснейшей взаимосвязи с государством. Только так мы сможем осуществить всестороннее возрождение казачества. Махновщина уже давно исчерпала себя. Сейчас настало другое время, другой этап становления нашего Отечества. Основой этого этапа являются системность и единство взглядов и убеждений. Другого пути нет.
Кубанское казачье войско открыто для всех граждан, считающих себя казаками: как реестровых, так и нереестровых. Мы рады принять в казачьи общества истинных казаков и каждый день ждём их. Мы готовы к объединению казачества. Нам это необходимо как воздух. Ведь сегодня двоякое отношение к казачеству среди населения страны кроется в отсутствии единства в казачьей среде. Будущее казачества мы видим только в его единстве. Но это единство должно быть обусловлено объединением всех казаков под началом одного мощного, управляемого, централизованного казачьего войска, а не основываться на самостийной обособленности отдельных казачьих организаций. Мы неоднократно предлагали руководству и казакам нереестровых казачьих обществ, действующих на территории Краснодарского края, вступить под знамёна Кубанского казачьего войска. Но они сами этого не хотят, им это не нужно. И, как правило, обуславливается это тем, что в Кубанском казачьем войске нужно не просто быть казаком и разглагольствовать о хорошей или плохой казачьей жизни, а заниматься делом, возрождать казачий уклад жизни каждодневным трудом, вносить реальный вклад в развитие казачьих обществ и региона в целом.
Мы готовы к сотрудничеству с любыми казаками, желающими идти с нами одним общим путём. Но только на условиях, прописанных в Уставе Кубанского казачьего войска. Мы не допустим раскола в Кубанском казачьем войске и введения своих «неписаных» порядков и правил. Если ты готов вступить в наши ряды, то будь добр соблюдать наши правила, которые основаны на казачьих традициях и обычаях. Одно из таких основных правил – меньшинство подчиняется большинству. Мы не позволим приходить в наш монастырь со своим уставом. Тех казаков, которые готовы вступить в Кубанское казачье войско, уважать и соблюдать наши обычаи, традиции, и, самое главное, соблюдать дисциплину и требования казачьих уставов, мы ждём. И с радостью готовы принять в свои ряды.
– Создание условий для восстановления традиционного казачьего общинного землепользования с учётом новых исторических условий – одно из важных направлений Концепции государственной политики Краснодарского края в отношении кубанского казачества. Экономическую основу Кубанского казачьего войска исторически составляли земледелие и животноводство. Благодаря внесённым изменениям в Закон о земле казачьи общества получат по 500 гектаров земельных участков. Каким образом будут осваиваться эти земли? Для казачьей идеологии это вопрос ключевой, так как исторически работа казака на земле и рачительное отношение к ней формировали психологию хозяина земли, хозяина жизни.
– Вопросы выделения казачьим обществам земельных участков и развития казачьей экономической базы с самого начала процесса возрождения казачества, действительно, являлись ключевыми. Исторически свои отношения с казаками государство строило на основании взаимовыгоды. Государство, владея землёй, наделяло землями казачьи войска при условии несения ими воинской службы. Земля для казака и казачьей семьи была решающим фактором их жизни. Войсковые земли представляли для казаков основную среду обитания. Причём неважно, какую из исторических форм являло собой хозяйство казака: естественные промыслы (охота и рыболовство) или же сельскохозяйственное производство.
Важнейшей функцией казачьей общины была земельно-распределительная. Земельная площадь Кубанского казачьего войска составляла свыше 6 млн десятин, из которых 5,2 млн десятин принадлежало станицам. Остальные находились в войсковом запасе и в собственности казачьих офицеров и чиновников. Общины наделяли казаков землёй с 17 лет в расчёте 16–30 десятин на одну мужскую душу населения. Для равноправного пользования землёй станичные земли периодически подвергались переделу. С естественным ростом казачьего населения паевой надел кубанского казака постепенно сокращался. В 1860-е годы он составлял в среднем 23 десятины, в 1917 г. 7,6 десятины.
Сегодня ситуация кардинально изменилась. Большинство земель, которые исторически принадлежали казачьим войскам, в ходе изменения государственного строя и становления советской власти перестали принадлежать казакам.
