Под регалиями, в узком смысле слова, понимают внешние знаки монархической власти: держава, скипетр, корона, трон и т.п. В казачьих войсках ими стали обозначать предметы, несущие на себе, прямо или опосредовано, печать Высочайшей милости. В Кубанском казачьем войске понятие «регалии» пришло на смену выражению «клейноды», употреблявшемуся в Запорожском, а затем в Черноморском войске.
Под регалиями, в узком смысле слова, понимают внешние знаки монархической власти: держава, скипетр, корона, трон и т.п. В казачьих войсках ими стали обозначать предметы, несущие на себе, прямо или опосредовано, печать Высочайшей милости. В Кубанском казачьем войске понятие «регалии» пришло на смену выражению «клейноды», употреблявшемуся в Запорожском, а затем в Черноморском войске.
В состав войсковых клейнодов входили знамена, бунчуки, печати, булавы, перначи, литавры и др. Понятие «клейноды», переводящееся с немецкого и польского как «драгоценность», более точно, более адекватно отражало состав казачьих святынь, нежели «регалии». Ведь в их числе хранилось немало просто памятных и дорогих вещей, имеющих статус реликвий. Включая в себя и реликвии, понятие «регалии» приобретает еще более расширенное толкование.
Перед Первой мировой войной в составе регалий Кубанского войска находились: 10 войсковых и 35 «куренных» знамен, 31 полковое знамя, 13 значков, пара литавр, пара войсковых серебряных труб, атаманская булава и насека, 2 войсковые большие булавы, 14 малых; пернач кошевого атамана, 5 серебряных перначей, 18 «куренных» медных перначей, 6 печатей, мундир и кинжал императора Александра II, мундир и шашка великого князя Михаила Николаевича, блюдо и солонка, подаренные Екатериной II, 75 высочайших грамот и ряд других предметов. Слово «куренные» взято в кавычки по той причине, что оно не отражает реального статуса этих вещей и введено в конце XIX века дореволюционными кубанскими исследователями для удобства систематизации регалий.
Процесс формирования казачьих регалий продолжался немногим более ста лет. Наибольший интерес представляет эпоха Екатерины Великой. В созданное по ее повелению Войско верных казаков, названное в 1788г. Черноморским казачьим войском, передавались знамена, булавы, перначи, печати. Начало формированию регалий положил пернач, пожалованный Г.А. Потемкиным З.А. Чепеге в январе 1788г. При ордере А.В. Суворова от 27 февраля того же года войску передали большое белое войсковое знамя, малые знамена для куреней, булаву кошевого атамана и несколько перначей. При ордере от 13 мая 1788г. была прислана и большая войсковая печать, изготовленная по велению Екатерины II. К высочайшей грамоте от 30 июня 1792г. черноморцам пожаловали войсковое голубое знамя, пару серебряных труб и литавр. На новоселье императрица подарила казакам серебряное вызолоченное блюдо с надписью «Дар Екатерины Великой войску верных Черноморцев 1792г., июля 13, в Царском селе через войскового судью Антона Головатого» и вызолоченную серебряную солонку с гербом.
В 1801г. император Павел пожаловал войску 14 белых с розовым в середине крестом полковых знамен. Шесть зеленых с розовым крестом полковых знамен пожаловал в 1803г. Александр I. Щедро награждали казаков и другие императоры. В период царствования Николая I состав регалий пополнился 10 знаменами. Особенно обильным на пожалования явилось царствование Александра II: 4 войсковых Георгиевских знамени, 15 полковых и батальонных Георгиевских знамен, Георгиевский штандарт лейб-гвардии Черноморского дивизиона, 5 полковых Георгиевских штандартов и 7 простых полковых знамен. В состав регалий вошло несколько частных значков, знамена Азовского казачьего войска, значки запорожских куреней и Хоперского казачьего полка.
В последующие годы состав регалий увеличился незначительно. В 1896г. в память двухсотлетнего юбилея Кубанского казачьего войска ему пожалованы: войсковое Георгиевское знамя, два полковых Георгиевских и одно простое. В 1897г. простые знамена даны 3,4,5,6 Кубанским пластунским батальонам и 1-му Черноморскому полку. 3 июня 1904г. последовало «высочайшее соизволение» на пожалование насеки наказному атаману Кубанского казачьего войска. В 1911г. 1-й и 2-й Кубанским казачьим сотням императорского конвоя был пожалован Георгиевский штандарт в память войны 1812г.
Первоначально регалии хранились в самых разных местах. В начале XIX века знамена поместили в Свято-Троицкую церковь, металлические предметы и грамоты находились в войсковом казначействе. Так как воинские вещи хранить в церкви запрещал военный устав, в 1801г. знамена передали в особый цейхгауз, выстроенный во дворе атамана Ф.Я. Бурсака. Затем их поместили в Воскресенский собор, а в 20-е гг. XIX века выдали в полки, несущие службу на границе; теперь регалии хранились при полковых штаб-квартирах. В последующие годы регалии не раз меняли места своего хранения.
В 1882г. вступило в строй здание Кубанского областного правления, где для регалий было выделено особое помещение. В 1892г. регалии передали на хранение в войсковой штаб. Некоторые из них постоянно находились во дворце наказного атамана.
В годы гражданской войны, в 1918г. регалии были спрятаны казаками в станице Брюховецкой, затем снова привезены в Екатеринодар. В 1919г. принимается решение об отправке регалий за границу, для того, чтобы сохранить реликвии для истории. Для их перемещения была назначена комиссия из пяти человек: генерал-майор П. М. Кокунько (председатель), члены – генерал-майор С. П. Звягинцев, полковник В. П. Белый, войсковой старшина Я. В. Семикобылин, историк Ф. А. Щербина. 28 февраля 1920 года регалии параходом отправлены из Новороссийска в Сербию и 5 апреля прибыли в Белград. Регалии экспонировались в Военно-историческом музее города Белграда до 6 сентября 1944 года. В период II Мировой войны 6 апреля 1941 года во время бомбежки немцами Белграда музей сильно пострадал. Из коллекции регалий были утрачены серебряные предметы: литавры, солонка, трубы. В сентябре 1944 года атаман Кубанского казачьего войска В. Г. Науменко вместе с казаками покидают Сербию, увозя с собой регалии через Австрию в Германию.
В июле 1949 года регалии были отправлены в США, куда перемещается и кубанское казачество. До 1980г. регалии хранились в музее в Русском Доме в Нью-Йорке, затем в Новом здании кубанского войскового музея в г.Ховелле штат Нью-Джерси. Вопрос о возвращении регалий на Кубань подняла дочь атамана В. Г. Науменко Наталия Вячеславовна Назаренко в 1998 году во время своего пребывания в Краснодаре.
В 2007 году на Кубань вернулась часть регалий – Высочайшие грамоты. Среди них и главная реликвия – жалованная грамота императрицы Екатерины II от 30 июня 1792 года на переселение Черноморского казачьего войска на кубанские земли, казачьи знамена, булавы, перначи и другие исторические реликвии.
Из электронного урока по кубановедению «Регалии Кубанского казачьего войска». Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына