30 октября казаки Баталпашинского казачьего отдела Кубанского казачьего войска отметили 220-ю годовщину победы над предводителем турецких войск Батал-пашой. К памятному камню в центральном сквере Черкесска съехались делегации из всех районных казачьих обществ, чтобы отдать дань памяти своим героическим предкам, две сотни лет назад отразившим атаку противника.
30 октября казаки Баталпашинского казачьего отдела Кубанского казачьего войска отметили 220-ю годовщину победы над предводителем турецких войск Батал-пашой. К памятному камню в центральном сквере Черкесска съехались делегации из всех районных казачьих обществ, чтобы отдать дань памяти своим героическим предкам, две сотни лет назад отразившим атаку противника.
Неудачная экспедиция к Анапе в феврале 1790 года, закончившаяся полным провалом отряда генерала Бибикова, в который входили две сотни Хоперского полка, вызвала усиление деятельности со стороны турок и горцев. Как пишет есаул 1-го Кубанского полка В.Толстов в «Истории Хоперского казачьего полка», «Батал-паша без особенных затруднений успел поднять против нас до 30 тысяч черкесов разных племен, что с его 15-тысячным корпусом с 30-ю орудиями составило огромное ополчение». С этими силами турецкий предводитель стал готовиться к походу, намереваясь поднять против России все мусульманское население Кавказа, уничтожить наши слабые линии и идти на Тавриду.
В середине сентября 1790 года генералу Герману стало известно, что Батал-паша с 25-тысячной армией и 30 орудиями оставил стоянку на р.Уруп и двинулся через оба Зеленчука к верхней Кубани. Чтобы иметь возможность следить за движением неприятеля, Герман направился со своим отрядом к Кубани. Ежедневно получая тревожные вести о наступлении Батал-паши и опасаясь быть отрезанным, он отошел от Кубанского редута и остановился на р.Батмаклы (ныне Овечка близ Черкесска) в 15-ти верстах от редута. Здесь к его отряду присоединилась колонна бригадира Беервица. Таким образом, под началом генерала Германа сосредоточилось до 5 тысяч пехоты и конницы при шести орудиях. Это было все, что Герман мог противопоставить 25-тысячному корпусу Батал-паши.
Рано утром 30 сентября отряд под прикрытием авангарда майора князя Орбелиани двинулся против неприятельского лагеря, но встретился с наступавшими турками на высотах правого берега р.Тахтамыш. Наши войска развернулись в боевой порядок, имея на правом фланге колонну Беервица (3 батальона), в центре – бригаду Матцена (4 батальона) и на левом фланге – два батальона под командованием полковника Чемоданова.
Турецкая армия развернулась по возвышенностям правого берега р.Абазинка, и 30 неприятельских орудий открыли огонь по нашим войскам. Им успешно отвечали 6 орудий батареи Офросимова. После жестокой артиллерийской канонады и отражения нескольких неприятельских атак Герман перешел в наступление. Наши войска дружным ударом на левый фланг и по центру сбили турок, взяли турецкую батарею и обратили неприятеля в бегство. Разгром был полный. Бросив лагерь, обозы и артиллерию, турки бежали к переправе, тонули в Кубани и погибали под ударами пик и шашек нашей конницы. Сам Батал-паша вместе со своим штабом был взят в плен войсковым старшиной Луковкиным.
Так плачевно окончились для Батал-паши его двухлетние приготовления к грозному вторжению в русские пределы. Впоследствии близ места описанного сражения была поселена станица Хоперского полка, названная Батапашинской, т.е. именем побежденного, а не победителя, о чем, по утверждению В.Толстова, «казаки сожалеют по сей день».
«Десятками, а иногда сотнями гибли храбрые казаки в неравных боях и теперь только одинокiе кресты на братскихъ могилахъ указываютъ намъ места, где земля приняла въ свои недра доблестныхъ бойцовъ, честно сложившихъ свои головы на рубежахъ родного края! Вечная имъ память!..»
Анжелика Черевань, помощник атамана Баталпашинского отдела ККВ