Земельный вопрос сейчас находится в ином правовом поле, и мы все прекрасно понимаем, что пустые и бессмысленные лозунги «верните нам нашу землю» могут привести только к очередной смуте. Это для нас недопустимо. Та земля, которая когда-то была казачьей, а сейчас принадлежит другим людям, в том числе и казакам, на правах собственности, – не подлежит изъятию и возврату казачьим обществам. Это противозаконно и неприемлемо.
Но есть и другие земли, находящиеся в краевой, муниципальной или федеральной собственности. Вот эти земли государство может на вполне законных основаниях предоставлять в пользование казачьим обществам.
В 2015 году внесены поправки в Земельный кодекс Российской Федерации, согласно которым органы государственной власти и местного самоуправления имеют право предоставлять внесённым в государственный реестр казачьим обществам земельные участки в пользование без проведения торгов. Позже, на основе этих изменений, в части вопросов выделения земель были внесены поправки и в краевое законодательство.
Сегодня в Краснодарском крае благодаря внесению вышеуказанных изменений в действующее законодательство – из муниципальной собственности и краевого фонда казачьим обществам уже выделено более 10 тысяч гектаров земли. Данные земли выделяются в пользование только районным казачьим обществам и без права передачи их в субаренду. И именно это требование является тем основным толчком, который позволит казакам не просто владеть землёй, а самостоятельно её обрабатывать.
Обращаю особое внимание на то, что земельные участки на таких условиях могут предоставляться именно казачьим обществам, внесённым в государственный реестр, а не отдельным казакам. Соответственно, прибыль от использования этих земель должна идти в казну казачьего общества, а не в личный карман.
У нас было множество примеров, когда ранее выделялись земли казачьим обществам, а потом они каким-то чудесным образом приватизировались не обществами, а отдельными казаками или даже атаманами, которые впоследствии либо утратили связь с казачеством, либо и вовсе вышли из рядов Кубанского казачьего войска. А вместе с ними из ведения казачьего общества уходила и казачья земля.
Такое больше не допустимо. Мы жёстко контролировали и впредь будем отслеживать, как используются выделенные земли, кем используются и куда идёт доход от их обработки. Решение о распределении этого дохода должно приниматься коллективно, на советах атаманов или сборах казачьих обществ, а полученные денежные средства использоваться исключительно на нужды казачьего общества: на проведение патриотических мероприятий, приобретение казачьей формы одежды, организацию экскурсионных поездок детей по святым казачьим местам, проведение спортивных соревнований и фестивалей казачьей культуры, приобретение учебной литературы и спортивного инвентаря, оказание материальной помощи казакам-наставникам и на прочие социально значимые для казачества мероприятия.
Земля – это та недвижимость, которая может приносить казачьим обществам прибыль, это тот фактор, благодаря которому казачьи общества могут создать свою экономическую базу и становиться самодостаточными. Это основа экономической стабильности казачества.Исторически казаки занимались земледелием и животноводством. Вот и сейчас выделяемые казачьим обществам земли – это земли сельскохозяйственного назначения. Главным механизмом использования данных земель в идеале должно стать создание казачьих крестьянско-фермерских хозяйств, которые и будут заниматься использованием и обработкой данных земель и в которых будут на платной основе трудиться казаки и члены казачьих семей.
Параллельно здесь встаёт вопрос о дальнейшем сбыте продукции. Решение данного вопроса мы видим именно в плоскости развития системы заготовительных контор, возрождение которых было предложено губернатором Кубани В.И. Кондратьевым.
Кроме того, данные земли могут быть использованы для сохранения и развития традиционного казачьего уклада жизни, сохранения и развития историко-культурных традиций. А это подразумевает возможность организации на данных земельных участках исторических казачьих подворий, направленных на развитие на Кубани этнотуризма.
– Исторически Кубанское казачье войско являло собой форпост южных границ России. И сегодня в условиях геополитической нестабильности отсутствие терактов, военных конфликтов в многонациональном и многоконфессиональном регионе – во многом заслуга казаков, которые добросовестно несут службу совместно с сотрудниками правоохранительных органов. В этой связи какие виды государственной службы являются на настоящий момент приоритетными для кубанского казачества?
