В станице Чамлыкской Лабинского района вспоминали погибших в июне 1918 года, накануне православного праздника Троицы.
На выезде из станицы Чамлыкской – курган, на котором высится крест. Место выбрано неслучайно, он установлен посредине братских могил красноармейцев и казачьих бунтарей. В июне 1918 года, накануне православного праздника Троицы, казаки Чамлыкской, Владимирской, Константиновской, Зассовской и многих других станиц подняли восстание, которое было жестоко подавлено: зверски были убиты более тысячи казаков, их жены и дети.
Чамлыкские поминовения появились во многом благодаря атаману станицы Михаилу Власову. О трагических событиях много лет назад ему рассказывала его мама – Елизавета Власова. Было ей в ту пору 10 лет, но 6 июня 1918 года она запомнила на всю жизнь. В тот день местные жители уже знали, что восстание провалилось и казаки отступили в лес врассыпную, но из города Лабинска прибыл военный гарнизон и прочесал всю округу. Почти все были арестованы. В тот день станичников собрали на Церковной площади возле школы, никто не понимал, что происходит. Из сельсовета вывели первую пару казаков, связанных между собой, раздели до пояса и ударили штыками. Люди не ожидали такой жестокой расправы – на площади собрались в основном женщины и дети. Они стали кричать и бросились бежать. Десятилетняя Лиза так испугалась, что не могла говорить целый месяц, родные думали, что она не заговорит уже никогда.
А казни в тот день продолжались до вечера. Потом еще несколько дней большевики, обезумевшие от крови, ездили по станице и рубили на месте каждого, кто «косо посмотрел». Старожилы рассказывали, что небольшая возвышенность в центре Чамлыкской, на которой казнили казаков, еще несколько лет по весне, когда начинал таять снег, становилась красной от земли, пропитанной кровью.
Июньское восстание не закончилось со смертью бунтарей – вскоре после этих событий в станице появилась Армавирская казачья сотня. Они быстро захватили красную казачью управу, арестовали всех, кто принимал участие в подавлении мятежа, и казнили убийц земляков. Тела более 300 красноармейцев сбросили в огромную яму, далеко за станицей.
Сама история появления этой ямы очень необычная. Задолго до страшных событий на хуторе Лабода жил мужчина, имя которого история не сохранила. Ему постоянно снился один и тот же сон: как будто на этом месте закопан клад, нужно прийти и раскопать его. Сон был настолько навязчив, что он ходил несколько месяцев и копал, пока не сошел с ума. Спустя годы, это место стало братской могилой для палачей. Во времена советской власти над ней появился памятник с траурной надписью «Здесь покоится прах 300 красноармейцев, жестоко порубанных белогвардейскими бандами».
О Троицком восстании информации немного – лишь небольшая глава в книге «Линейцы». Но благодаря казакам, которым небезразлична история своей малой родины, с каждым годом выясняются новые детали почти вековой давности.
– Принято считать, что во время восстания погибли 913 казаков, но это не точные данные, в самом начале возрождения казачества на Кубани атаман Власов ездил по станицам и узнавал у стариков подробности событий, записывал их воспоминания. Люди с большой опаской, но все же рассказывали, что погибло намного больше, чем тысяча человек.
О Троицком восстании атаман Чамлыкской рассказал в 2009 году в одном из интервью журналистам краевого телеканала. Этот сюжет увидел войсковой атаман Николай Долуда и дал поручение выяснить подробности и детали. Прежний атаман Лабинского РКО и глава района Александр Садчиков, с энтузиазмом принялся за дело. И уже в том же 2009 году на возвышенности близ станицы Чамлыкской был установлен поклонный крест. Создавая мемориал памяти, казаки не делили жертв войны на «красных» и «белых», они решили, что это будет крест примирения прошлого и настоящего. Фамилии погибших хранятся в капсуле у его основания. Семиметровое сооружение весом в полторы тонны покрыто золотой краской со светоотражающими частицами, чтобы видно было даже ночью.
- В истории каждого народа любая война оставляет неизгладимые раны, горе и душевные травмы, но раны, оставленные Гражданской войной, не зарастут никогда, - сказал в своем обращении директор департамента по делам казачества и военным вопросам администрации Краснодарского края Денис Конофьев, - и сегодня мы собрались здесь для того, чтобы вспомнить еще раз наших славных предков и сделать все для того, чтобы эти трагические события никогда не повторились в нашей истории славной России и Кубани.
Ежегодно здесь собираются кубанские казаки почтить память погибших и еще раз напомнить молодому поколению, что нельзя воевать против своего народа.
- Ради чего мы живем? Ради нашего подрастающего поколения, - с болью в душе сказал атаман Лабинского казачьего отдела Виктор Верзунов, - и здесь мы для них делаем исторические мероприятия. Они и для нас и для них памятные. Будем помнить свою историю, мы будем живы, казачество будет живо.
Такие истории имеют место быть в каждой станице Кубани. Долгие годы молчания всех, кто имел отношение к казачеству, предали забвению исторические факты. Но отрадно, что современное поколение с интересом узнает историю, чтобы строить будущее на ошибках прошлого.