– Несение государственной службы является одним из основных и стратегически важных направлений деятельности Кубанского казачьего войска. Кубань – это наш общий дом, и именно от нас зависит, каким он будет завтра, комфортно ли будет жить в нём нашим детям, внукам и правнукам или нет. Казаки несут государственную службу не потому, что того требует государство, а по собственным убеждениям и собственной воле. Мы не можем и не должны, не имеем права ждать, когда вопросы мира, порядка и стабильности в нашем доме решит кто-то за нас. Мы сами должны быть опорой и поддержкой нашему народу, нашим гражданам, нашим семьям, нашей стране.
Сегодня наиболее приоритетными видами государственной службы кубанского казачества являются те, которые определены в Федеральном законе № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» и которые направлены на обеспечение стабильности в регионе.
В первую очередь – это охрана общественного порядка.
Казак как представитель своего народа при любых условиях и в любых ситуациях будет отстаивать интересы этого народа. Кроме того, кто как не казак, коренной житель хутора или станицы, лучше знает о том, где в его населённом пункте есть неблагополучие. Совместная деятельность полиции и казаков по охране общественного порядка ежедневно приносит реальные результаты, чем вызывает авторитет и уважение казачества со стороны жителей и гостей Кубани. И основным доказательством тому является достойный результат совместной работы полиции и казаков во время проведения зимней Олимпиады 2014 года в Сочи, который отмечен на самом высоком федеральном уровне.
По данным краевого управления МВД, за последние 5 лет с участием казаков выявлено и пресечено 2369 преступлений и 391 560 административных правонарушений. Задержано 585 лиц, находящихся в розыске. Особое и повышенное внимание мы уделяем работе казачьих дружин по охране общественного порядка в курортных городах на Черноморско-Азовском побережье, где в разгар летнего курортного сезона наблюдается наибольшее скопление туристов, приехавших на Кубань из других регионов нашей страны.
Кроме охраны общественного порядка на улицах наших городов и станиц мы несём данный вид службы и на объектах транспорта. Помимо безусловной необходимости в оказании помощи казаками транспортной полиции присутствие казаков на железнодорожных и автовокзалах, в аэропортах несёт и другую не менее важную функцию. При виде казака в форме гостям нашего региона становится очевидным то, что Кубань – это казачий край, потому что первый, кого можно встретить на Кубани, – это казак. При въездах на территорию нашего края о казачьем колорите края напоминают установленные огромные стенды с текстом: «Вы въезжаете на территорию казачьего края. Соблюдайте и уважайте наши обычаи, традиции и культуру».
Не менее важным направлением деятельности Кубанского казачьего войска является борьба с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. Казаки оказывают помощь сотрудникам полиции в борьбе с произрастанием дикорастущих наркотических растений, с распространением и сбытом наркотических веществ. В результате совместных с полицией мероприятий из незаконного оборота только за последние несколько лет было изъято более 2393,7 килограмма наркотических средств и психотропных веществ. Свыше 4590 человек задержаны за перевозку, хранение и распространение наркотиков. Казаки помогли полиции ликвидировать свыше 490 наркопритонов.
Больной темой для Кубани по-прежнему остаётся незаконная миграция иностранных граждан. Для решения этой проблемы казаки регулярно и плодотворно сотрудничают с Управлением Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю и полицией.
Только за период подготовки к зимней Олимпиаде в Сочи с участием казаков Кубанского казачьего войска проверено более 87 тыс. квартир и 40 тыс. домовладений, 659 объектов гостиничного и санаторно-курортного сектора. Осуществлена проверка свыше 260 тыс. граждан, в том числе 16 тыс. 787 иностранцев и лиц без гражданства.
Стратегически важным для Кубанского казачьего войска является такое направление государственной службы казачества, которое связано с охраной государственной границы. 300 казаков Кубанского казачьего войска из 11 районных казачьих обществ совместно с пограничниками ежегодно несут службу на 16 заставах Пограничного управления ФСБ России. В составе пограничных нарядов ими осуществлено более 85 тысяч выходов на дежурства.
При участии казаков задержано более 1000 нарушителей пограничного режима и правил рыболовства. Изъято 60 лодок, более 8000 метров рыболовных сетей, более 5000 килограммов незаконно выловленной рыбы.
Одним из основных видов государственной службы казачества является также ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Казаки всегда приходят на помощь людям, пострадавшим от таких ситуаций. И основной пример тому – ликвидация последствий наводнения в Крымске в 2012 году.
В первый же день этой трагедии на ликвидацию последствий наводнения приехало около 1000 казаков Кубанского казачьего войска, а ещё через сутки их было уже 4000 человек. Причём приехали они по доброй воле, никто приказным порядком их туда не направлял. За спасение людей, ликвидацию последствий этого страшного наводнения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил 25 казакам ордена Русской Православной Церкви.
Члены казачьих аварийно-спасательных формирований Кубанского казачьего войска не раз доказывали свой профессионализм и полную готовность к любым внештатным ситуациям. Такие формирования созданы в 12 наиболее подверженных природным катаклизмам муниципалитетах края.
Помимо этого казаки осуществляют природоохранные мероприятия. Это касается, в первую очередь, пресечения незаконных вырубок леса, загрязнения окружающей среды и борьбы с браконьерством.
Одним из стратегических направлений деятельности является и подготовка юных казаков к военной службе, содействие военным комиссариатам в призыве казаков на службу. Казак – это, прежде всего, воин, защитник своего Отечества. Беда может прийти внезапно оттуда, откуда её не ждёшь. И казак должен не просто хотеть защитить себя, свою семью и свой народ, но и уметь это сделать в любой момент, быть подготовленным.
– На сегодняшний день казаки Кубанского казачьего войска взяли под охрану объекты, куда входят школы, больницы, детские сады, спорткомплексы. Почему именно казакам губернатор края доверил безопасность социально важных объектов?
– Вопросам охраны социально значимых объектов силами казачьего охранного предприятия губернатор Кубани, действительно, уделяет особое внимание. И сегодня казачьими частными охранными предприятиями охраняется уже почти 900 объектов.
Почему предпочтение в данном направлении отдаётся именно казакам? Да потому что казаки – это не просто обычные охранники, которые работают исключительно за заработную плату. Казаки – это представители народа, и вопросы безопасности тех объектов, которые им доверили охранять, они отождествляют не просто со своей работой, а со своим домом, а значит, делают всё по совести, сообразно со своим внутренним самосознанием и ответственностью.
Казаки воспринимают школу, детский садик, больницу как часть своей жизни, часть своей станицы, часть социального быта. Соответственно и отношение к работе по охране этих объектов у казаков особое. Это не просто работа, это, прежде всего, долг. Долг перед самим собой, перед своими соседями, перед своей семьёй и своими предками, перед своими детьми. Соответственно всё это влияет на качество выполнения данной работы и на личную ответственность при её выполнении.
Что же касается тех объектов, которые посещают дети (школы, детские сады, спортивные комплексы), то здесь казак выполняет ещё и большую воспитательную функцию. Он способствует формированию казачьего самосознания у молодёжи. Ведь если молодой человек, на протяжении 10 лет ежедневно приходя в школу, первым видит казака, то он уже на подсознательном уровне понимает, что казачество – это неотъемлемая составляющая общественной жизни в его населённом пункте, это особый уклад, особая в нравственном отношении форма общения, которая обязывает каждого обрести внутреннюю стать…
– Сопрягая себя с Традицией, современные кубанские казаки собственное историческое движение связывают с воспитанием подрастающего поколения. В свете формирующейся казачьей идеологии какими должны быть выпускники казачьих классов и кадетских корпусов?
– Воспитание подрастающего поколения – это одно из основных стратегических направлений деятельности Кубанского казачьего войска. Учитывая важность и значимость этого направления, я бы назвал это особой стратегией несения государственной службы казачества. От нас во многом зависит, какой будет Кубань завтра, кто придёт нам на смену и сможем ли мы сохранить в будущем начатое нами благое дело возрождения государственности России.
Система патриотического воспитания казачьей молодёжи – это многогранный комплекс мероприятий. Базисными является военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Причём мы не делим эти направления на самостоятельные звенья. Уверен, что воспитать достойных казаков и казачек, достойную смену, достойное будущее Кубани можно только формируя гражданское самосознание в аспекте высоких духовно-нравственных ориентиров. Недостаточно уметь разбирать и собирать автомат. Надо ещё знать, во имя каких идеалов это делается. А идеалы определяются знанием своих корней, отечественной истории, основ Православной веры. Точно так же знания казачьих обычаев и традиций, умение петь казачьи песни и отвечать на вопросы исторических викторин будут несовершенны без умения постоять за себя и за своего товарища, без умения защитить свою семью и свой дом.
Мы воспитываем нашу молодёжь на основе тех казачьих традиций и принципов, которые актуальны и святы во все времена: уважение к старшим, любовь к труду, любовь к Отечеству и готовность встать на защиту своей Родины. Именно эти базовые характеристики личности являются основой будущей здоровой нации, здорового общества. Эти неписаные правила и заветы не выдуманы, достались нам от наших великих и славных предков.
Казачье образование выполняет не только функцию образовательную и воспитательную, а прежде всего, функцию оберегающую, сохраняющую.
Благодаря системе дополнительного образования в казачьих классах, работе казачьих творческих коллективов и казачьих военно-патриотических и спортивных клубов мы уберегаем детей от негативного влияния улицы, разрушительных потоков негативной информации телевидения, сети Интернет и множества пороков современного мира: детская преступность, наркомания, бездуховность и многое-многое другое. Наша задача – приблизить молодёжь к обычаям, традициям и историческим нормам жизни казачества, оградить казачью молодёжь от того зла, которое может способствовать формированию у человека негативного, разрушительного по своей силе самосознания.
Сегодня на территории Краснодарского края действует 6 казачьих кадетских корпусов, в которых обучается 1100 казачат с 7 по 11 класс. В новом учебном году в общеобразовательных учреждениях Кубани функционирует более 3000 казачьих классов и групп казачьей направленности. А это более 63 тысяч юных казачат. И огромная заслуга в этом принадлежит губернатору Краснодарского края В.И. Кондратьеву, который принял решение открыть в этом году казачьи классы во всех школах Краснодарского края. Но самое главное – это то, что в казачьем образовании задействованы не только школы, но и казачьи общества. За каждым казачьим классом закреплены наставники из числа казаков. Казак-наставник является связующим звеном между школой и казачьим обществом, он является «вторым классным руководителем» и принимает непосредственное участие в воспитательном процессе, который ведётся в казачьем классе. Казак-наставник рассказывает детям о казачьих традициях и обычаях, о современной жизни Кубанского казачьего войска. И вдобавок ко всему именно казак-наставник олицетворяет собой мужское начало, мужское лицо, мужской подход к воспитанию – всё то, чего, к сожалению, так недостаёт в современной школе.
Сегодня школы Кубани регулярно посещают и проводят занятия с детьми более 1200 казаков-наставников. Помимо общеобразовательных дисциплин наша молодёжь изучает историю, культуру, обычаи и традиции казачьего народа, основы православной культуры, основы военных знаний. Именно этим казачий класс и отличается от любого другого.
Нам важна преемственность казачьего образования. Мы не запрещаем выпускникам наших казачьих кадетских корпусов поступать в военные вузы и выбирать профессию военного. Но для нас куда более важно, чтобы выпускники казачьих кадетских корпусов и казачьих классов после окончания корпуса или школы оставались на Кубани. Чтобы они обязательно поступали в вузы или среднеспециальные учебные заведения (техникумы и колледжи), где продолжали бы изучать предметы казачьей составляющей, а позже возвращались в свои населённые пункты, где проживают их родители, возвращались в свои казачьи общества, заводили семьи, рожали детей и воспитывали бы их в казачьих традициях. Вот тогда бы не было разрыва между прошлым, настоящим и будущим. Только так мы сможем восстановить утраченный институт казачьей семьи.
Выпускники казачьих кадетских корпусов и казачьих классов – это элита будущего нового казачества. И они-то, в первую очередь, и должны стать казаками во всех смыслах этого слова. Это касается и их членства в казачьих обществах и обретения глубинного казачьего самосознания. Именно на этих ребят и девчат мы возлагаем основные наши надежды. Именно они должны в будущем пополнить ряды казачьих обществ и стать основой формирования казачьего уклада жизни на Кубани. Именно они должны быть настоящими носителями и хранителями казачьих традиций, казачьего быта, казачьей истории. Помимо всего прочего выпускники казачьих учебных заведений должны стать настоящими защитниками своего Отечества, патриотами своей страны, образцом и примером для других мальчишек и девчонок.
Поэтому атаманы казачьих обществ должны в обязательном порядке сохранять живую связь с выпускниками казачьих корпусов и казачьих классов. Именно из них вырастут будущие атаманы!
Мы видим в нашей казачьей молодёжи будущее кубанского казачества, будущее Кубанского казачьего войска. Это те люди, которые с честью и гордостью будут нести славное имя казака или казачки, отстаивать интересы казачества и возрождать казачьи традиции и казачью идеологию прежде всего в своих семьях и в целом в обществе.
Казачий уклад жизни на Кубани – это не сиюминутная задача. В сложных условиях современной геополитики казачий уклад жизни необходимо возрождать снизу, и именно на наше юное казачье поколение мы делаем основную ставку.
– Какие формируемые вами основополагающие принципы казачьей идеологии задают вектор жизнедеятельности современного Кубанского казачьего войска?
– Подводя итоги сказанному, остановлюсь на самом главном. Казачество на Кубани – это не сословие, как многие пытаются назвать. Для Кубани, для кубанских казаков казачество – это народ с богатейшей историей, пропитанной ратной доблестью и кровью наших предков, положивших свои жизни на алтарь Отечества за наше будущее, за Святую Православную веру и за наше право называться и быть казаками. Это народ с уникальной и многогранной традиционной культурой, формировавшейся веками.
Казачество основывается на своих исторических и культурных традициях, возрождение которых является одной из основных целей деятельности современного Кубанского казачьего войска. Достичь этого можно только посредством патриотического воспитания казачьей молодёжи, возрождения духовных традиций, института казачьей семьи и уже благодаря этому – возрождения и формирования на Кубани казачьего уклада жизни.
Казачество испокон веков отстаивало интересы государства, верою и правдою служило Отечеству. Потому государственная служба является неотъемлемой составляющей кубанского казачества, в том числе и в условиях современности.
Казачество всегда шло бок о бок с Православием. Для казачества Православие – это не просто религия, а неотъемлемая составляющая часть казачьей жизни и казачьей традиционной культуры. Казачество без Православия немыслимо.
В ХХI веке казачьи войска готовы стать регулярными боевыми подразделениями Российской армии, способными выполнять поставленные государством ответственные задачи и комплектующиеся в основном из казаков. Так было исторически. Так будет и в новой истории казачества России ХХI века.
Из биографии атамана:
Николай Александрович Долуда был призван в вооружённые силы в 1971. Год прослужил в армии сержантом. В 1976 году закончил высшее зенитно-ракетное командное училище, служил на различных должностях, от командира учебного взвода, командира батареи до начальника полигона.
После службы в Управлении боевой подготовки Среднеазиатского военного округа в 1983 году Николай Долуда поступил в военную академию сухопутных войск противовоздушной обороны.
Окончив её в 1986 году, Николай Александрович был направлен на службу в Чехословакию в Центральную группу войск на должность первого заместителя командира зенитно-ракетного полка. Затем возглавил боевую подготовку войск ПВО штаба Центральной группы войск, занимаясь подготовкой зенитно-ракетных полков и бригад. Был переведён в Нижний Новгород, служил в штабе 22-ой общевойсковой армии. После назначен на должность начальника противовоздушной обороны танковой дивизии, и был направлен в учебный центр города Ейска, где обучал специалистов сухопутных войск ПВО. В общей сложности Николай Долуда прослужил 28 лет, из них 10 лет составила служба на полигонах, учебных центрах, участвовал в учениях и стрельбах. За годы службы сменил 10 военных гарнизонов, 14 мест проживания и четыре военных округа: Киевский, Среднеазиатский, Центральная группа войск и Северо-Кавказский округ.
Со своей супругой Любовью Николаевной Гончаренко Николай Долуда познакомился дома у своей сестры. Завоевав 1-е место в соревнованиях среди военных учебных заведений, Николай Александрович получил 3 дня отпуска, приехал домой. Волею судьбы в это время в гости приехала подруга сестры Любовь Гончаренко, которая вскоре, в 1975 году, стала любимой женой Николая Долуды.
«Вектор»,
информационно-аналитический журнал Кубани,
декабрь 2016 года